г. Томск |
|
18 марта 2016 г. |
Дело N А45-13209/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2016 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. без использования средств аудиозаписи
от лиц, участвующих в деле: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Апалькова Владимира Николаевича
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 23 декабря 2015 года по делу N А45-13209/2015 (судья Булахова Е.И.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Апалькова Владимира Николаевича, Новосибирская область (ИНН 542605531722, ОГРНИП 307545609600029), Кочковский район, с. Кочки,
к Администрации Красносибирского сельсовета Кочковского района Новосибирской области
о признании незаконными бездействия
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кетта Анатолий Петрович, с. Криводановка; индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Чеботникова Ольга Григорьевна, с. Красная Сибирь; закрытое акционерное общество "Красносибирское", с. Красная Сибирь; Администрация Кочковского района Новосибирской области, с. Кочки
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель глава крестьянско-фермерского хозяйства Апальков Владимир Николаевич (далее - ИП Апальков В.Н., заявитель) обратился в арбитражный суд Новосибирской области с уточненным заявлением к Администрации Красносибирского сельсовета Кочковского района Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившееся в уклонении от предоставления земельного участка площадью 4200000 кв.м. с кадастровым номером 54:12:021909:664 и земельного участка площадью 3760000 кв.м. с кадастровым номером 54:12:021909:663 из земель сельскохозяйственного назначения, об обязании Администрации Красносибирского сельсовета устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявлений от 03.03.2015, зарегистрированных за N 1 и за N 2 05.03.2015 в порядке и сроки, установленные статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции до 01.03.2015).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кетта Анатолий Петрович (далее- ИП Кетта А.П.), индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Чеботникова Ольга Григорьевна (далее- Чеботникова О.Г.), закрытое акционерное общество "Красносибирское" (далее- ЗАО "Красносибирское").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Апальков в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на необоснованность выводов суда, статья 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельного участка, предусмотренного статьей 34 Земельного Кодекса РФ и не требуется проведение аукциона для реализации на него права; просит решение суда отменить и вынести новое решение - удовлетворить заявленные требования.
Администрация, ИП КфХ Чеботникова О.Г. в представленных отзывах просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ИП КфХ Кетта А.П., ЗАО "Красносибирское" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, представленных отзывов на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Заявитель основывает свое право на предоставление земельного участка пунктом 4 статьи 12 Федерального Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее- Закон N 74-ФЗ, Закон о фермерском хозяйстве), в связи с чем, считает, неправомерным принятие Администрацией Красносибирского сельсовета решения о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды спорного земельного участка при поступлении в Администрацию аналогичных заявлений иных заинтересованных лиц, о чем сообщено в письме от 20.03.2015 N 1 на заявление ИП Апалькова В.Н. от 03.03.2015 о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 3760000 кв.м. с кадастровым номером 54:12:021909:663, земельного участка площадью 4200000 кв.м. с кадастровым номером 54:12:021909:664 из земель сельскохозяйственного назначения для расширения деятельности фермерского хозяйства, с приложением кадастровых паспортов спорных земельных участков.
Разрешая спор, суд исходил из того, что к спорным правоотношениям, связанным с предоставлением земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в случае наличия на него притязаний нескольких лиц, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N101-ФЗ), Земельного Кодекса Российской Федерации, из системного толкования которых следует предоставление в таких случаях земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу.
В силу статей 198, 200, 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные функции, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких актов закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Закон о фермерском хозяйстве, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае подачи двух и более заявок таких лиц.
В связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ с 01.03.2015 статья 81 Земельного кодекса Российской Федерации и ряд положений статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве утратили силу, с этого момента законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков для целей осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, предусматривающий, в том числе, обязательное публичное информирование о предоставлении земельного участка, направленное на обеспечение гарантии равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.05.2015 N 310-ЭС14-7728, поскольку для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Применение этой нормы в рассматриваемой случае вытекает также из статьи 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которой участниками отношений, регулируемых Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Как следует из материалов дела, испрашиваемые земельные участки площадью 3760000 кв. м с кадастровым номером 54:12:021909:663, площадью 4200000 кв.м с кадастровым номером 54:12:021909:664 поставлены предпринимателем на кадастровый учет.
05.03.2015 заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлениями о предоставлении в аренду указанных земельных участков.
В Администрацию Красносибирского сельсовета также поступили заявления индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чеботниковой О.Г. (06.03.2015 г.), индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кетта А.П. (19.03.2015) о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровым номером 54:12:021909:663, с кадастровым номером 54:12:021909:664 для осуществления фермерским хозяйством его деятельности.
Письмом от 20.03.2015 N 1 Апалькову В.Н. было сообщено о поступлении аналогичных заявлений от иных заинтересованных лиц и о необходимости в данном случае проведения аукциона.
Учитывая вышеизложенные нормы права, а также положения статьи 39.18 ЗК РФ (в редакции после 01.03.2015 г.), суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявление ИП Апалькова В.Н. при наличии нескольких заявок на испрашиваемый земельный участок подлежало выставлению на торги по правилам номрм Земельного Кодекса Российской Федерации и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Факт оплаты кадастровых работ и официальной процедуры выдачи кадастровых документов не установлен законом в качестве обстоятельства, дающего какие-либо преимущества.
Постановление мирового судьи о назначении административного наказания от 10.04.2015 г. должностному лицу Администрации Кочковского района Новосибирской области, не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, на что ссылается заявитель, и не содержит обстоятельств применительно к порядку предоставления земельных участков земель сельскохозяйственного назначения.
С учетом изложенного, доводы заявителя о том, что при рассмотрении данного дела следует применить статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, то есть до 01.03.2015, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичные доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, не подтверждают существенных нарушений судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23 декабря 2015 года по делу N А45-13209/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-13209/2015
Истец: ИП глава крестьянско-фермерского хозяйства Апальков Владимир Николаевич, ИП Глава КФХ Апальков В. Н.
Ответчик: Администрация Красносибирского сельсовета Кочковского района Новосибирской области
Третье лицо: Администрация Кочковского района, ЗАО "Красносибирское", ИП Глава КФХ Кетта А. П., ИП Глава КФХ Чеботникова О. Г., ИП Глава КФХ Чеботникова Ольга Григорьевна