Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2016 г. N 09АП-3529/16
город Москва |
|
16 марта 2016 г. |
дело N А40-51378/15 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09.03.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.03.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Лепихина Д.Е., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Стойленский горно-обогатительный комбинат"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2015
по делу N А40-51378/15, принятое судьей Паршуковой О.Ю.
по заявлению ОАО "Стойленский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1023102367750, 309500, Белгородская область, Старый Оскол, Юго-Западный промрайон, площадка Фабричная, проезд 4)
к Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (ОГРН 1047723039440, ИНН 7723336742, 129223, Москва, проспект ВВЦ, 164)
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Маклакова Т.А. по доверенности от 13.01.2016 N 26/6.01-12; Грузденкова В.К. по доверенности от 16.11.2015 N26/1.02-162;
от заинтересованного лица - Мурылев А.Ю. по доверенности от 27.11.2015 N 56-05-08/112; Сергеева Л.Н. по доверенности от 14.09.2015;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2015 в удовлетворении заявления ОАО "Стойленский горно-обогатительный комбинат" о признании незаконным решения налогового органа от 09.09.2014 N 1088 об отказе в возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций в общей сумме 2.089.215 руб., в том числе зачисляемого в федеральный бюджет в размере 11.165.002 руб. и в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 924.213 руб., отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и инспекции в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 06.08.2014 заявитель обратился в инспекцию с заявлением N УЦ-5171 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в общей сумме 3.036.362 руб., (в том числе, зачисленного в федеральный бюджет в сумме 1.259.716 руб. и в бюджет субъекта в сумме 1.776.646 руб.).
11.08.2014 налоговым органом прияты решения N 7857 и N 7858 о возврате обществу переплаты налога на прибыль в общей сумме 947.147 руб. (в том числе, зачисленного в федеральный бюджет в сумме 94.714 руб. и в бюджет субъекта в сумме 852.433 руб.), которые 15.08.2014 поступили на расчетный счет налогоплательщика.
В связи с тем, что переплата по налогу на прибыль произведена налоговым органом не в полном объеме, общество повторно обратилось в инспекцию с заявлением от 26.08.2014 N УЦ-5563 на возврат оставшейся части излишне уплаченного налога на прибыль в общей сумме 2.089.215 руб., в том числе, зачисленного в федеральный бюджет в сумме 1.165.002 руб. и в бюджет субъекта в сумме 924.213 руб.
Решением от 09.09.2014 N 1088 инспекцией отказано налогоплательщику в возврате общей суммы налога на прибыль в размере 2.089.215 руб.
Основанием для отказа в возврате послужил тот факт, что у общества имелась информация о наличии переплаты по указанному налогу с момента ее возникновения, при этом с момента, когда обществу стало известно о наличии переплаты, истек предусмотренный ст. 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетний срок для возврата налога.
27.11.2014 заявителем подана жалоба в вышестоящий налоговый орган, которая решением ФНС России от 28.01.2015 N СА-4-9/1134@ была оставлена без удовлетворения.
По мнению общества, дата, от которой следует исчислять установленный законодательством о налогах и сборах трехлетний сок на возврат сумм налога, определена инспекцией неверно, поскольку акт сверки, проведенной между обществом и налоговым органом от 22.04.2011 не может окончательно свидетельствовать о дате, когда налогоплательщик узнал о факте излишне уплаченного налога на прибыль, так как данный акт содержит лишь частичную информацию об обязательствах налогоплательщика как за спорный налоговый период 2011 так и за прошлые периоды 2009-2010.
Из материалов дела следует, что обществом направлено в адрес инспекции письмо от 06.08.2014 N УЦ-5171 (входящий от 07.08.2014 N 14149), которым в связи с наличием переплаты по налогу на прибыль организаций, просило произвести возврат денежных средств в части федерального бюджет в сумме 1.259.716 руб., в части бюджета субъекта - 1.776.646 руб.
11.08.2014 приняты решения N 8176 и N 8177 о возврате и общество уведомлено о принятии налоговым органом решений о возврате налогоплательщику сумм переплаты по налогу на прибыль организаций. Одновременно в указанных извещениях налоговым органом обществу сообщено о том, что осуществить возврат переплаты по федеральному бюджету в размере 1.165.002 руб. (1.259.716 руб. - 94.714 руб.) и по бюджету субъекта в размере 924.213 руб. (1.776.646 руб. - 852.433 руб.) не представляется возможным по причине того, что заявление налогоплательщика о возврате (исх. от 06.08.2014 N УЦ-5171, входящий от 07.08.2014 N 14149), представлено по истечении трех лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Письмом от 26.08.2014 N УЦ-5563 (входящий от 26.08.2014 N 15298) заявитель направил в адрес налогового органа объяснение причин, по которым считает, что срок для возврата обществу переплаты по налогу на прибыль организаций не истек, а также повторно просит произвести возврат спорных сумм налога.
В ответ на данное письмо, инспекцией сообщено о принятом решении от 09.09.2014 N 1088 об отказе в возврате излишне уплаченного налога, в связи с пропуском налогоплательщиком трехгодичного срока, предусмотренного ст. ст. 78, 79 Кодекса.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Пунктом 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктами 1, 9 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 79 Кодекса.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст. 78 НК РФ.
