г. Вологда |
|
17 марта 2016 г. |
Дело N А66-12014/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Город Вышний Волочек" в лице Управления финансов и экономического анализа администрации города Вышний Волочек на решение Арбитражного суда Тверской области от 24 декабря 2015 года по делу N А66-12014/2015 (судья Борцова Н.А.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие" (место нахождения: 171161, Тверская обл., г. Вышний Волочек, ш. Московское, д. 99; ОГРН 1026901606566, ИНН 6908002187; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к администрации города Вышний Волочек (место нахождения: 171163, Тверская обл., г. Вышний Волочек, просп. Казанский, д. 17; ОГРН 1026901605103, ИНН 6908003825; далее - Администрация) о взыскании 2 860 677 руб. 51 коп. задолженности по договорам от 23.09.2011, от 01.09.2012, от 01.09.2013, от 30.05.2014, от 29.08.2014 о предоставлении на территории г. Вышний Волочек льготного проезда учащимся очной формы обучения учреждений (их филиалов), расположенных в городе Вышний Волочек на основании льготного проездного билета, и компенсации расходов транспортным предприятиям.
Определением суда от 04.09.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Тверской области (далее - Минфин).
Определением суда от 07.10.2015 к участию в деле в качестве ответчика привлечено муниципальное образование "Город Вышний Волочек" в лице Управления финансов и экономического анализа Администрации (место нахождения: 171163, Тверская обл., г. Вышний Волочек, просп. Казанский, д. 17; ОГРН 1026901601880, ИНН 6908006657; далее - Управление). Также судом принято уточнение истцом основания иска: основание дополнено договором от 01.04.2008.
Решением суда от 24.12.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С муниципального образования "Город Вышний Волочек" в лице Управления за счет средств казны муниципального образования "Город Вышний Волочек" в пользу Предприятия взыскано 2 860 677 руб. 51 коп. компенсации, а также 37 303 руб. 39 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении иска к Администрации отказано.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что суд необоснованно не применил положения о пропуске истцом срока исковой давности.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Минфин в отзыве на апелляционную жалобу указывает на перечисление им в бюджет муниципального образования "Город Вышний Волочек" в 2011 году 610 282 руб. 50 коп.; в 2012 году - 1 269 636 руб.; в 2013 году - 1 214 752 руб.; в 2014 году - 1 069 266 руб. на основании постановления администрации Тверской области от 20.02.2008 N 34-па "О порядке предоставления, расходования и распределения субсидий из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в части организации проезда учащихся и (или) студентов, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, расположенных на территории Тверской области, на пригородных и (или) городских маршрутах наземного пассажирского транспорта общего пользования (кроме железнодорожного, водного транспорта и такси, включая маршрутные)".
Стороны и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, истец ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон и третьего лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 01.04.2008 между Администрацией (заказчик) и Предприятием (исполнитель) заключен договор о предоставлении не территории г. Вышний Волочек льготного проезда учащимся и компенсации расходов транспортным предприятиям, в соответствии с условиями которого заказчик обязался в срок не позднее 15-го числа каждого месяца перечислять на расчетный счет исполнителя средства софинансирования льготного проезда учащихся, поступившие из областного бюджета Тверской области, а также средства, предусмотренные на эти цели в бюджете муниципального образования "Город Вышний Волочек" в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 20.02.2008 N 34-па.
Средства софинансирования перечисляются на основании представленных исполнителем показателей фактической транспортной работы в городе Вышний Волочек.
Исполнитель обязуется осуществлять перевозку учащихся очной формы обучения образовательных учреждений, расположенных в городе Вышний Волочек, при предъявлении ими льготного месячного проездного билета. Ежемесячно в срок до 15-го числа предоставлять заказчику в установленном порядке документы, содержащие показатели фактической транспортной работы за месяц, предшествующий отчетному, а также согласованную отчетность по реализации льготных месячный проездных билетов учащимся на основании персонифицированного учета (списков).
Срок действия договора установлен со дня его подписания.
