г. Москва |
|
18 марта 2016 г. |
Дело N А41-76568/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гамолиной Ю.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Монолог-проект" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Министерства строительного комплекса Московской области - Шамсутдинова Э.Х. (по доверенности от 13.08.2015 N 99),
от третьего лица - Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Монолог-проект" на решение Арбитражного суда Московской области от 14.01.2016 по делу N А41-76568/15, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Монолог-проект" об оспаривании действий Министерства строительного комплекса Московской области, третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Монолог-проект" (далее - ООО "Монолог-проект", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области (далее - Министерство строительного комплекса, заинтересованное лицо), в котором просит суд:
- признать незаконными действия Министерства строительного комплекса Московской области, выразившееся во включении в п. 4. раздела 1 п. 2.2., п. 2.2.2, п. 2.2.3 градостроительного плана земельного участка N 50515101-MSK001534 от 07.09.2015 г. указаний на необходимость установления соответствующих сведений проектами планировки территории;
- обязать Министерство строительного комплекса Московской области в срок не позднее 14 дней с момента вступления в силу соответствующего судебного акта выдать градостроительный план земельного участка 50:19:0010203:294, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, г.п. Руза, г. Руза, ул. Красная, д. 12, содержащий предусмотренную Правилами землепользования и застройки г.п. Руза Рузского района информацию о градостроительном регламенте, а именно:
в п. 4 разд. 1. - "Минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений: не установлены";
в п. 2.2., строка "назначение объектов капитального строительства": "-" (не подлежит заполнению);
в п. 2.2.2. "Предельное количество этажей зданий строений, сооружений: 4 этажа";
в п. 2.2.3: "Максимальный процент застройки в границах земельного участка: не установлен".
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.01.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель министерства в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители от общества с ограниченной ответственностью "Монолог-проект", Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, в материалах дела имеются сведения об их надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru
Выслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела и установлено судом, заявитель является арендатором земельного участка 50:19:0010203:294, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, г.п. Руза, г. Руза, ул. Красная, д. 12, площадью 29 900 кв. м.
12.08.2015 заявитель обратился в Министерство строительного комплекса Московской области за выдачей градостроительного земельного участка, предусматривающего возможность строительства на земельном участке малоэтажных многоквартирных жилых домов общей площадью около 25 000 кв. м.
Заявителю выдан градостроительный план земельного участка N 50515101-MSK001534 от 07.09.2015, утвержденный Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 07.09.2015 N Г26/1374.
Как указывает заявитель, в данный градостроительный план внесены, в том числе следующие сведения: в п. 4. раздела 1 указывается, что место допустимого размещения объекта "установить проектом планировки территории"; в п. 2.2. в строке "назначение объектов капитального строительства" указывается "установить проектом планировки территории"; в п. 2.2.2 "предельное количество этажей или предельная высота зданий строений и сооружений" указывается: "установить проектом планировки территории"; в п. 2.2.3: "максимальный процент застройки в границах земельного участка" указывается: "установить проектом планировки территории".
В градостроительном плане земельного участка сведения градостроительного регламента, необходимые для проектирования и строительства объектов недвижимости, заменены на отсылки к ныне отсутствующему проекту планировки территории. Наличие данных отсылок, по мнению заявителя, препятствует новому строительству до момента утверждения данного документа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статей 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности: 1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; 2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; 3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения; 4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; 5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия; 6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; 7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; 8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; 9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; 10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий; 10.1) единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 ГрК РФ; 11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности; 12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.
В силу частей 1, 2 и 5 статьи 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов и осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Формой градостроительного плана земельного участка не предусматривается установление норм обеспечения планируемого населения объектами социального назначения, таких как школ, детских садов, поликлиник, стационаров и других объектов социального назначения, необходимых для организации здоровой, удобной и безопасной среды проживания населения, отвечающей социальным, культурным и бытовым потребностям.
В соответствии со статьей 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 1).
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).
В соответствии с частью 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку (часть 4).
Согласно части 5 статьи 42 ГрК РФ, материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат:
1) схему расположения элемента планировочной структуры;
2) схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории;
3) схему организации улично-дорожной сети, которая может включать схему размещения парковок (парковочных мест), и схему движения транспорта на соответствующей территории;
4) схему границ территорий объектов культурного наследия;
5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий;
6) схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории;
7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.
В силу части 6 статьи 42 ГрК РФ, пояснительная записка, указанная в части 4 названной статьи, содержит описание и обоснование положений, касающихся:
1) определения параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории;
2) защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности;
3) иных вопросов планировки территории.
Состав и содержание проектов планировки территорий, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования Российской Федерации, устанавливаются ГрК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 7).
Состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 8).
В силу части 9 статьи 42 ГрК РФ, проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Согласно статье 3 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности состоит из ГрК РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 N 1197/52 "Об утверждении Положения о составе, порядке получения решения о подготовке, согласования и утверждения документации по планировке территорий в Московской области, разработка которой осуществляется по заявлениям физических и юридических лиц" разработка правового акта Министерства о подготовке документации по планировке территории осуществляется на основании обращения от правообладателя земельного участка или представителя правообладателя земельного участка о принятии решения о подготовке документации по планировке территории с учетом предоставленных документов.
