г. Самара |
|
18 марта 2016 г. |
Дело N А65-18066/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плехановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16.03.2016 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2015 по делу N А65-18066/2015 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению акционерного общества "Иннополис" (ИНН 1655257880, ОГРН 1121690086528), г.Иннополис Верхнеуслонского района Республики Татарстан, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "СКИФ-К" (ИНН 1659076797, ОГРН 1071690065501), г.Казань, федерального государственного унитарного предприятия "Связь-Безопасность" (ИНН 7724232168, ОГРН 1027700495151), г.Москва, Центра лицензионно-разрешительной работы МВД по Республике Татарстан, г.Казань, об оспаривании решения и предписания
в судебном заседании приняла участие представитель ФГУП "Связь-Безопасность" Аничкина Н.С. (доверенность от 09.12.2015),
представители других лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Иннополис" (далее - АО "Иннополис") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) от 29.06.2015 по жалобе N Т04-145/2015 и его предписания от 29.06.2015 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о закупках, защите конкуренции, выданного во исполнение вышеуказанного решения.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "СКИФ-К" (далее - ООО "ЧОП "СКИФ-К"), федеральное государственное унитарное предприятие "Связь-Безопасность" (далее - ФГУП "Связь-Безопасность"), Центр лицензионно-разрешительной работы МВД по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2015 по делу N А65-18066/2015 указанное заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Татарстанское УФАС России просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению Татарстанского УФАС России, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
АО "Иннополис" и ФГУП "Связь-Безопасность" в отзывах апелляционную жалобу отклонили.
В судебном заседании представитель ФГУП "Связь-Безопасность" отклонила апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзывах, выступлении представителя ФГУП "Связь-Безопасность" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы ООО "ЧОП "СКИФ-К" на действия комиссия заказчика - АО "Иннополис" при проведении открытого конкурса в электронной форме на предмет: "На право заключения договора на оказание услуг по охране объектов" (извещение N 31502254485) Татарстанское УФАС России приняло решение от 29.06.2015, которым признало АО "Иннополис" нарушившим требования пункта 7.5.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Иннополис", пунктов 1 и 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании указанного решения Татарстанское УФАС России выдало АО "Иннополис" предписание от 29.06.2015 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о закупках, защите конкуренции. В предписании указано на необходимость отмены всех протоколов при проведении упомянутого конкурса в электронной форме и рассмотреть заявки участников данного конкурса повторно.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно признал указанные решение и предписание незаконными.
В силу пункта 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с частью первой статьи 11 Закона Российской Федерации 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 данного закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Согласно пункту 7 части третьей статьи 3 Закона N 2487-1 (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 534-ФЗ) в целях охраны разрешается предоставление услуги по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона N 2487-1 (то есть за исключением объектов государственной охраны и охраняемых объектов, предусмотренных Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", а также объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).
Частью первой статьи 11.2 Закона N 2487-1 предусмотрено, что предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, следующими принципами: целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Во исполнение требований статьи 2 Закона о закупках решением Совета директоров ОАО "Иннополис" утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Иннополис" (далее - Положение о закупках).
Пунктом 7.5.1 Положения о закупках предусмотрено, что заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям федерального законодательства, данного Положения, извещению об осуществлении закупки, требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 7.5.2 Положения о закупках закупочная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник закупки, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику закупки, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно пункту 4.1 документации о закупке комиссия не допускает заявки, если участники, их подавшие, не соответствуют требованиям документации, в том числе если участники не могут оказать охранные услуги в объеме, указанном в техническом задании.
В техническом задании документации о закупке содержались основные требования к оказанию услуг, в том числе требования к системе антитеррористической защищенности объектов, которая должна обеспечивать возможность проверки у лиц, находящихся на объектах (территориях), документов, удостоверяющих их личность, а также документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества; проведения осмотра и досмотра транспортных средств при их въезде (выезде); задержания и доставления в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; беспрепятственного входа в помещения объектов (территорий) и осмотра их при преследовании лиц, незаконно проникших на объекты (территории), а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений; оперативной ликвидации последствий террористических актов.
Полномочия сотрудников частной охранной организации, предоставленные им Законом N 2487-1, не позволят в полном объеме выполнить требования, необходимые для обеспечения антитеррористической защищенности в соответствии с требованиями документации об указанной закупке и соответствующего технического задания.
В частности, работник частной охранной организации не вправе проверять у лиц, находящихся на объектах (территориях), документы, удостоверяющие их личность, производить досмотр транспортных средств при их въезде (выезде). Работник частной охранной организации также не имеет право беспрепятственного входа в помещения объектов (территорий) и осмотра их при преследовании лиц, незаконно проникших на объекты (территории).
Причем документацией об указанной закупке предусмотрено, что услуги должны быть оказаны собственными силами и средствами, что исключает возможность исполнителя привлечения к оказанию услуг субисполнителей (статья 780 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, в составе заявки на участие в конкурсе ООО "ЧОП "Скиф" представило лицензию от 26.01.2013 N 0718 на осуществление частной охранной деятельности, согласно которой в перечень разрешенных видов услуг не входят услуги, определенные пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона N 2487-1, то есть услуги по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Таким образом, комиссия АО "Иннополис" обоснованно не допустила ООО "ЧОП "СКИФ-К" к участию в открытом конкурсе в электронной форме, поскольку данная организация не соответствует условиям документации о закупке и, соответственно, не сможет своими силами и средствами обеспечить реализацию обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности.
Татарстанское УФАС России мотивировало свое решение от 29.06.2015 тем, что в составе заявки ООО "ЧОП "СКИФ-К" имелось письмо Центра Лицензионно-разрешительной работы МВД РФ по Республике Татарстан (далее ЦЛРР) от 21.05.2015 N 53/1106 о том, что до внесения изменений в Положение о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498, и установления лицензионных требований, а также перечня документов, предоставляемых соискателем лицензии, правовые основания для рассмотрения заявлений о выдаче лицензий на указанную охранную услугу отсутствуют; для оказания услуг, определенных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона N 2487-1 (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 534-ФЗ), достаточно ранее выданной лицензии.
Между тем ЦЛРР не является органом, имеющим право давать официальные разъяснения и толкования нормативно-правовых актов Российской Федерации, в связи с чем письмо от 21.05.2015 N 53/1106 не может являться основанием для принятия решения о наличии у ООО "ЧОП "СКИФ-К" права оказывать услуги, определенные пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона N 2487-1.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ЦЛРР признал ошибочным направление письма от 21.05.2015 N 53/1106.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Доводы, приведенные Татарстанским УФАС России в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2015 года по делу N А65-18066/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18066/2015
Истец: ОАО "ИННОПОЛИС", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан г. Казани, г. Казань
Третье лицо: ООО "Частное охранное предприятие "СКИФ-К", ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность", Центр лицензионно-разрешительной работы МВД по РТ, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2246/16
25.01.2016 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1047/16
25.01.2016 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18066/15
04.12.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18066/15