г. Челябинск |
|
21 марта 2016 г. |
Дело N А47-10515/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Матвеевой С.В.,
судей Забутыриной Л.В., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Иншаковой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Жаксимбаева Радиона Иргалеевича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2015 по делу N А47-10515/2015 (судья Гильмутдинов В.Р.).
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - Министерство, истец) обратилось с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Жаксимбаеву Радиону Иргалеевичу (ОГРНИП 313565804300289, ИНН 560704035354) (далее - ИП Жаксимбаев Р.И., ответчик) о взыскании 1 500 000 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2015 (резолютивная часть объявлена 17.11.2015) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, с апелляционной жалобой обратился ответчик, просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что согласно данным системы "Мой арбитр", ходатайство с просьбой не переходить к рассмотрению дела в судебном заседании поступило в суд до начала предварительного судебного заседания - в 9 час. 42 мин., а судебное заседание начато в 14 час. 50 мин. Судом ходатайство не было рассмотрено, в связи с чем ответчик был лишен права представить дополнительные доказательства использования денежных средств по целевому назначению. При принятии решения суд не учел частичное исполнение своих обязательств ответчиком. Указывает, что на полученные, а также на собственные денежные средства им приобретены 30 осемененных коров, которые дали приплод, а также иной скот, дом и земельный участок, техника для обслуживания и развития фермерского хозяйства. Полагает, что денежные средства использованы по целевому назначению, оснований для возврата суммы гранта не имеется.
Судом апелляционной инстанции к материалам дела приобщен отзыв Министерства на апелляционную жалобу.
Представленные ответчиком с апелляционной жалобой документы приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, не зависящих от подателя апелляционной жалобы, не позволивших представить их в суд первой инстанции. Суд апелляционной инстанции учитывает, что ходатайство с просьбой не переходить к рассмотрению дела по существу поступило в суд первой инстанции до начала предварительного судебного заседания и не было рассмотрено им по существу.
Судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы 11.02.2016 было отложено на 10 час. 30 мин. 17.03.2016 по ходатайству ответчика в целях урегулирования спора мирным путем.
В судебное заседание 17.03.2016 представители лиц участвующих в деле не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках реализации Постановления Правительства Оренбургской области от 03.10.2012 N 858-п "О предоставлении из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров" Министерством в 2014 году был проведен конкурс по отбору начинающих фермеров.
По результатам конкурса между истцом и ответчиком 04.06.2014 было заключено соглашение N 247-14-с о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и/или единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - соглашение).
Согласно п.1.1 соглашения Министерство предоставляет ответчику (начинающему фермеру) денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - грант) в размере 1 500 000 руб. путем перечисления на его расчетный счет, а ответчик (начинающий фермер) принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию своего крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленном соглашением.
Проект по развитию своего крестьянского (фермерского) хозяйства начинающий фермер реализует в соответствии с этапами и в сроки, установленные графиком реализации проекта (приложение N 1), являющимися неотъемлемой частью соглашения (п.1.2 соглашения).
Платежными поручениями N 475481 от 16.06.2014 и N 251221 от 11.06.2014 ответчику были предоставлены денежные средства в размере 1 500 000 руб.
В соответствии с пунктом 2.3.2. соглашения ответчик взял на себя обязанность использовать грант в соответствии с планом расходов.
Согласно плану расходов ответчик обязался приобрести племенной молодняк КРС (телки) в количестве 30 голов на общую сумму 1 689 000 рублей, в том числе 1 500 000 руб. - средства гранта, 189 000 руб. - собственные средства начинающего фермера.
В соответствии с пунктом 2.3.13 соглашения ответчик принял на себя обязательство ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Министерство отчет об использовании гранта с приложением заверенных копий документов, подтверждающих завершение очередного этапа реализации проекта, указанного в графике реализации проекта.
Согласно пункту 2.3.7 соглашения начинающий фермер обязан не позднее 2 месяцев с момента заключения соглашения создать не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 000 руб. гранта.
Датой окончания реализации проекта, согласно приложению N 1 к соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 19.01.2015), является 04.06.2015.
В соответствии с пунктом 2.2.2. соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения начинающим фермером взятых на себя обязательств, истец имеет право расторгнуть в одностороннем порядке соглашение, уведомив об этом начинающего фермера за 7 календарных дней до даты расторжения. Уведомление должно содержать реквизиты, необходимые для возврата полученного гранта и единовременной помощи в областной и федеральные бюджеты, а также информацию о соответствующих размерах в каждый из бюджетов.