Между Администрацией (заказчик) и Предприятием (исполнитель) 23.09.2011 заключен договор о предоставлении не территории г. Вышний Волочек льготного проезда учащимся и компенсации расходов транспортным предприятиям, в соответствии с условиями которого заказчик обязался в срок не позднее 15-го числа каждого месяца перечислять на расчетный счет исполнителя средства софинансирования льготного проезда учащихся, поступившие из областного бюджета Тверской области, а также средства, предусмотренные на эти цели в бюджете муниципального образования "Город Вышний Волочек" в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 20.02.2008 N 34-па.
Средства софинансирования перечисляются на основании представленных исполнителем показателей фактической транспортной работы в городе Вышний Волочек.
Исполнитель обязуется осуществлять перевозку учащихся очной формы обучения образовательных учреждений, расположенных в городе Вышний Волочек, при предъявлении ими льготного месячного проездного билета. Ежемесячно в срок до 15-го числа предоставлять заказчику в установленном порядке документы, содержащие показатели фактической транспортной работы за месяц, предшествующий отчетному, а также согласованную отчетность по реализации льготных месячный проездных билетов учащимся на основании персонифицированного учета (списков).
Срок действия договора установлен с 01.10.2011 по 31.05.2012.
Аналогичные договоры заключены сторонами 01.09.2012, 01.09.2013, 30.05.2014, 29.08.2014.
Уклонение Администрации от компенсации расходов Предприятия в связи с предоставлением льготного проезда учащимся явилось основанием для обращения истца в Арбитражный суд Тверской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с данным судебным актом.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно пунктам 16, 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового осуществления данных полномочий.
Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 56-О в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.
Постановлением администрации Тверской области от 20.02.2008 N 34-па утвержден Порядок предоставления, расходования и распределения субсидий из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в части организации проезда учащихся и (или) студентов, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, расположенных на территории Тверской области, на пригородных и (или) городских маршрутах наземного пассажирского транспорта общего пользования (кроме железнодорожного, водного транспорта и такси, включая маршрутные), который регламентирует предоставление, расходование и распределение субсидий из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в части организации проезда в период с 1 сентября по 31 мая учащихся и (или) студентов, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, расположенных на территории Тверской области, на пригородных и (или) городских маршрутах наземного пассажирского транспорта общего пользования (кроме железнодорожного, водного транспорта и такси, включая маршрутные).
Решением Вышневолоцкой городской Думы от 21.03.2008 N 356 "О льготном проезде учащихся очной формы обучения образовательных учреждений (их филиалов), расположенных в городе Вышний Волочек, в пассажирском транспорте общего пользования в городе Вышний Волочек" была установлена в период с 1 сентября по 31 августа для учащихся очной формы обучения образовательных учреждений (их филиалов), расположенных в городе Вышний Волочек, стоимость льготного месячного проездного билета на проезд в пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси, включая маршрутные) в городе Вышний Волочек.
Указанным решением также поручено Администрации заключить договоры с перевозчиками, осуществляющими перевозки пассажиров транспортом общего пользования (кроме такси, включая маршрутные) по маршрутам, включенным в установленное расписание движения в городе Вышний Волочек, определяющие порядок расчетов в связи с перевозкой пассажиров, указанных в пункте 2 настоящего решения, по льготным месячным проездным билетам; компенсацию расходов транспортному предприятию за каждый проданный льготный месячный проездной билет с 1 июня по 31 августа 2008 года производить за счет средств бюджета муниципального образования "Город Вышний Волочек".
Представленные истцом в обоснование заявленных требований договоры о предоставлении на территории г. Вышний Волочек льготного проезда учащимся и компенсации расходов транспортным предприятиям были заключены во исполнение решения Вышневолоцкой городской Думы от 21.03.2008 N 356.
Материалами дела, в том числе первичной документацией по расчетам с Администрацией (счета-фактуры, счета, платежные документы), помесячными отчетами о распределении компенсации по проездным билетам, персонифицированными справками о месте учебы, помесячными ведомостями продажи льготных проездных билетов учащимся, надлежаще подтверждается факт продажи истцом льготных билетов учащимся.