Правила, установленные ст. 79 Кодекса, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Из письма заявителя от 26.08.2014 N УЦ-5563 следует, что обществом в адрес налогового органа 18.02.2011 представлены уточненные налоговые декларации за 2007 - 2008 к уменьшению налога из бюджета, вследствие чего образовалась переплата в федеральный бюджет и бюджет субъекта в размере 1.515.737 руб. и 4.080.832 руб.
27.09.2011 обществом представлены уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за налоговые периоды 2009 - 2010 с увеличением налога по уплате в бюджет.
Фактически налог обществом не уплачен, в связи с чем, налоговый органом в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 78 Кодекса произведен зачет из переплаты, сложившейся по состоянию на 27.09.2011.
28.12.2011 обществом представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2009 с суммой налога к доплате в бюджет.
В письме от 26.08.2014 N УЦ-5563 налогоплательщик указал, что сумма налога, подлежащая доплате по данным указанной уточненной налоговой декларации, не уплачена, в связи с чем, в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом произведен зачет из переплаты, сложившейся по состоянию на 28.12.2011.
Из заявления общества следует, после произведенного налоговым органом зачета, сумма числящейся по лицевому счету переплаты составила 1.165.002 руб. в федеральный бюджет и 924.213 руб. в бюджет субъекта. Кроме того, налогоплательщик указывает на то, что он не уведомлен налоговым органом о факте возникновения данной переплаты по налогу на прибыль. Таким образом, общество полагает, что переплата, образовавшаяся 18.02.2011 при представлении уточненных налоговых деклараций, не является фиксированной, что подтверждается ее изменением при предоставлении налогоплательщиком последующих уточненных налоговых деклараций 27.09.2011 и 28.12.2011. Кроме того, при представлении в 2011 ежемесячных (текущих) налоговых деклараций по налогу на прибыль, сумма переплаты обновлялась, следовательно, являлась подтвержденной на каждую дату завершения камеральной налоговой проверки. По мнению общества, трехлетний срок со дня возникновения переплаты в федеральный бюджет и бюджет субъекта истекает 28.12.2014.
Вместе с тем, судом установлено, что у общества не возникло право требовать в порядке ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврата излишне уплаченного налога.
Налог уплачен обществом 08.02.2011, переплата образовалась 18.02.2011 - после представления уточенных налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2007 и 2008 с суммой налога к возмещению. В дальнейшем, сумма переплаты уменьшалась (за счет погашения сумм задолженности), что, по мнению инспекции, не меняет дату возникновения переплаты.
Пунктом 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Вопрос о том, как считать срок для подачи обществом заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом п. 3 ст. 79 Кодекса.
Следовательно, организация-налогоплательщик вправе подать в заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога в течение 3 лет со дня его уплаты, либо со дня, когда она узнала или должна была узнать о факте излишней уплаты налога в бюджет (п. 7 ст. 78 и п. 3 ст. 79 НК РФ).
Моментом определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога в данном случае, могут служить акты сверки, которые направлялись обществу ежеквартально с момента постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, а также выписки из карточек расчетов с бюджетом по запросам общества в рамках программы информационного обслуживания налогоплательщиков.
В данном случае, исчислять трехлетний срок для возврата излишне уплаченного налога на прибыль следует от даты составления первого акта сверки с зафиксированной суммой переплаты, образовавшейся в результате представления уточненных деклараций к уменьшению. Указанный акт сверки расчетов с бюджетом подписан обществом 22.04.2011.
Довод о том, что факт направления после подписания акта сверки от 22.04.2011 в адрес налогоплательщика ряда требований подтверждает отсутствие у налогоплательщика переплаты, не соответствует действующему законодательству.
Довод о том, что акт сверки расчетов от 22.04.2011 содержит информацию об уплате ежемесячных авансовых платежей за 2011, в то время, как окончательный размер налоговой обязанности заявителя по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за 2011 и размер излишне уплаченного налога за год, закончившийся 31.12.2011, возможно определить из налоговой декларации, представленной по сроку 28.03.2012, отклоняется, поскольку датой, с которой следует исчислять трехлетний срок, является момент, когда заявитель узнал или должен был узнать о факте наличия у него переплаты по соответствующему виду налога.
Довод о том, что в решении инспекции от 27.12.2013 N 56-13-10/84227, принятом в результате проведенной налоговой проверки отсутствуют сведения относительно имеющейся у налогоплательщика конкретной суммы переплаты по налогу на прибыль, тем самым, с момента вручения заявителю данного решения, он не располагал достоверными сведениями о наличии конкретной суммы переплаты по данному налогу, отклоняется, поскольку в решении налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Законодательством о налогах и сборах не определен исключительный (закрытый) перечень событий и фактов, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишне уплаченной сумме налога.
В рассматриваемом случае с учетом конкретных фактических обстоятельств дела следует, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте наличия у него фиксированной переплаты по налогу на прибыль, является момент, когда обществом без разногласий подписан акт сверки расчетов с бюджетом - 22.04.2011.
Данный факт подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2015 по делу N А40-51378/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-51378/2015
Истец: ОАО "СТОЙЛЕНСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N5