21 марта 2016 г. |
А11-8881/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-2000" (600017, г. Владимир, ул. Батурина, д.24; ИНН 3327320460, ОГРН 1033301801092)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.12.2015
по делу N А11-8881/2015,
принятое судьей Ушаковой Е.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-2000" о признании незаконным решения администрации города Владимира от 29.05.2015 N 27-10/319,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-2000" - Пузанова Д.В., Донченко О.О. по доверенности от 04.11.2014 сроком действия три года,
администрации города Владимира - Татаркиной И.Б. по доверенности от 03.02.2016 N 01-17/15 сроком действия один год,
Управления земельных ресурсов администрации г.Владимира- Татаркиной И.Б. по доверенности от 10.02.2016 N 27-23/5 сроком действия один год,
Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральный парк культуры и отдыха города Владимира" - Тихомировой Е.М. по доверенности от 29.10.2015 N 629 сроком действия один год,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экспресс-2000" (далее -ООО "Экспресс-2000, Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 29.05.2015 N 27-10/319 решения администрации г.Владимира (далее - администрация, орган местного самоуправления) об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков общей площадью 2816 кв.м, расположенных по адресу: г.Владимир, ул.Мира, д.36. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления в течение месяца с момента вступления судебного решения в законную силу утвердить схему расположения обозначенных земельных участков на кадастровом плане территории путем принятия и направления в его адрес соответствующего ненормативного правового акта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центральный парк культуры и отдыха г.Владимира" (далее - Центральный парк), Управление архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Владимира (далее - Управление архитектуры).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 31.12.2015 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Экспресс-2000" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
По мнению Общества, изложенное в письме от 29.05.2015 N 27-10/319 решение администрации г.Владимира не соответствует положениям статей 11.9, 11.10, 39.15, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не мотивировано; противоречит пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений в деятельности органов местного самоуправления и свидетельствует о создании дискриминационных условий в отношении ООО "Экспресс-2000".
Администрация г.Владимира и Управление земельными ресурсами администрации г.Владимира, Центральный парк в отзывах на апелляционную жалобу выражают несогласие с позицией Общества, указывают на законность обжалуемого судебного акта, просят оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации г.Владимира в порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уведомил суд о переименовании Управления архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Владимира в Управление земельных ресурсов администрации г.Владимира, представив соответствующие документы.
Представители администрации г.Владимира, Управления земельных ресурсов администрации г.Владимира и МБУК "Центральный парк культуры и отдыха г.Владимира" поддержали доводы отзывов на апелляционную жалобу Общества, указали на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.05.2007 серии 33АК N 245186 ООО "Экспресс-2000" принадлежит на праве собственности нежилое здание - кафе, расположенное по адресу: г.Владимир, ул.Батурина, д.24.
04.07.2003 ООО "Экспресс-2000" (Арендатор) заключило с администрацией г.Владимира (Арендодатель) договор аренды земельного участка N 7251, согласно которому (в редакции дополнительного соглашения от 17.03.2011 N 1) Обществу на срок до 01.01.2059 предоставлена в пользование часть земельного участка (площадью 2816 кв.м) с кадастровым номером 33:22:024073:36 в целях эксплуатации принадлежащего на праве собственности объекта недвижимого имущества.
16.09.2003 договор аренды земельного участка от 04.07.2003 N 7251 зарегистрирован в установленном законом порядке в уполномоченном органе.
29.04.2015 ООО "Экспресс-2000" обратилось в администрацию г.Владимира с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых в результате раздела земельного участка площадью 131 904 кв.м, кадастровый номер 33:22:024073:36, расположенного по адресу: г.Владимир, ул.Мира, д. 36.
Письмом от 29.05.2015 N 27-10/319 орган местного самоуправления уведомил Общество об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков с кадастровым номером 33:22:024073:36 на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: г.Владимир, ул.Мира, д.36, в связи с отсутствием согласия МБУК "Центральный парк культуры и отдыха г. Владимира" на раздел обозначенного земельного участка и разработке схемы расположения земельных участков с нарушением требований к образуемым земельным участкам.
Оценив письмо администрации г.Владимира как отказ в утверждении схемы расположения земельных участков, считая такое решение незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Владимирской области руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11.2, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность оспариваемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации полномочиями на утверждение схемы расположения земельного участка обладает орган государственной власти или местного самоуправления, в чьем распоряжении находится соответствующий земельный участок.
Установлено по делу, что земельный участок с кадастровым номером 33:22:024073:36, расположенный по адресу: г.Владимир, ул.Мира, д.36, является муниципальной собственностью и предоставлен Центральному парку на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство о государственной регистрации права от 17.01.2012 серии 33 АЛ N 292026).
Решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 24.03.2005 N 59 утвержден Порядок управления земельными ресурсами г.Владимира, в силу пунктов 3, 4, 13 которого администрация г.Владимира распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Прием и выдача документов об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", утвержденным постановлением администрации г.Владимира от 27.03.2015 N 1115, муниципальная услуга предоставляется администрацией г.Владимира, исполнителем муниципальной услуги является Управление архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Владимира (пункт 1.4). Сообщение об отказе в утверждении схемы подписывает начальник управления (пункт 3.3.4).
Таким образом, утверждение схемы расположения земельных участков либо отказ в ее утверждении относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Из оспариваемого решения уполномоченного органа следует, что одним из оснований отказа в утверждении схемы расположения земельных участков явилось отсутствие согласия МУК "Центральный парк культуры и отдыха г.Владимира" на раздел земельного участка с кадастровым номером 33:22:024073:36.
Руководствуясь положениями пункта 1 части 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно признал вышеприведенное основание не основанным на законе.
Однако второе основание для отказа в утверждении схемы расположения земельных участков "в связи с несоответствием схему земельных участков положениям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации" является правомерным исходя из следующего.
Статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно части 6 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 3 части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является разработка схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам. В частности, образуемые земельные участки должны соответствовать установленным предельным минимальным (максимальным) размерам. Образование земельных участков не должно приводить к недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Решением Совета народных депутатов г.Владимира от 31.10.2011 N 183 (в редакции решения Совета народных депутатов г.Владимира от 25.12.2014 N 266) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 33:22:024073:36 расположен в территориальной зоне Р-1 "Зона парков, набережных", которая предназначена для территорий парков, набережных, включая элементы этих территорий - древесно-кустарниковая растительность, дорожно-тропиночная сеть, спортивные и игровые площадки, обслуживающие сооружения и хозяйственные постройки.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Владимир установлены предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства в данной зоне, основные требования к организации парков, а также предусмотрено, что иные параметры устанавливаются в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических регламентов и действующих нормативов градостроительного проектирования.
Утвержденными постановлением Губернатора Владимирской области от 13.01.2014 N 17 Областными нормативами градостроительного проектирования "Планировка и застройка территорий городских округов и поселений Владимирской области" (таблица 38) предусмотрено, что минимальная площадь городского парка составляет 15 га.
Принимая во внимание, что площадь земельного участка парка составляет 131 904 кв.м (13,2 га) и на настоящий момент уже менее минимального размера, отсутствует возможность раздела земельного участка с кадастровым номером 33:22:024073:36, поскольку это приведет к нарушению требований ко вновь образуемому земельному участку парка.
Ссылка Общества на состоявшийся ранее раздел земельного участка парка с кадастровым номером 33:22:024073:36 в интересах иных собственников объектов недвижимости правомерно отклонена судом первой инстанции как не относящаяся к рассматриваемому спору.
При установленных обстоятельствах решение органа местного самоуправления об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков не противоречит положениям статьи 11.9, пункту 3 части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
На основании договора аренды земельного участка от 04.07.2003 N 7251 и дополнительного соглашения к нему от 17.03.2011 N 1, часть (площадью 2816 кв.м) земельного участка общей площадью 131 904 кв.м, кадастровый номер 33:22:024073:36, предоставлена ООО "Экспресс-2000" на праве аренды на срок до 2059 года с выделом на местности. Общество владеет земельным участком, своевременно оплачивает арендные платежи, осуществляет предпринимательскую деятельность.
Иные доводы Общества рассмотрены и оценены судом первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Административному регламенту и не нарушает права и законные интересы ООО "Экспресс-2000" в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требования.
Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.12.2015 по делу N А11-8881/2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.12.2015 по делу N А11-8881/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-2000" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-8881/2015
Истец: ООО "ЭКСПРЕСС-2000"
Ответчик: Администрация города Владимира
Третье лицо: МБУК Центральный парк культуры и отдыха г. Владимира, Управление архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Владимира, Пузанов Дмитрий Викторович