Ответчики не оспорили как оказание истцом в исковой период автотранспортных услуг по перевозке учащихся при предъявлении ими льготного месячного проездного билета, так и размер предъявленной к взысканию компенсации расходов в связи с проданными льготными месячными проездными билетами.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 указанного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Поскольку выделенные региональным бюджетом денежные средства не покрывают понесенных перевозчиком расходов от предоставления услуг по бесплатному пользованию отдельных категорий граждан услугами общественного транспорта, суд правомерно указал на невыполнение Управлением обязанности по обеспечению исполнения бюджета в части возмещения всей суммы расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта.
Как верно указано судом первой инстанции, в рассматриваемых правоотношениях Администрация выступала не как самостоятельное юридическое лицо, а как орган местного самоуправления, действующий в рамках своих полномочий от имени муниципального образования, следовательно в рассматриваемых правоотношениях взыскание должно быть произведено не за счет средств Администрации, а за счет казны муниципального образования "Город Вышний Волочек" в лице главного распорядителя средств бюджета муниципального образования - Управления.
Довод подателя жалобы о пропуске истцом срока исковой давности правомерно отклонен судом первой инстанции как необоснованный.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ (статья 198 ГК РФ).
По правилам статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу статьи 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
К действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом.
Судом установлено, что в период течения срока исковой давности по заявленным в рамках настоящего требованиям должником совершались действия, свидетельствующие о признании долга. В частности, между сторонами были подписаны акты сверки взаимных расчетов от 31.12.2014, от 31.12.2013, от 01.01.2013, от 31.12.2010. Факт частичного погашения долга по акту сверки от 31.12.2013 подтверждается платежными поручениями от 15.02.2013 N 259, от 27.06.2013 N 562.
При этом за отсутствием иного указания на дату подписания актов сверки суд правомерно признал данные акты подписанными на дату их составления.
Суд отклоняет доводы ответчика о невозможности установить происхождение задолженности из-за отсутствия ссылок на конкретные обязательства, поскольку в представленных платежных документах, отраженных в актах сверки, имеется указание на то, что платеж производится на основании соответствующего акта сверки в счет компенсации стоимости проездных билетов для учащихся. Кроме того, ответчиком не представлено доказательств наличия иного денежного обязательства перед истцом, которое могло бы быть отражено в спорных актах сверки.
Возражения относительно неправомочности лиц, подписавших акты сверки, также правомерно отклонены судом как необоснованные. В частности, акт сверки от 31.12.2010 подписан мэром города Меньшиковым, акты сверок от 01.01.2013 и от 31.12.2013 подписаны мэром города Пантюшкиным А.Б. Акт сверки от 31.12.2014 подписан заместителем главы города Вышний Волочек Борисовым А.В. Подпись заместителя главы города Борисова А.В. заверена печатью Администрации, при этом, если указанное лицо не имело права на подписание акта сверки, следует исходить из наличия материальной ответственности работника перед работодателем (статья 238 Трудового кодекса Российской Федерации). Однако неправомерное поведение работника, выразившееся в превышении своих должностных обязанностей, не может иметь правообразующего значения для третьих лиц, добросовестно полагавших, что предлагаемый к утверждению акт сверки подписывает надлежащий сотрудник, чьи полномочия подтверждаются наличием у него печати Администрации.
При таких обстоятельствах дела суд обоснованно признал срок исковой давности, на пропуск которого ссылается ответчик, прервавшимся вследствие совершения должником действий, свидетельствующих о признании долга, в момент подписания акта сверки от 31.12.2014, в связи с чем срок исковой давности по заявленному требованию истцом не пропущен.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Управление освобождено от уплаты государственной пошлины за рассмотрение жалобы на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24 декабря 2015 года по делу N А66-12014/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Город Вышний Волочек" в лице Управления финансов и экономического анализа администрации города Вышний Волочек - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12014/2015
Истец: МУП "Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие "
Ответчик: Администрация города Вышний Волочек, Муниципальное образование в лице Управления финансов и экономического анализа администрации города Вышний Волочек
Третье лицо: Департамент финансов Тверской области, Министерство финансов Тверской области