город Воронеж |
|
22 марта 2016 г. |
Дело N А64-5596/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Донцова П.В.
Семенюта Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
от Горовенко Анатолия Витальевича: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ФГУП "Почта России": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу Горовенко А.В. на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.12.2015 по делу N А64-5596/2015 (судья Сучков С.А.) по заявлению Горовенко А.В. об отмене определения от 05.08.2015 года Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области, третье лицо: ФГУП "Почта России",
УСТАНОВИЛ:
Горовенко Анатолий Витальевич обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением об отмене определения Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области от 05.08.2015 года об отказе в привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.12.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда Горовенко А.В. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что оспариваемое определение незаконно и не содержит мотивированных оснований для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в их отсутствие в порядке статей 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Управлением Роскомнадзора проведена проверка информации, содержащейся в обращении Горовенко А.В. (вх. от 03.08.2015 N 01-18-1171/68) о нарушении ФГУП "Почта России" контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции и о нарушении п. 34 и 37 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, выразившегося в отказе выдачи РАПО N 39200080078870 без внесения паспортных данных Горовенко А.В. как получателя в извещение ф. 22 в ОПС 392000.
По результатам рассмотрения обращения Горовенко А.В. Управлением было вынесено определение от 05.08.2015 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГУП "Почта России" в связи с отсутствием в действиях ФГУП "Почта России" события состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Не согласившись с данным определением, Горовенко А.В. обратился в арбитражный суд Тамбовской области.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 настоящего Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Согласно п. 3, ч. 1, ст. 28.1 КоАП поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3, ст. 28.1 КоАП дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 ч.1 ст. 28.1 КоАП, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1 КоАП).
В силу требований ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О связи", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Согласно ч.1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией и договором об оказании услуг связи.
Согласно Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи (раздел 20 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 г. N 87), к числу лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи отнесены: соблюдение даты начала оказания услуг, указанной в лицензии (п. 2), доставки (вручения) почтовых отправлений (пп. "г" п.4), оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 5).
Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии N 108074 от 11.04.2013.
Согласно п. 5 данной лицензии лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 г. N 234 регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
В соответствии с п. 46 Правил операторы почтовой связи обязаны:
а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки;
б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов;
в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора;
г) оказывать в установленных законодательством случаях и порядке содействие правоохранительным органам при проведении оперативно-разыскных мероприятий и процессуальных действий;
д) бесплатно удостоверять доверенности граждан на получение их представителями адресованных им почтовых отправлений и почтовых переводов;
е) соблюдать тайну связи.
В соответствии с абз. 2 ст. 16 Закона N 176-ФЗ операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
В соответствии с п. 5.2.25.1 "Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ", утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 г. N 324 Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации самостоятельно принимает нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции с указанием контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции.
В соответствии с пп. "а" п. 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 г. N 160 контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации, согласно приложению: по г. Тамбову составляет 2 дня.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что РПО N 39200885020342 принято 30.04.2015 в ОПС 392008 Тамбовского почтамта после обмена почты в 17 час. 25 мин. (обмен был произведен в 14 час. 00 мин.).
01.05.2015 в соответствии с приказом ФГУП "Почта России" N 52-па от 26.03.2015, обмен почты с ОПС не осуществлялся.
02.05.2015 данное РПО было отправлено с обменом почты на Тамбовский почтамт и 03.05.2015 поступило в доставочное ОПС 392000. Таким образом контрольный срок пересылки указанного РПО составил 2 дня. Следовательно, срок контрольной пересылки не нарушен.
Судом первой инстанции установлено, что РПО N 39200080078870 в приеме и обработке не значилось, в адресное ОПС Тамбов 392000 не поступало и вручаться Горовенко А.В. не могло.
Дата фактического вручения корреспонденции зависит от объективной возможности вручить лично адресату, и от поведения адресата.
Следовательно, нарушение лицензионных требований и Условий не усматривается и не могло быть установлено административным органом, равно как и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу (п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения).
В п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 19 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Поскольку заявитель считает, что данное административное правонарушение считается совершенным по истечении контрольного срока пересылки письменной корреспонденции, установленного Правилами оказания услуг почтовой связи, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять со дня его совершения, следовательно, допущенные предприятием правонарушения, по мнению А.В.Горовенко, имели место 03.05.2015.
Таким образом, на момент вынесения определения от 05.08.2015 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГУП "Почта России" трехмесячный срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ истек.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу, что Управление правомерно посчитало отсутствующими достаточные данные, указывающие на наличие состава административного правонарушения в действиях ФГУП "Почта России", предусмотренного ч. 3, ст.14.1 КоАП РФ.
Оснований для применения годичного срока давности привлечения к административной ответственности суд не усматривает: Горовенко А.В. являлся получателем писем, а не заказчиком услуг, и оснований считать затронутыми его права как потребителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматрвиается.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по оплате госпошлины перераспределению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.12.2015 по делу N А64-5596/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д.Миронцева |
Судьи |
П.В.Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5596/2015
Истец: Горовенко А. В.
Ответчик: Управление Роскомнадзора по Тамбовской области(Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области "
Третье лицо: ФГУП "Почта России", Филиал ФГУП "Почта России"