г. Пермь |
|
18 марта 2016 г. |
Дело N А50-27365/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Муравьевой Е. Ю., Щеклеиной Л. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Погореловой Д. М.
при участии:
от заявителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (ОГРН 1095262008698, ИНН 5262244282): Дуденкова Н. Е., удостоверение, доверенность от 31.12.2015;
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Айкай" (ОГРН 1041804301318, ИНН 1835060932): Зитева К. А., паспорт, доверенность от 26.12.2015;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 января 2016 года по делу N А50-27365/2015,
принятое судьей Мухитовой Е. М.,
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "Айкай"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу (далее - Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Айкай" (далее - общество, ООО "Айкай") к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.01.2016 (резолютивная часть решения объявлена 13.01.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о привлечении ООО "Айкай" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ с конфискацией алкогольной продукции.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о наличии в действиях общества вины в совершении вменяемого правонарушения и, как следствие, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ. Административный орган полагает, что исполнение норм Закона о несостоятельности (банкротстве) не освобождает общество от соблюдения норм Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции. Ссылаясь на положения абз. 1 п. 1 ч. 1 ст. 25 указанного Закона, считает подлежащей изъятию и последующему уничтожению спорную алкогольную продукцию, которая неправомерно возвращена судом обществу.
Заинтересованным лицом представлен отзыв с возражениями на доводы жалобы, в котором общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы жалобы и отзыва на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Управление от конкурсного управляющего ООО "Айкай" поступило ходатайство (от 04.08.2015 г. N С4-3870), адресованное Арбитражному суду Пермского края, об установлении начальной продажной цены имущества ответчика (нереализованные остатки алкогольной продукции).
Из ходатайства следовало, что в ходе инвентаризации имущества общества, конкурсным управляющим Лихачевым А.В. выявлено имущество (остатки нереализованной алкогольной продукции), находящиеся в залоге у ООО "Региональная Торговая Сеть", ИНН 1832109795, по договору залога товара в обороте N 12-IZH-102-00001/зт1 от 28.03.2012 с дополнительным соглашением N 12-12Н-102-00001/зт1-02 от 29.08.2013 и хранящиеся по адресу: Россия, г. Ижевск, ул. Маяковского, д. 21.
Согласно сведений из ЕГРЮЛ по состоянию на 08.09.2015 общество находится в стадии ликвидации.
Установив согласно сведений из государственного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка РФ, что у общества "Айкай" срок действия лицензии истек 26.08.2014; у ООО "Региональная Торговая Сеть" срок действия лицензии прекращен 18.07.2014, Управление усмотрело в действиях ООО "Айкай" признаки события административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ (оборот (хранение) алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии).
По указанным фактам 08.09.2015 Управлением вынесено определение N 06-12/273 о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ и проведении административного расследования в отношении ООО "Айкай".
В результате осмотра складского помещения, в котором общество осуществляет деятельность по хранению алкогольной продукции, установлено: склад алкогольной продукции, расположен по адресу: Республика Удмуртия, г. Ижевск, ул. Маяковского, д. 21; в складском помещении ООО "Айкай" имеется алкогольная продукция, как отечественного, так и импортного производства; лицензия на хранение алкогольной продукции ответчиком в складском помещении, расположенном по указанному адресу, не представлена.
Указанные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 08.09.2015 N 06-12/273-1.
В рамках производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Айкай" должностным лицом Управления на основании ст. 27.14, 28.3 КоАП РФ наложен арест на вышеуказанную алкогольную продукцию.
Арестованная алкогольная продукция передана на ответственное хранение конкурсному управляющему ответчика Лихачеву А. В., о чем составлен протокол ареста от 10.09.2015 N 06-12/273-3.
09.11.2015 по материалам проверки должностным лицом заявителя составлен в отношении общества протокол N 06-12/273 об административном правонарушении, которое квалифицировано административным органом по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении организации к указанной административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении требований административного органа, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения ввиду отсутствия вины ООО "Айкай" в его совершении; арестованная алкогольная продукция возвращена обществу.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения и соблюдения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) определено, что под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции; алкогольной продукцией является пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
На основании ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ деятельность по хранению алкогольной продукции, а также по розничной продаже алкогольной продукции подлежат лицензированию.
В силу п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещены производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Согласно ч. 5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В силу требований п. 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Административным органом в ходе административного расследования установлено, материалами дела подтверждается (в том числе протоколом осмотра территорий от 08.09.2015, протоколом ареста от 10.09.2015, объяснениями ООО "Айкай" от 06.11.2015, протоколом об административном правонарушении от 09.11.2015) и обществом не опровергается факт осуществления деятельности по обороту (хранению) алкогольной продукции по адресу: г. Ижевск, ул. Маяковского, д. 21 в нарушение требований п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ в отсутствии соответствующей лицензии (лицензия на хранение алкогольной продукции ответчиком в складском помещении, расположенном по адресу г. Ижевск, ул. Маяковского, д. 21, не представлена; срок действия лицензии общества истек 26.08.2014; у ООО "Региональная Торговая Сеть" срок действия лицензии прекращен 18.07.2014).
