г. Владимир |
|
22 марта 2016 г. |
Дело N А39-5555/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.03.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 22.03.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дементьевой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.01.2016 по делу N А39-5555/2015, принятое судьей Волковой Е.В. по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия о признании незаконным и отмене постановления от 27.08.2015 N 786 по делу об административном правонарушении.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Закрытое акционерное общество "Тандер" в поступившем ходатайстве (входящий N 01АП-1244/16 от 16.03.2016) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в поступившем ходатайстве (входящий N 01АП-1244/16 от 09.03.2016) также просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (далее - Управление, административный орган) N 373 от 26.05.2015 проведена внеплановая проверка в отношении закрытого акционерного общества "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер", Общество, заявитель) в том числе, в магазине "Магнит", расположенном по адресу: г. Саранск, проспект 50 лет Октября, д. 13а по факту обращения о нарушении прав потребителей о реализации фальсифицированного масла сливочного "Крестьянское" фасованного 1/0,5 кг, производства ООО "Воронежросагро".
В ходе проведения проверки установлено, что 17.06.2015 в 15 час. 50 мин. в магазине по указанному адресу в реализации находилось сливочное масло "Крестьянское" сладко-сливочное несоленое первого сорта, массовая доля жира 72,5%, фасованное в потребительскую упаковку 1/0,5 кг, дата изготовления 08.06.2015 в количестве 16 штук (8,0 кг) по цене 117 рублей, выставленное для продажи в торговом зале на охлаждаемых стеллажах с информацией о цене, указанной на ценнике. Масло выработано по ГОСТ Р 52969-2008, изготовитель ООО "Воронежросагро", Россия, г. Воронеж, проспект Патриотов, 61, адрес производства: Воронежская область, Новоусманский район, п. Воля, ул. Лесная, д.2а, указанное масло получено от ЗАО "Тандер" РЦ "Дзержинск" по накладной 130014G2430 от 15.06.2015 в количестве 20 штук.
Протоколом отбора проб пищевых продуктов от 19.06.2015 из данной партии отобран образец масла крестьянского сладко-сливочного несоленого первого сорта, фасованного в потребительскую упаковку 1/0,5 кг, выработанного 08.06.2015 ООО "Воронежросагро" для лабораторных исследований.
Согласно протоколу лабораторных исследований N 12961 от 24.06.2015 и заключению по результатам проведенных исследований N 935/01-3 от 25.06.2015 исследованный образец по органолептическим показателям не соответствует части 35 приложения 3 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (далее - TP ТС 033/2013), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 по следующим показателям: не выраженный сливочный вкус и запах, без привкуса пастеризации.
Аналогичное нарушение установлено административным органом при проверке 17.06.2015 в 16 час. 10 мин. в магазине "Магнит", расположенном по адресу: г. Саранск, ул. Республиканская, 151а. Проверкой установлен факт реализации сливочного масла "Крестьянское" того же производителя, изготовленного 25.05.2015, в количестве 8 штук (4,0 кг) по цене 119 рублей, выставленное для продажи в торговом зале с информацией о цене, указанной на ценнике. Указанное масло получено от ЗАО "Тандер" РЦ "Дзержинск" по накладной N 133777G 1430 от 09.06.2015 в количестве 20 штук.
Согласно протоколу лабораторных исследований N 12962 от 24.06.2015 и заключению по результатам проведенных исследований N 934/01-3 от 25.06.2015 исследованный образец масла по органолептическим показателям не соответствует части 35 приложения 3 TP ТС 033/2013: консистенция недостаточно плотная, цвет неоднородный; не выраженный сливочный вкус и запах, без привкуса пастеризации.
По жирно-кислотному составу молочного жира и соотношению метиловых эфиров жирных кислот в молочном жире оба исследованных образца не соответствуют требованиям пункта 5.1.7 приложения А, таблицы 4 ГОСТ Р 522532004 "Масло и пахта масляная из коровьего молока. Общие технические требования", пункту 4.1.8. ГОСТ Р 52969-2008 "Масло сливочное. Технические условия".
По результатам проверки 01.07.2015 должностным лицом Управления составлен акт проверки N 458, и вынесено предписание N 48 о прекращении с 02.07.2015 реализации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.
