г. Томск |
|
21 марта 2016 г. |
Дело N А03-18907/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной
судей О.Б. Нагишевой, Е.И. Захарчука
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Винник
при участии представителей:
от истца: Е.В. Арефьева по дов. от 16.09.2016
от ответчика: не явился (извещен)
от третьих лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Камень - на - Оби Алтайского края и Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края (N 07АП-1159/16) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.12.2015 по делу N А03-18907/2014 (судья Е.Н. Пашкова) по иску Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности (ОГРН 1022200912030) к муниципальному образованию "Город Камень - на - Оби" в лице администрации г. Камень - на - Оби Алтайского края (ОГРН 1022200753068), при участии третьих лиц: комитета по финансовой, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края, Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, КГБУЗ "Каменская центральная районная больница", о взыскании 9 918 048 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к муниципальному образованию "Город Камень - на - Оби" в лице администрации г. Камень - на - Оби Алтайского края о взыскании 9 918 048 руб. неосновательного обогащения.
Определением суда от 14.10.2014 к участию в качестве третьего лица привлечено КГБУЗ "Каменская центральная районная больница". Определением суда от 11.11.2014 к участию в качестве третьих лиц привлечены комитет по финансовой, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края, Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - УФК по Алтайскому краю).
Решением арбитражного суда от 28.12.2015 (резолютивная часть объявлена 21.12.2015) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, администрация и Комитет по финансовой, налоговой и кредитной политике г. Камень - на - Оби подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, указывая на то, что в нарушение п. 13 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1997 "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N7-ФЗ) МУЗ "Центральная районная больница" совершило крупную сделку без предварительного согласия учредителя в лице администрации г. Камень - на - Оби. В 2008-2009 гг. из резервных фондов администрации не выделялось бюджетных ассигнований и финансирования для проведения ремонта поликлиники. В адрес администрации не поступало уведомление о заключении муниципального контракта N 28/12/Юл; ей не направлялись акты выполненных работ на сумму 9 918 048 руб. от ООО МСФ "Каменьжилстрой". Администрация не наделена полномочиями по исполнению требований исполнительных документов за счет казны муниципального образования "Город Камень - на - Оби", поскольку они возложены на Комитет по финансовой, налоговой и кредитной политике г. Камень - на - Оби.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу, его представитель истца в судебном заседании просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на то, что исполнение Администрацией г.Камень-на-Оби расходных обязательств по оплате ремонтных работ по муниципальному контракту N 28/12/10л не проводилось; в нарушение п.11 ст.154 ФЗ N 122-ФЗ были представлены сведения о кредиторской и дебиторской задолженности МУЗ "ЦРБ", согласно сведений задолженность была указана по коду бюджетного учета; задолженность по муниципальному контракту не указана; обязанность оплатить задолженность по муниципальному контракту возникла у ответчика независимо от того соблюден или нарушен порядок его заключения.
Комитет по финансовой, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края, г. Барнаул, в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобы - без удовлетворения, полагая, что финансирование муниципального контракта являлось расходным обязательством муниципального образования "Город Камень-на-Оби", которое вместо него исполнено Управлением, что повлекло причинение убытков истцу.
Дело рассмотрено на основании ч.3 ст.156 АПК РФ без участия представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. 09.03.2016 от администрации г. Камень - на - Оби поступило ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие ее представителя.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на нее, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Материалами дела установлено, что 29.09.2008 Администрацией г. Камень - на - Оби вынесено постановление N 1491, которым МУЗ "Центральная районная больница" поручено провести размещение муниципального заказа на выполнение работ по капитальному ремонту взрослой поликлиники по ул. Комсомольская, 29, в г. Камень - на - Оби, у единственного подрядчика, в связи с необходимостью 100% замены всех перегородок, несущих конструкций, полов, оконных и дверных блоков, электропроводки.
28.12.2010 между МУЗ "Центральная районная больница" муниципального образования город Камень-на-Оби (заказчик) и ООО МСФ "Каменьжилстрой" (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники N 28/12/Юл (т.д. 1 л.д. 14-16), по условиям которого:
- подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту здания взрослой поликлиники по ул. Комсомольская, 29, в г. Камень - на - Оби (2 очередь: правое крыло), согласно сметной документации и иным документам, являющимся приложением к настоящему контракту (п. 1.1.);
- заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную настоящим контрактом цену (п. 1.2);
- оплата будет производиться в объемах лимита бюджетных ассигнований на 2011-2012 год и в соответствии с актом выполненных работ (п. 3.1);
- окончательный расчет по контракту осуществляется в течение 30-ти дней после подписания акта выполненных работ, подписанного обеими сторонами, путем перечисления соответствующей суммы на расчетный счет подрядчика, согласно предъявленной им счету-фактуре на весь объем выполненных работ (п. 3.4);
- работы считаются принятыми с момента подписания акта приемки (п. 5.1).