Указанные обстоятельства образуют объективную сторону правонарушения (оборот в виде хранения алкогольной продукции без соответствующей лицензии), ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Проанализировав доводы общества, приняв во внимание вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда в рамках дела о банкротстве N А50-6121/2014 от 09.09.2015 по установлению порядка и начальной цене продажи нереализованных остатков алкогольной продукции ООО "Айкай", к участию в качестве третьего лица без самостоятельных требований при рассмотрении ходатайства общества в котором было привлечено Управление, занимавшее пассивную позицию и не заявлявшее о хранении продукции в нарушение действующего законодательства, суд признал вину общества, обязанного во исполнение указанных судебных актов продать остатки спорной продукции, в совершении рассматриваемого правонарушения отсутствующей.
Апелляционный суд считает оценку отсутствия виновных действий (бездействия) общества судом первой инстанции, мотивированную названными обстоятельствами, необоснованной. Вместе с тем, не усматривает оснований для переоценки самого вывода об отсутствии вины общества, полагая, при этом, имеющиеся неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не опровергнутые административным органом, на которые указывает общество, толкуемые апелляционным судом в его пользу.
При таких обстоятельствах, состав административного правонарушения в действиях (бездействии) ООО "Айкай" не доказан административным органом таким образом, как этого требует КоАП РФ.
Вместе с тем, отсутствие состава административного правонарушения и отказ в удовлетворении требований административного органа необоснованно расценен судом первой инстанции в качестве обстоятельства, являющегося основанием для возврата обществу алкогольной продукции, на которую наложен арест согласно протоколу N 06-12/273-3 от 10.09.2015 (ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ). При этом, судом не учтено следующее.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 171-ФЗ определено, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются, в том числе без соответствующих лицензий, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что в рассматриваемом случаю указанное исключение не применимо; хранение алкогольной продукции общество осуществляло за рамками указанного срока, условия, в которых осуществлялось хранение алкогольной продукции, Управлению неизвестны, контроль за хранением со стороны Управления не осуществлялся, незаконно находящаяся в обороте алкогольная продукция в силу положений ч. 1 ст. 25 Закона подлежала изъятию из оборота.
В силу ч. 2 ст. 25 Федерального закона N 171-ФЗ изъятые этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, подлежат вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15.1 постановления N10 от 02.06.2004 разъяснил, что в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
Арбитражный суд, вынося решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, в том числе по мотиву пропуска установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, не вправе применить административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения. Вместе с тем, в резолютивной части соответствующего решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10 Кодекса.
Если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
С учетом изложенного, независимо от привлечения либо не привлечения общества к административной ответственности, незаконно находящаяся в обороте продукция (как это установлено в рассматриваемом деле), подлежит изъятию из оборота.
Ссылки общества в возражениях на жалобу на приоритет норм Закона о несостоятельности (банкротстве) (общество, признанное решением арбитражного суда от 05.05.2014 по делу N А50-6121/2014 банкротом, находится в процедуре конкурсного производства, срок которого продлен до 15.04.2016 и спорные нереализованные остатки алкогольной продукции включены в конкурсную массу должника), подлежат отклонению.
В данном конкретном случае необходимо исходить из паритета норм Закона о несостоятельности (банкротстве) и Федерального закона N 171-ФЗ с учетом защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, которым может быть нанесен вред допуском в оборот нелегальной алкогольной и спиртосодержащей продукции (размещение соответствующей продукции на нелицензированном складе может иметь пагубное влияние на качество данной продукции).
Более того, в унисон изложенному, положениями ст. 131 Закона о несостоятельности (банкротстве) регламентировано, что из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается, в том числе имущество, изъятое из оборота.
Принятые и вступившие в законную силу в рамках дела о банкротстве судебные акты по установлению порядка и начальной цене продажи нереализованных остатков алкогольной продукции ООО "Айкай" не могут свидетельствовать о легализации находящейся в незаконном обороте алкогольной продукции и иметь какое-либо преюдициальное значение для рассматриваемого дела, о чем указывает в возражениях на жалобу заинтересованное лицо. Более того, обстоятельства нахождения указанной продукции в законном обороте не исследовались в рамках рассмотрения соответствующих ходатайств общества и вынесении определений 09.09.2015 в деле о банкротстве. Обстоятельства, подтверждающие нахождение в незаконном обороте алкогольной продукции, установлены Управлением в ходе административного расследования, по окончании которого составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
При совокупности установленных обстоятельств и правовом регулировании решение суда первой инстанции подлежит изменению, из резолютивной части решения следует исключить второй абзац о возврате ООО "Айкай" алкогольной продукции, на которую произведен арест; арестованную согласно протоколу ареста N 16-12/273-3 от 10.09.2015 алкогольную продукцию по перечню, указанному в протоколе, надлежит изъять из незаконного оборота и передать Управлению для решения вопроса о ее переработке или уничтожении в установленном порядке.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 января 2016 года по делу N А50-27365/2015 изменить.
Исключить из резолютивной части второй абзац о возврате обществу с ограниченной ответственностью "Айкай" алкогольной продукции, на которую произведен арест согласно протоколу ареста N 06-12/273-3 от 10.09.2015.
Дополнить резолютивную часть абзацем следующего содержания:
"Арестованную согласно протоколу ареста N 16-12/273-3 от 10.09.2015 алкогольную продукцию по перечню, указанному в протоколе, изъять из незаконного оборота и передать Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу для решения вопроса о ее переработке или уничтожении в установленном порядке".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-27365/2015
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ООО "АЙКАЙ"