г. Томск |
|
18 марта 2016 г. |
Дело N А67-7847/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.03.2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.03.2016.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Б. Нагишевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Г. Семененко
при участии в судебном заседании представителя ответчика Департамента финансов администрации Города Томска Кондрашевой Е.А. по доверенности от 11.01.2016,
рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Департамента финансов администрации г. Томска (07АП-703/16) на решение Арбитражного суда Томской области от 13.01.2016 г. по делу N А67-7847/2015 (судья С.Г. Аксиньин)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Солнечная - Сервис" (ИНН 7017268810, ОГРН 1107017015764) к муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации Города Томска (ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706), Департамента финансов администрации Города Томска (ИНН 7021023925, ОГРН 1037000090511) о взыскании 12 819,85 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Солнечная - Сервис" (далее - ООО "Компания "Солнечная - Сервис") обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации Города Томска о взыскании 11 556,10 руб. основной задолженности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Старо-Деповская, д. 1А, за период с 09.07.2013 по 31.10.2015 и 1 263,75 руб. неустойки, начисленной в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за период с 12.08.2013 по 05.11.2015. Кроме того, истец просил взыскать с ответчика 5 000 руб. в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя.
Исковые требования обоснованы ссылками на положения статей 39, 153, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 307, 310, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что ответчик, владея на праве собственности квартирой N 86, расположенной в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, Старо-Деповская, 1А, ненадлежащим образом исполняет обязанности по оплате истцу услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома. В связи с просрочкой уплаты задолженности истцом начислена пеня.
Определением арбитражного суда от 18.11.2015 департамент финансов администрации Города Томска привлечен к участию в деле в качестве представителя ответчика.
Дело судом рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Томской области от 13.01.2016 года исковые требования удовлетворены частично: с департамента финансов администрации Города Томска за счет казны муниципального образования "Город Томск" в пользу ООО "Компания "Солнечная - Сервис" взыскано 11 556,10 руб. основной задолженности, 1 237,44 руб. неустойки, 4 989,74 руб. в возмещение расходов по оплате услуг представителя, 1 995,90 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, всего 19 779,18 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, департамент финансов администрации г. Томска обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что надлежащим представителем муниципального образования "Город Томск" в рамках настоящего дела является администрация г. Томска.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента поддержала доводы апелляционной жалобы. Просила решение по делу отменить и принять новый судебный акт. Расчет задолженности не оспорила.
В соответствии со статьёй 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей истца и администрации г. Томска, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, жилая комната в квартире N 86 площадью 17 кв.м, расположенной в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, Старо-Деповская, 1А, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "Город Томск", о чем в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.07.2013 сделана запись регистрации N 70-70-01/199/2013-289.
Согласно протоколу счетной комиссии общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Старо-Деповская, 1А, от 26.01.2011 в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, решено заключить договор управления многоквартирным домом с ООО "Компания "Солнечная - Сервис" в редакции, предложенной управляющей организацией. В соответствии с указанным протоколом общим собранием утвержден размер платы за содержание общего имущества, за текущий ремонт общего имущества, за капитальный ремонт, за вывоз ТБО, за обслуживание общедомового прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с протоколом общего собрания собственником помещения многоквартирного дома по адресу: г. Томска, ул. Старо-Деповская, 1А, от 01.04.2013 общим собранием утверждены новые тарифы на содержание и ремонт общего имущества указанного дома: содержание общего имущества - 11,44 руб. за 1 кв.м., техническое обслуживание общего имущества - 8,30 руб. за 1 кв.м., вывоз ТБО - 2,19 руб. за 1 кв.м., обслуживание приборов учета тепла - 0,95 руб. за 1 кв.м., ремонт общего имущества дома - 11,40 кв.м.
Согласно протоколу общего собрания собственником помещения многоквартирного дома по адресу: г. Томска, ул. Старо-Деповская, 1А, от 27.03.2015 с 01.04.2015 утверждены следующие тарифы: содержание общего имущества - 12,12 руб. за 1 кв.м., техническое обслуживание общего имущества - 8,41 руб. за 1 кв.м., вывоз ТБО - 2,76 руб. за 1 кв.м., обслуживание п/у тепла - 0,95 руб. за 1 кв.м.