Выдача градостроительного плана земельного участка без установления параметров, которые предусмотрены проектом планировки территории, а только со ссылками на правила землепользования и застройки не будет направлено на достижение принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В ходе рассмотрения дела установлено, что правила землепользования и застройки г.п. Руза Рузского муниципального района Московской области утверждены решением Совета депутатов г.п. Руза Рузского муниципального района Московской области от 25.12.2008 N 234/09 (с изменениями от 27.11.2014 N 85/19).
Суд первой инстанции правильно указал, что Правила землепользования и застройки городского поселения Руза не содержат информацию о минимальных отступах от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, а также сведения о максимальном проценте застройки в границах земельного участка.
Также суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данные сведения могут быть установлены только в проекте планировки территории, в связи с чем указание Министерством строительного комплекса Московской области на то, что требования к местам допустимого размещения объекта капитального строительства (пункт 4 раздела 1 градостроительного плана), требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, назначению объекта капитального строительства (пункт 2.2. градостроительного плана), требования к максимальному проценту застройки в границах земельного участка (пункт 2.2.3 градостроительного плана) должны быть установлены (предусмотрены) проектом планировки территории является обоснованным.
Суд первой инстанции правильно установил, что в соответствии с правилами землепользования и застройки г.п. Руза Рузского муниципального района Московской области спорный земельный участок относится к зоне Ж-4 "Зона малоэтажной смешанной жилой застройки", в которой предусмотрено размещение в частности: домов квартирного типа до 3 этажей с участками; многоквартирных домов не выше 4 этажей; детских садов и иных объектов дошкольного воспитания; школы начальные и средние; клубы многоцелевого и специализированного назначения с ограничением по времени работы, а также иные объекты социальной инфраструктуры.
Также обоснованным является вывод суда первой инстанции, что заявитель просит суд обязать Министерство строительного комплекса Московской области указать в градостроительном плане этажность - "4 этажа", в то время, как этажность в данной зоне может быть изменена в зависимости от объектов, которые будут возводиться на данном земельном участке, в связи с чем показатель по "предельному количеству этажей или предельной высоте зданий, строений, сооружений" должен быть также установлен проектом планировки территории.
Частью 4 статьи 30 ГрК РФ установлена принадлежность каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 50:19:0010203:294, на который выдан градостроительный план земельного участка, расположен в указанной территориальной зоне.
В соответствии со статьей 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 названного Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Таким образом, ссылка заявителя к утвержденным правилам землепользования и застройки г.п. Руза является несостоятельной ввиду того, что указанными правилами землепользования и застройки не установлены параметры разрешенного строительства, отсутствуют градостроительные регламенты в части установления величины минимальных отступов от границ земельного участка, не установлены предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков, отсутствуют предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в указанных правилах землепользования и застройки не указано о том, что данные параметры указанными правилами не устанавливаются.
Требование заявителя о выдаче градостроительного плана земельного участка 50:19:0010203:294, содержащего предусмотренную Правилами землепользования и застройки г.п. Руза Рузского района информацию о градостроительном регламенте, а именно: в п. 2.2. строка "назначение объектов капитального строительства": "-" (не подлежит заполнению), не основано на нормах закона и несостоятельно ввиду того, что данный пункт градостроительного плана земельного участка заполняется в соответствии с формой градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Минрегиона России от 10.05.2011 N 2007.
Указанный пункт подлежит обязательному заполнению на земельные участки, на которые действие градостроительного регламента распространяется.
Однако, правила землепользования и застройки г.п. Руза не определяют порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка, в связи с чем требования заявителя об условии не заполнения данного пункта несостоятельны и не подлежат удовлетворению.
Необходимо отметить, что формой градостроительного плана земельного участка не предусматривается установление норм обеспечения планируемого населения объектами социального назначения, таких как школ, детских садов, поликлиник, стационаров и других объектов социального назначения, необходимых для организации здоровой, удобной и безопасной среды проживания населения, отвечающей социальным, культурным и бытовым потребностям.
Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 46 ГрК РФ, в случае, если юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
ГПЗУ по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
Вопреки доводам жалобы, по настоящему делу обществом заявлены требования о выдаче ГПЗУ, содержащего сведения об отсутствии ограничений, в силу чего удовлетворение таких требований повлекло бы для общества произвольную возможность осуществления строительства в части его параметров.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что изложенная правовая позиция подтверждена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 09.03.2015 по делу N А41-54694/15 со схожими обстоятельствами.
На основании изложенного, апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконными действий Министерства строительного комплекса Московской области, выразившихся во включении в п. 4. раздела 1 п. 2.2., п. 2.2.2, п. 2.2.3 градостроительного плана земельного участка N 50515101-MSK001534 от 07.09.2015 указаний на необходимость установления соответствующих сведений проектами планировки территории, об обязании Министерства строительного комплекса Московской области в срок не позднее 14 дней с момента вступления в силу соответствующего судебного акта выдать градостроительный план земельного участка 50:19:0010203:294, расположенного по адресу: Московская обл., Рузский р-н, г.п. Руза, г. Руза, ул. Красная, д. 12, содержащий предусмотренную Правилами землепользования и застройки г.п. Руза Рузского района информацию о градостроительном регламенте.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанциями норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.01.2016 по делу N А41-76568/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-76568/2015
Истец: ООО "Монолог-проект"
Ответчик: Министерство строительного комплекса Московской области
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство строительного комплекса Московской области