Усмотрев в деянии Общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное лицо административного органа составило протокол об административном правонарушении от 23.07.2015 N 000725.
На основании материалов проверки 27.08.2015 уполномоченное должностное лицо Управления вынесло постановление N 786, которым ЗАО "Тандер" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ЗАО "Тандер" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.01.2016 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель считает, что в действиях Общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, а вывод суда первой инстанции об обратном, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
При этом заявитель отмечает, что в момент проверки во всех магазинах "Магнит", расположенных в Республике Мордовия реализация спорного масла была приостановлена и для потребителей была вывешена информационная табличка "товар не продается (товар ожидает возврат поставщику)".
Управление, представив отзыв на апелляционную жалобу, считает ее не подлежащей удовлетворению.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении обязательных требований к продукции и процессам ее реализации.
Таким образом, диспозицией указанной нормы охвачены, в том числе, действия продавца, нарушающие требования технических регламентов или иных обязательных требований к продукции и связанному с требованиями к продукции процессу реализации, а также действия этого лица по выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой права, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Требования к молочной продукции установлены Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (ТР ТС 033/2013).
В соответствии с пунктом 7 раздела IV ТР ТС 033/2013 молоко и молочная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и единого экономического пространства при их соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
В пункте 5 раздела II указанного Технического регламента дано определение понятия масла из коровьего молока - это молочный продукт или молочный составной продукт на эмульсионной жировой основе, преобладающей составной частью которой является молочный жир, который произведен из коровьего молока, молочных продуктов и (или) побочных продуктов переработки молока путем отделения от них жировой фазы и равномерного распределения в ней молочной плазмы.
На основании пункта 79 раздела IX Технического регламента в случае, если продукты не соответствуют идентификационным показателям, установленным ТР ТС 033/2013, не должны использоваться в наименованиях ассортиментных знаков и других дополнительных наименованиях молока и молочных продуктов переработки молока понятия, установленные в разделе II настоящего Технического регламента.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1998 N 2300-1, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в том числе, в целях защиты жизни или здоровья граждан.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
По правилам пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" реализации подлежат продукты переработки молока, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и данного Федерального закона.
На основании статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В соответствии частью 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ ответственность за нарушение требований технических регламентов несет не только изготовитель, но также и продавец.
Кроме того, в силу пункта 17 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных, постановлением Правительства РФ от 19.01.1978 N 55 именно продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством Российской Федерации или условиями договора.
В статье 22 Закона N 29-ФЗ указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Контроль качества предполагает не только наличие производственного контроля, но и осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний, в том числе готовой продукции при осуществлении ее реализации.
Следовательно, ЗАО "Тандер" обязано осуществлять контроль реализуемой продукции.
Административным органом установлено, что в нарушение указанных требований заявителем допущена реализация сливочного масла "Крестьянское", изготовленного ООО "Воронежросагро" 25.05.2015 и 08.06.2015, не соответствующего требованиям технических регламентов.
Факт реализации указанного продукта, не соответствующего требованиям технических регламентов подтвержден материалами дела.
Таким образом, материалами дела подтверждается событие вмененного Обществу административного правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статья 2.1 КоАП РФ).
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований технических регламентов, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Довод заявителя о том, что на момент проведения проверки спорное масло не было доступно для реализации, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что рядом с информацией о цене на товар в общедоступном для потребителей месте имелись информационные таблички с надписью "товар не продается (товар ожидает возврат поставщику)".
Напротив, указанный довод опровергается представленными в материалы дела фотоснимками, а также объяснениями товароведа магазина "Магнит" Кашина А.Д., директора магазина "Магнит" Кандаловой Е.А., которые указали, что на момент проверки вышеуказанное масло находилось в реализации.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о виновности Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Таким образом, вина Общества в совершении административного правонарушения административным органом доказана.
С учетом изложенного в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, оценив характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности, роль правонарушителя, приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, суд не нашел исключительности в деянии Общества и, соответственно, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны Управления не установлено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены постановления административного органа от 27.08.2015 N 786 не имеется.
Доводы заявителя получили надлежащую правовую оценку суда и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба ЗАО "Тандер" не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.01.2016 по делу N А39-5555/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-5555/2015
Истец: ЗАО "Тандер"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия