г. Москва |
|
17 марта 2016 г. |
Дело N А41-58854/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Миришова Э.С.,
судей: Быкова В.П., Закутской С.А.
при ведении протокола судебного заседания Красеньковой Т.Ю.
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Автобытдор" на решение Арбитражного суда Московской области от 15 января 2016 года по делу N А41-58854/15
В судебном заседании участвуют представители:
от МУП "Автобытдор": представитель не явился, извещен;
от Комитету имущественных отношений Администрации городского округа Королев Московской области: Сафарова З.А. представитель по доверенности N 08 от 11.01.2016 г., паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных отношений Администрации городского округа Королев Московской области обратился в арбитражный суд с иском к муниципальному унитарному предприятию "Автобытдор" (МУП "Автобытдор") о взыскании задолженности по перечислению в бюджет части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, в размере 12200000 рублей, взыскании неустойки (пени) в размере 1319632 рубля 98 копеек.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Администрация городского округа Королев Московской области
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 января 2016 года по делу N А41-58854/15 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, МУП "Автобытдор" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Московской области от 15 января 2016 года по делу N А41-58854/15 в которой просило решение суда первой инстанции отменить и по делу принять новый судебный акт.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя МУП "Автобытдор" надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://10aas.arbitr.ru/) в соответствии с положением части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Представитель Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Королев Московской области возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения, представила письменные пояснения.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
далее - ГК РФ) и п.п.1,2 ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования этого имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, за которым оно закреплено.
. Согласно п.п.1, 2 ст. 17 Закона N 161-ФЗ собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственника в отношении муниципальной собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Так, в соответствии с вышеизложенными требованиями законодательства Совет депутатов города Королёва Московской области выпустило Решение от 12.11.2008 г. N 359/57 "Об утверждении Положения "О порядке перечисления в бюджет города Королёва Московской области части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей" (далее - Положение).
Решением Совета депутатов города Королёва Московской области от 16.10.2013 г. N 71/298 "Об установлении на 2014 год размера отчислений части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в бюджет города Королёва Московской области" установлен размер отчислений в объеме 50% от чистой прибыли полученной муниципальными унитарными предприятиями в 2013 году.
Указанные Решения Совета депутатов в силу действия п. 17 4.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" являются муниципальными правовыми актами, принятые органом местного самоуправления, документально оформлены и обязательны для исполнения на всей территории Муниципального образования "Городской округ Королёв Московской области".
Таким образом, согласно ст.ст.41, 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, относится к доходам муниципального образования.
Кроме того, п.4.3. Положения предусмотрено, что за нарушение сроков перечисления части прибыли, подлежащей уплате в местный бюджет, применяются финансовые санкции в виде взыскания пеней в размере, установленном федеральным законодательством.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно ст.ст.ЗЗО, 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Сумма соответствующих пеней должна быть оплачена Ответчиком помимо причитающейся к уплате части прибыли предприятия. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате части прибыли начиная со дня, следующего за установленным данным Положением сроком уплаты части прибыли. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы части прибыли Ответчика. Процентная ставка пеней принимается равной 1/360 действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, Комитет имущественных отношений Администрации городского округа Королёв Московской области считает, что взыскание неустойки (пеней) за просрочку исполнения обязательств по перечислению части прибыли в бюджет муниципального образования, законно.
МУП "Автобытдор" погашая основную сумму задолженности, а именно 12 200 000,00 (копия платежного поручения N 2647 от 19.11.2015 г.) после подачи искового заявления, обязано уплатить начисленную неустойку (пени) за просрочку исполнения обязательства в размере 1319632,98 рубля, в соответствии с требованиями, установленными Положением "О порядке перечисления в бюджет города Королёва Московской области части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей"
Согласно статье 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК РФ собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Согласно пункту 2 статьи 17 упомянутого федерального закона государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Решением Совета депутатов города Королева Московской области N 359/57 от 12 ноября 2008 года было утверждено Положение "О порядке перечисления в бюджет города Королева Московской области части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей".
Согласно пункту 1.3 Положения администратором доходов местного бюджета от поступлений части прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в бюджет города Королева Московской области является Комитет имущественных отношений Администрации города Королева Московской области.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения размер отчислений в виде процента от части прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, устанавливается решением Совета депутатов города Королева Московской области.
Пунктом 3.4 Положения установлено, что платеж по расчету за год производится муниципальными предприятиями не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно пункту 4.3 Положения за нарушение сроков перечисления части прибыли, подлежащей уплате в местный бюджет, применяются финансовые санкции в виде взыскания пеней в размере, установленном федеральным законодательством.
Решением Совета депутатов города Королева Московской области от 16 октября 2013 года N 71/298 "Об установлении на 2014 год размера отчислений части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в бюджет города Королева Московской области" установлен размер отчислений в объеме 50 % от чистой прибыли, полученной муниципальными унитарными предприятиями в 2013 году.
Из имеющихся в деле доказательств следует, что учредителем МУП "Автобытдор" и собственником имущества предприятия является муниципальное образование "Городской округ Королев Московской области".
Согласно данным бухгалтерского баланса МУП "Автобытдор" чистая прибыль предприятия за период с января 2013 года по декабрь 2013 года составила 24400000 рублей.
Таким образом, размер отчисления части прибыли в бюджет муниципального образования составил 12200000 рублей.
Вопреки приведенным выше правовым нормам о сроке перечисления в бюджет части прибыли от использования муниципального имущества (не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным), ответчик МУП "Автобытдор" перечислил часть прибыли за 2013 год в размере 12200000 рублей только 19 ноября 2015 года, что подтверждено платежным поручением N 2647 от 19 ноября 2015 года.
При таких обстоятельствах требование Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Королев Московской области о взыскании с ответчика неустойки (пени), рассчитанной в порядке статьи 395 ГК РФ по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, равной 8,25 % годовых, за период просрочки платежа с 16 апреля 2014 года по 31 июля 2015 года (дата составления искового заявления), является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московского области от 15 января 2016 года по делу N А41-58854/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Э.С. Миришов |
Судьи |
В.П. Быков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-58854/2015
Истец: Комитет имущественных отношений Администрации городского округа Королев Московской области
Ответчик: МУП "Автобытдор"
Третье лицо: Администрация городского округа Королев Московской области