Постановлением Администрации Алтайского края N 728 от 12.12.2011 "О переименовании передаваемых в государственную собственность Алтайского края муниципальных учреждений здравоохранения", а также распоряжением Администрации N 523-р от 09.09.2011 МУЗ "Центральная районная больница" безвозмездно передано в собственность Алтайского края и переименовано в КГБУЗ "Каменская центральная районная больница".
Пунктом 2 распоряжения Администрации от 09.09.2011 N 523-р предусмотрено, что Управление при безвозмездной передаче должно заключить соглашение с администрацией города, в котором следует предусмотреть погашение кредиторской задолженности муниципальных учреждений здравоохранения за счет средств местных бюджетов.
Во исполнение указанных актов администрацией города Камень-на-Оби Алтайского края представлены сведения о кредиторской и дебиторской задолженности МУЗ "Центральная районная больница" муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края" на 01 января 2012 года.
При этом задолженность МУЗ "Центральная районная больница" муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края" по муниципальному контракту N 28/12/10л от 28.12.2010 перед ООО "Каменьжилстрой" не указана.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 04.09.2012 по делу N А03-6382/2012 с КГБУЗ "Каменская центральная районная больница" в пользу ООО МСФ "Каменьжилстрой" взыскана задолженность за выполненные работы по муниципальному контракту на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники N 2 8/12/Юл в размере 9 918 048 руб., которая была погашена впоследствии должником за счет средств краевого бюджета, предоставленных последнему Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.
Истец, полагая, что финансирование муниципального контракта являлось расходным обязательством муниципального образования "Город Камень-на-Оби", которое исполнено Управлением, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтвержден факт исполнения истцом расходных обязательств муниципального образования "Город Камень-на-Оби" в сумме задолженности по муниципальному контракту N 2 8/12/Юл перед ООО МСФ "Каменьжилстрой".
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся доказательствам, не противоречат нормам действующего законодательства.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного Кодекса.
Для подтверждения факта возникновения обязательства из неосновательного обогащения истец по правилам ст. 65 АПК РФ должен доказать совокупность следующих обстоятельств: возрастание или сбережение имущества (неосновательное обогащение) на стороне приобретателя; наличие убытков на стороне потерпевшего; убытки потерпевшего являются источником обогащения приобретателя (обогащение за счет потерпевшего); отсутствие надлежащего правового основания для наступления указанных имущественных последствий.
Недоказанность хотя бы одного из перечисленных элементов является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Из ст.8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" следует, что к полномочиям органов местного самоуправления относилась организация оказания первичной медико - санитарной помощи, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях.
В силу ст. 69 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных расходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (ст.86 БК РФ).
Судом первой инстанции правильно установлено, что финансирование ремонта здания поликлиники в г.Камень-на-Оби является расходным обязательством муниципального образования, следовательно, задолженность в размере 9 918 048 рублей по муниципальному контракту N 28/12/10л от 28.12.2010 возникла у Администрации г. Камень-на-Оби перед ООО "Каменьжилстрой" с момента его заключения на основании ст. 86 БК РФ.
Ссылка подателей жалобы на нарушение п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, которое выразилось в том, что МУЗ "Центральная районная больница" совершило крупную сделку без предварительного согласия учредителя в лице администрации г. Камень - на - Оби, несостоятельна, поскольку Администрация г. Камень - на - Оби, издавая постановление N 1491 от 29.09.2008, дала свое согласие на совершение крупной сделки и поручила МУЗ "Центральная районная больница" заключить муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту взрослой поликлиники по ул. Комсомольская, 29, в г. Камень - на - Оби, у единственного подрядчика.
Нельзя признать обоснованными и доводы апелляционных жалоб о том, что в 2008-2009 гг. из резервных фондов администрации не выделялось бюджетных ассигнований и финансирования для проведения ремонта поликлиники. Администрация, которая издала постановление N 1491 от 29.09.2008, знала о наличии муниципального контракта N2 8/12/Юл с ООО МСФ "Каменьжилстрой", следовательно, ей было известно о необходимости несения расходов по нему.
Кроме того, утверждения апелляционных жалоб о нарушении руководителем МУЗ "Центральная районная больница" норм, регламентирующих процедуру осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и порядок финансового обеспечения получателя бюджетных средств его учредителем в целях оплаты муниципальных контрактов, не являются основанием для освобождения собственника муниципального учреждения от обязанности соблюдения процедуры передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и возложения обязанности по исполнению муниципального контракта на бюджет другого уровня.
В соответствии с п. 11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации в уполномоченный орган предоставляется перечень документов, установленный Правительством РФ.
