г. Самара |
|
18 марта 2016 г. |
Дело N А72-14980/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В. и Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.12.2015 года по делу N А72-14980/2015 (судья Чудинова В.А.)
по заявлению Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, г.Ульяновск
к крестьянскому фермерскому хозяйству "Восток", Ульяновская область, Цильнинский район
о взыскании 335 200 руб.
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к крестьянскому фермерскому хозяйству "Восток" о взыскании субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в сумме 335.200 руб., в том числе из федерального бюджета - 243.800 руб.; из областного бюджета Ульяновской области - 91.400 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.12.2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.12.2015 года по делу N А72-14980/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв крестьянского фермерского хозяйства "Восток" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.12.2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц участвующих в деле не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, предметом спора является возврат полученных ответчиком субсидий в размере 335 200 руб. - средства на оказание несвязной поддержки в области растениеводства.
18.03.2014 между истцом и ответчиком было заключено соглашение N 240 о предоставлении субсидии, сроком действия до 31.12.2014 г.
В рассматриваемый период действовало Постановление Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 N 83-П "О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства", в редакции Постановлений Правительства Ульяновской области от 20.06.2014 N 250-П, от 20.11.2014 N 527-П (далее - Порядок в редакции постановлений NN 250-П, 527-П).
Порядок предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 N 83-П, в изложенной новой редакции Постановлений Правительства от 13.05.2015 N 192-П, от 28.07.2015 N 357-П, к спорным правоотношениям не применим.
Указанный Порядок в редакции постановлений N N 250-П, 527-П разработан в целях реализации мероприятия "Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям)" государственной программы Ульяновской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/420-П "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы" (далее - государственная программа), и устанавливает порядок и условия предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П получателями субсидий являются хозяйствующие субъекты, признаваемые в соответствии с законодательством сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - получатели субсидий).
Субсидии предоставляются с целью возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, улучшение плодородия и качества почв.
Субсидии в текущем финансовом году предоставляются получателям субсидий при условии производства получателями субсидий продукции растениеводства на территории Ульяновской области в предшествующем финансовом году и при постановке получателей субсидий на налоговый учет в налоговых органах на территории Ульяновской области по месту нахождения получателей субсидий, либо месту нахождения их обособленных подразделений на территории Ульяновской области, либо месту жительства получателей субсидий - глав крестьянских (фермерских) хозяйств (индивидуальных предпринимателей) на территории Ульяновской области (пункт 6 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П).
Субсидия выплачивается по ставкам на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, определяемым Министерством единовременно из расчета 100 процентов посевной площади сельскохозяйственных культур предшествующего финансового года, а при наличии сведений о показателях плодородия почв - с применением индивидуального корректирующего коэффициента (пункт 7 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П).
Министерство осуществляет проверку представленных документов и принимает решение о выдаче субсидий или об отказе в предоставлении субсидии.
По настоящему делу истцом было принято решение о выдаче субсидий в размере 335 200 руб. и указанные денежные средства перечислены ответчику согласно платежным поручениям от 19.03.2014, 28.03.2014.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как указано выше, в соответствии с Порядком, субсидия предоставляется с целью возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, улучшение плодородия и качества почв.
Пункт 3 части 3 статьи 78 БК РФ предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Заявленные требования истец обосновывает нарушением ответчиком пункта 8 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П, в частности, не выполнением гарантийного обязательства получателя субсидии о неснижении посевной площади в текущем финансовом году по сравнению с посевной площадью предшествующего финансового года (при наличии посевной площади в предшествующем году).
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Условия предоставления субсидии содержатся в пункте 6 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П.
При этом, не соблюдение заявителем указанных условий является основанием для отказа в предоставлении субсидий (пункт 6 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П), а не возврата субсидий.
Вместе с тем, основания для возврата субсидии указаны в пункте 16 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П.
Согласно пункту 16 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, либо установления факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений, либо образования остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, Министерство и (или) органы государственного финансового контроля обеспечивают возврат субсидии в областной бюджет Ульяновской области путем направления получателю субсидии в срок, не превышающий 10 календарных дней с момента установления одного из вышеперечисленных оснований, требования о необходимости возврата субсидии в течение 30 календарных дней с момента получения указанного требования.
Анализ указанного пункта позволят сделать вывод, что, основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении; во-вторых, представление недостоверных сведений; в-третьих, образование остатков субсидий.
Иными словами, на основании пункта 16 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П истец имеет право требовать возврата субсидии только в том случае, если условия, установленные при ее предоставлении, были нарушены ответчиком, а не органом, предоставившим субсидию, либо получателем субсидии представлены недостоверные сведения.
Ответчик является сельскохозяйственным товаропроизводителем, для получения субсидии ответчиком были представлены заявление, форма статистической отчетности за 2013 год (форма N 2-фермер).
Условием предоставления субсидии в текущем финансовом году является наличие посевной площади сельскохозяйственной культуры (далее - посевная площадь) в предшествующем финансовом году.
Субсидии предоставлены в 2014 году - их цель возмещение затрат, а не будущее финансирование. Наличие посевной площади в предшествующем году - 2013 подтверждается формой 2-фермер и все эти документы должны быть проверены министерством в момент выдачи субсидии.
Доказательств того, что ответчиком были представлены недостоверные сведения, не представлено.
Как указано выше, в соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь товаропроизводителю по компенсации его затрат на определенную, признанную публичным образованием значимой деятельность (это и есть условия предоставления субсидии, а не деятельность по представлению документов). Цели субсидии ИП ответчиком соблюдены. Иное не доказано.
Доказательства того, что ответчиком субсидии использованы на иные цели, а не на затраты на проведение комплекса агротехнологических работ, истцом в материалы дела не представлены.
Доказательства образования остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, суду первой инстанции также не представлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что истцом не доказано наличие условий для возврата субсидии.
На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.12.2015 года по делу N А72-14980/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-14980/2015
Истец: Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
Ответчик: КФХ "Восток", КФХ Восток