В связи с тем, что ответчик не полностью реализовал бизнес проект в установленные сроки: не создал рабочие места, дополнительно не приобрел 5 голов КРС, не представил документы, подтверждающие исполнение бизнес-плана, согласно дополнительному соглашению от 19.01.2015, Министерство в адрес ответчика направило уведомление о расторжении соглашения в связи с нарушением его условий начинающим фермером с требованием возвратить полученные денежные средства. Уведомление было получено ответчиком 14.08.2015.
В связи с тем, что ответчик денежные средства не возвратил, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил их того, что ответчиком в материалы дела не представлены доказательства выполнения условий соглашения, использования денежных средств гранта по их целевому назначению.
Проверив законность и обоснованность судебного акта, а также доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
По правилам части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Вид договора определяется содержанием основных прав и обязанностей сторон по сделке.
В соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.10.2012 N 858-п "О предоставлении из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров" Министерством в 2014 году был проведен конкурс по отбору начинающих фермеров, по итогам которого с ответчиком заключено соглашение о предоставлении гранта N 247-14-с от 04.06.2014.
Соглашение N 247-14-с о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и/или единовременной помощи на бытовое обустройство является по своей правовой природе гражданско-правовым и заключено в рамках бюджетного законодательства.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Статьей 28 и статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с условиями соглашения, начинающий фермер обязан, в том числе, использовать грант в соответствии с планом расходов, создать не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 000 руб. гранта.
Факт перечисления истцом на расчетный счет ответчика денежных средств подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями (л.д.30-31).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из представленных в суд апелляционной инстанции документов, ответчик по договору купли-продажи N 269 от 24.11.2014 приобрел КРС красно-степной породы в количестве 30 голов общей стоимостью 1 700 000 руб. По акту приема передачи от 16.12.2014 КРС в количестве 30 голов переданы ответчику. По указанному договору по платежному поручению N 11 от 27.11.2014 ответчиком уплачено 1 050 000 руб.
Таким образом, доказательства использования субсидии в сумме 1 050 000 руб. по целевому назначению, в соответствии с планом расходов, имеются в материалах дела.
Кроме того, ответчиком представлены документы, подтверждающие факт осуществления мероприятий, направленных на развитие крестьянско-фермерского хозяйство, в том числе, приобретен жилой дом с земельным участком, пресс-подборщик, автомобиль КАМАЗ.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, а также тот факт, что значительная часть гранта израсходована ответчиком в соответствии с целевым назначением, план расходов выполнен почти на 85%, принимая во внимание мнение Министерства, изложенное в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которому истец заинтересован не в безусловном возврате денежных средств в бюджет, а прежде всего в развитии агропромышленного комплекса региона и целевом расходовании бюджетных средств, направленных на такого рода цели, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что взысканию с ответчика подлежит сумма, расходование которой в соответствии с условиями соглашения не подтверждено документально.
При таких обстоятельствах суд полагает обоснованным требование истца о взыскании с ИП Жаксимбаева Р.И. суммы субсидии в размере 450 000 руб., выплаченной в виде гранта для реализации бизнес-проекта, в связи с отсутствием подтверждения ее использования на цели бизнес-проекта ответчика. В удовлетворении остальной части иска следовало отказать.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части взыскания с ответчика 1 050 000 руб., апелляционная жалоба - частичному удовлетворению.
Судебные расходы распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С ответчика в доход федерального бюджета Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина по иску в сумме 8400 руб.
В связи с частичным удовлетворением апелляционной жалобы с истца в пользу ответчика подлежит взысканию 3000 руб. - в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Жаксимбаева Радиона Иргалеевича удовлетворить частично, решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2015 по делу N А47-10515/2015 в части взыскания 1 050 000 руб. отменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции:
"Исковые требования Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Жаксимбаева Радиона Иргалеевича в пользу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области 450 000 руб., в удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Жаксимбаева Радиона Иргалеевича в доход федерального бюджета 8400 руб. - государственную пошлину по иску".
Взыскать с Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в пользу индивидуального предпринимателя Жаксимбаева Радиона Иргалеевича 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Матвеева |
Судьи |
Л.В. Забутырина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10515/2015
Истец: Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области
Ответчик: ИП Жаксимбаев Радион Иргалиевич