Подпунктом "л" пункта 2 постановления Правительства РФ N 374 от 13.06.2006 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" установлено, что для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации необходимо представиться бухгалтерский баланс государственного (муниципального) учреждения, подлежащего передаче, в случае передачи его как имущественного комплекса, а также сведения о нем.
Однако, в нарушение указанных норм, при составлении акта приема - передачи МУЗ "Центральная районная больница", как имущественного комплекса, из собственности муниципального образования г. Камень-на-Оби Алтайского края в государственную собственность Алтайского края задолженность по муниципальному контракту N 28/12/10л в сумме 9 918 048 руб. не отражена.
Материалами дела подтверждено, что между истцом, администрацией г. Камень-на-Оби и МБУЗ "Центральная районная больница" 26.12.2011 заключено соглашение, согласно которому администрация г. Камень-на-Оби приняла на себя обязательство по погашению кредиторской задолженности МБУЗ "Центральная районная больница" г. Камень-на-Оби в течение 2012 г.
В соответствии с пунктом 2.2 соглашения размер задолженности составляет 3 000 000 руб.
В то же время, Арбитражным судом Алтайского края в ходе рассмотрения дела N А03-6913/15 установлено, что не отражение имеющейся задолженности по муниципальному контракту, являющейся расходным обязательством администрации г. Камень-на-Оби в соответствии со статьей 86 БК РФ, решением Каменской городской думы Алтайского края N 181 от 25.10.2005 "Об утверждении Порядка формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального контракта", постановлением администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края N1491 от 29.09.2008 "О размещении муниципального заказа у единственного подрядчика" в предоставляемом балансе передаваемого МУЗ "Центральная районная больница" муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края", ввело Управление в заблуждение относительно предмета заключаемого соглашения (размера задолженности), которое при надлежащем и добросовестном исполнением обязательств администрацией г. Камень-на-Оби по предоставлению сведений о задолженности не заключало бы соглашение на данных условиях.
На основании изложенного, п. 2.2 соглашения от 26.12.2011 о размере кредиторской задолженности больницы в сумме 3 000 000 руб. решением Арбитражного суда Алтайского края от 27.08.2015 по делу N А03-6913/2015, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015, признан недействительным.
Согласно ч.2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Арбитражный суд при рассмотрении дела N А03-6913/2015 пришел к выводу о том, что задолженность по оплате выполненных работ является кредиторской задолженностью больницы, возникшей по состоянию на 01.01.2012, в связи с чем, подлежит погашению администрацией города Камень-на-Оби.
Решение арбитражного суда по вышеназванному делу имеет преюдициальное значение для данного дела, в связи с чем, доводы апелляционных жалоб, которые сводятся к отсутствию у администрации обязанности по погашению перед истцом 9 918 048 руб. задолженности по муниципальному контракту, подлежат отклонению.
Ссылки апелляционных жалоб на то, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не наделена полномочиями по исполнению требований исполнительных документов за счет казны муниципального образования "Город Камень - на - Оби", они возложены на Комитет по финансовой, налоговой и кредитной политике г. Камень - на - Оби, противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с п.п.1,2 ст.215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Кодекса.
Администрация г. Камень - на - Оби является органом местного самоуправления, осуществляет финансирование муниципальных учреждений, отвечает по обязательствам муниципального образования, следовательно, выступает надлежащим ответчиком по данному делу.
Поскольку решением Арбитражного суда Алтайского края от 04.09.2012 по делу N А03-6382/2012 с КГБУЗ "Каменская центральная районная больница" взыскано 9 918 048 руб. задолженности по муниципальному контракту N 28/12/юл, истец, как главный распорядитель бюджетных средств краевого бюджета, после передачи больницы в собственность Алтайского края, чтобы не допустить банкротство медицинского учреждения, выполняющего социально значимую функцию по оказанию медицинской помощи населению, погасил указанную задолженность перед подрядчиком ООО МСФ "Каменьжилстрой" за муниципальное образование "Город Камень - на - Оби", которая правомерно взыскана судом по данному делу в качестве неосновательного обогащения с администрации г. Камень - на - Оби, не выполнившей обязательство по финансированию муниципального контракта.
Принимая во внимание изложенное, апелляционные жалобы по приводимым в ней доводам, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.110, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.12.2015 по делу N А03-18907/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
Е.И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-18907/2014
Истец: .Главное Управление АК по здравоохранению и фармацевтической деятельности
Ответчик: Администрация г. Камень-на-Оби, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Камень-на-Оби, МО г. Камень-на-Оби в лице Администрации г. Камень-на-Оби, Муниципальное образование городской округ "Город Камень-на-Оби" Алтайского края в лице Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Камень-на-Оби
Третье лицо: Главное управление имущественных отношений АК, КГБУЗ "Каменская центральная районная больница", Комитет Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, УФК по Алтайскому краю