г. Пермь |
|
23 марта 2016 г. |
Дело N А60-50174/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Семухино" (ИНН 6673217921, ОГРН 1106673007550): Дегтянников Д.Г., паспорт, доверенность от 12.05.2014;
от заинтересованного лица - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Красноуфимское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (ИНН 6645003780, ОГРН 1026601231128): Половников В.М., паспорт, доверенность от 22.03.2016;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Семухино"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 декабря 2015 года по делу N А60-50174/2015,
принятое судьей Горбашовой И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Семухино"
к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Красноуфимское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области
об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Семухино" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Красноуфимского управления агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 11.03.2015 N 19.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что перечень документов, необходимых для подтверждения использования земель сельскохозяйственного назначения Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не установлен; в п. 4 письма Минэкономразвития от 25.11.2011 N Д23-4894 дано разъяснение о том, что для подтверждения использования земель сельскохозяйственного назначения могут быть представлены любые документы и доказательства. Вместе с тем, предоставленное оспариваемым приказом право установления подобного перечня по своему усмотрению (п. 20- 22 Положения) ограничивает возможность подтверждения права иными документами и доказательствами, чем нарушены права и законные интересы заявителя. Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного органа в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки работы Красноуфимского управления агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области по вопросу подготовки справок об использовании ООО "Семухино" земельных участков Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области принят приказ от 11.02.2015 N 54, согласно которому начальнику Красноуфимского управления агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области указано, в том числе, разработать методику подготовки справок, подтверждающих использование сельскохозяйственными товаропроизводителями земель сельскохозяйственного назначения.
Приказом Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Красноуфимское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области от 11.03.2015 N 19 "О создании комиссии по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования Красноуфимский округ, городской округ Красноуфимск, Ачитский городской округ" создана комиссия по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования Красноуфимский округ, городской округ Красноуфимск, Ачитский городской округ; утверждены положение о комиссии по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования Красноуфимский округ, городской округ Красноуфимск, Ачитский городской округ и состав комиссии по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования Красноуфимский округ, городской округ Красноуфимск, Ачитский городской округ.
Не согласившись с данным приказом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 АПК РФ суду следует установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, урегулированы Федеральным закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения установлены ст. 12 указанного Федерального закона.
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Постановлением Правительства Свердловской области от 20.01.2009 N 15-ПП утверждено Положение о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области - Красноуфимском управлении агропромышленного комплекса и продовольствия, согласно пп. 12 п. 8 которого предусмотрено, что к полномочиям и функциям Управления относится подготовка предложений об использовании земель сельскохозяйственного назначения, возможности и целесообразности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий для Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области.
Для этих целей Приказом Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Красноуфимское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области от 11.03.2015 N 19 "О создании комиссии по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования Красноуфимский округ, городской округ Красноуфимск, Ачитский городской округ" создана комиссия по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования Красноуфимский округ, городской округ Красноуфимск, Ачитский городской округ; утверждены положение о комиссии по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования Красноуфимский округ, городской округ Красноуфимск, Ачитский городской округ (далее - Положение о комиссии) и состав комиссии по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования Красноуфимский округ, городской округ Красноуфимск, Ачитский городской округ.
Согласно подп. 3 п. 4 Положения о комиссии основными задачами комиссии является, в том числе, подготовка информации об использовании земель из сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственными организациями, осуществляющими деятельность на территории муниципального образования Красноуфимский округ, городской округ Красноуфимск, Ачитский городской округ.
Перечень документов, подтверждающих использование земель сельскохозяйственного назначения, установлен в гл. 4 Положения о комиссии.
В силу п. 20 указанного Положения перечень документов, подтверждающих использование земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственными организациями, осуществляющими деятельность на территории муниципального образования Красноуфимский округ, городской округ Красноуфимск, Ачитский городской округ, определяется комиссией самостоятельно.
Пунктом 21 Положения о комиссии для подготовки информации об использовании земель из сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственными организациями, осуществляющими деятельность на территории муниципального образования Красноуфимский округ, городской округ Красноуфимск, Ачитский городской округ, определен перечень документов (подп. 1-6).
При предоставлении документов, указанных в подп. 1, 2, 3, 4 и 5 п. 21 настоящего Положения, Красноуфимское управление АПКиП имеет право самостоятельно подготовить информацию об использовании земель из сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственными организациями, осуществляющими деятельность на территории муниципального образования Красноуфимский округ, городской округ Красноуфимск, Ачитский городской округ (п. 22 указанного Положения).
Суд первой инстанции не установил несоответствие оспариваемого Приказа Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Положению о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области - Красноуфимском управлении агропромышленного комплекса и продовольствия, утвержденному Постановлением Правительства Свердловской области от 20.01.2009 N 15-ПП.
Данный вывод суд апелляционной инстанции признает правомерным.
При разрешении данного вопроса суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие в Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" перечня документов, необходимых для подтверждения использования земель сельскохозяйственного назначения, не означает, что уполномоченный орган не вправе установить такой перечень самостоятельно.
Поскольку судами двух инстанций не установлено несоответствие приказа закону, совокупность оснований для признания ненормативного акта недействительным в судебном порядке отсутствует. Законный ненормативный акт не может нарушать чьи-либо права.
Позиция общества по делу сводится к тому, что на основании данного приказа обратившемуся лицу Журавлеву С.Г. заинтересованным лицом выдана справка, содержащая выводы о том, что испрашиваемый участок не имеет общих границ с планируемыми к выделу ООО "Семухино" земельными участками, выдел участка не нарушает целостность используемых другими дольщиками земельных участков. Таким образом, предоставление данной информации 3-м лицам нарушает права заявителя, так как Положением установлен перечень документов, который ограничивает возможность подтверждения права иными документами и доказательствами.
Данную позицию суд апелляционной инстанции признает ошибочной, поскольку запрет на установление перечня необходимых документов законодательством не установлен; оспариваемый приказ (в совокупности с пунктами 20-22 Положения) не ограничивает право заявителя на представление необходимых документов для подтверждения использования земель сельскохозяйственного назначения.
Общество полагает, что оспариваемый ненормативный акт вступает в противоречие с разъяснениями Минэкономразвития (письмо от 25.11.2011 N Д23-4894). Апелляционный суд отмечает, что данное письмо не носит нормативный характер, кроме того, указанного заявителем противоречия суд не усматривает.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал в решении, что оспариваемый Приказ (с Положением) не нарушает права и законные интересы общества в сфере его предпринимательской деятельности.
Из обстоятельств дела апелляционный суд также не усматривает признаков нарушения оспариваемым Приказом и Положением прав общества "Семухино".
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что само по себе оспаривание приказа при наличии спора по выделу земельных участков не является эффективным способом защиты прав юридического лица.
По изложенным в постановлении мотивам апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции рассмотрел дело в полном соответствии с положениями гл. 24 АПК РФ, установил все значимые для разрешения спора обстоятельства дела, оценил представленные сторонами доказательства, правильно применил нормы материального права, после чего по существу спора суд первой инстанции вынес законный и обоснованный судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
ООО "Семухино" представлено платежное поручение от 11.01.2016 N 3076, подтверждающее уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб. Вместе с тем согласно подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1500 рублей. В связи с чем, заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 декабря 2015 года по делу N А60-50174/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Семухино" (ИНН 6673217921, ОГРН 1106673007550) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 3076 от 11.01.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю.Муравьева |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-50174/2015
Истец: ООО "СЕМУХИНО"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КРАСНОУФИМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МИНИСТЕРСТВА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