Истцом заключены договоры об оказании возмездных услуг по обслуживанию жилого дома.
Указывая, что ответчик, являясь владельцем жилого помещения в доме по ул. Старо-Деповская, 1А, в г. Томске, обязанность по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме не исполнил в полном объеме, истец обратился с настоящим иском в суд.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 ГК РФ и пункта 1 статьи 39 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Исходя из пункта 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией. При этом отсутствие письменного договора заключенного между истцом и собственником помещений в многоквартирном доме не освобождает собственника от обязанности в силу закона нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник каждого помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество. Участие в расходах осуществляется путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 2 статьи 39, часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации; подпункт "г" пункта 19 "Правил пользования жилыми помещениями", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25).
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления с управляющей организацией заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, на условиях, указанных в решении общего собрания. При этом условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пунктам 2, 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Материалами дела подтверждается принадлежность муниципальному образованию "Город Томск" на праве собственности комнаты в квартире N 86, площадью 17 кв.м., расположенной в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, Старо-Деповская, 1А
Следуя материалам дела, общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Старо-Деповская, 1А, утвержден размер платы за текущий ремонт и содержание общего имущества в заявленный период; стоимость услуг охраны и обслуживанию домофона определены в соответствии с пунктом 4.2.11 договора управления многоквартирным домом.
Согласно расчету истца задолженность с применением указанных тарифов, за период с 09.07.2013 по 31.10.2015 составила 11 556,10 руб.
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Расчет задолженности и наличие задолженности перед истцом в размере 11 556,10 руб. ответчиком не оспаривается. Доказательства оказания истцом услуг по содержанию общего имущества в меньшем объеме, применения истцом при расчете неправильных данных ответчиком в материалы дела не представлены, как и не представлены доказательства оплаты задолженности.
Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика задолженности за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Старо-Деповская, д. 1А, за спорный период является обоснованным.
Согласно пункту 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
В связи с просрочкой оплаты основной задолженности истец начислил ответчику пени в соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в размере 1 263,75 руб. за период с 12.08.2013 по 05.11.2015.
Расчет проверен судом первой инстанции и признан неверным.
Произведя перерасчет суммы неустойки, суд первой инстанции определил, что подлежащая ко взысканию сумма неустойки составляет 1 237,44 руб.
Расчет неустойки суд апелляционной инстанции проверил и признан правильным, контррасчет ответчиком не представлен.
Апелляционная жалоба доводов в части неустойки не содержит.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Департамент не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В силу пункта 1 статьи 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной собственности, то есть взыскание может производиться за счет казны.
Департамент финансов согласно Положению, утвержденному решением Думы города Томска от 15.09.2005 N 1001, является финансовым органом администрации города Томска, обеспечивает проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирует деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления (пункт 1.2 Положения). Департамент финансов имеет право выступать в пределах своей компетенции от имени администрации г. Томска и муниципального образования "Город Томск" (пункт 1.6 Положения).
Согласно пунктам 3.57, 3.58 Положения Департамент финансов составляет и ведет реестр расходных обязательств г. Томска, представляет интересы муниципального образования "Город Томск" по искам к муниципальному образованию в случае отсутствия главного распорядителя бюджетных средств, к ведомственной принадлежности которого относятся спорные правоотношения, и при отсутствии иного органа, обладающего необходимыми полномочиями.
Как правильно, указано судом первой инстанции в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие иного бюджетного органа, в полномочия которого входит представление интересов Муниципального образования "Город Томск" по вопросам о предъявлении требований о взыскании долга по договорам муниципального образования, в связи с чем таким органом не может быть признана Администрация г. Томска.
Таким образом, удовлетворение судом иска к Муниципальному образованию "Город Томск" в лице Департамента финансов за счет казны муниципального образования соответствует статьям 124, 125 Гражданского Кодекса РФ, разъяснениям, содержащимся в пунктах 1, 2 Постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного Кодекса Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 13.01.2016 г. по делу N А67-7847/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным п.4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий |
О.Б. Нагишева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-7847/2015
Истец: ООО "Компания "Солнечная-Сервис"
Ответчик: Муниципальное образование "Город Томск"(Администрация Города Томска)
Третье лицо: Департамент финансов Администрации города Томска, Павлова Н С, Павлова Наталья Сергеевна