г. Москва |
|
22 марта 2016 г. |
Дело N А40-190226/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Мария Трэйд"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2015 по делу N А40-190226/15, принятое судьей Вигдорчик Д.Г. (шифр судьи 145-1567)
по заявлению ООО "Мария Трэйд"
к ДГИ г. Москвы
о признании незаконным решение от 01.06.2015 г. N 33-5-11539/15-(0)-1 отказе в предоставлении услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы, за исключением земельных участков и объектов жилого фонда", обязании устранить допущенные нарушения,
при участии:
от заявителя: |
Болотенкова К.В. по дов. от 14.03.2016; |
от заинтересованного лица: |
Шинкарюк А.Ю. по дов. от 07.12.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Мария Трэйд" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик) о признании незаконным решения от 01.06.2015 г. N 33-5-11539/15-(0)-1 об отказе в предоставлении услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы, за исключением земельных участков и объектов жилого фонда", обязании устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 21.12.2015 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, отзыв на жалобу не представил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 15.08.2001 между ООО "Мария Трэйд" и ДГИ г. Москвы заключен Договор на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности г. Москвы N 7-258, в соответствии с которым заявителю передано имущество, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Б. Черемушкинская, д. 2, корп. 6, - общей площадью 110, 5 кв. м. для использование под бытовое обслуживание.
На основании Дополнительного соглашения от 29.06.2009 и Дополнительного соглашения от 20.04.2010 договор продлен до 30.06.2015.
Согласно ст. 18 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы" передача объектов собственности города Москвы, находящихся в казне, в аренду осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы.
В соответствии с п. 3.3.1.13 постановления Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП "Об утверждении Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы" арендатор вправе обратиться к арендодателю с заявкой (в письменном виде) об оформлении договора аренды на новый срок не позднее, чем за один месяц до истечения срока договора аренды.
21.04.2015 ООО "Мария Трэйд" обратилось с заявлением о предоставлении государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы, за исключением земельных участков и объектов жилищного фонда".
01.06.2015 Департаментов принято решение N 33-5-11539/15-(0)-1 об отказе в предоставлении услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы, за исключением земельных участков и объектов жилого фонда".
Заявитель обжаловал данное решение в Арбитражный суд г. Москвы.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительными обжалуемых заявителем распоряжений ДГИМ необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
В соответствии п. 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы (за исключением жилых помещений), земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.
В силу п. 4.2.34. Положения о Департаменте городского имущества города Москвы утв. Постановленим Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП Департамент на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения о проведении в установленном порядке и в пределах своей компетенции мониторинга соблюдения условий использования и сохранности имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы, в том числе проверок исполнения договоров аренды, безвозмездного пользования, ответственного хранения, доверительного управления, и иных вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
В силу п. 6.16. Положения Департамент осуществляет мониторинг использования, управления, распоряжения по назначению и сохранности государственного имущества, составляющего казну города Москвы, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы и государственных учреждений города Москвы, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В соответствии с 2.7.1 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы утв. Постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП Департаментом городского имущества города Москвы осуществляется мониторинг соблюдения пользователями объектов нежилого фонда гражданско-правовых обязательств в отношении объектов нежилого фонда, переданных в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, по концессионному соглашению, хозяйственное ведение и оперативное управление.
Мониторинг исполнения договоров аренды включает в себя следующие мероприятия, осуществляемые совместно или по отдельности (п. 2.7.6):
а) проверка использования арендатором объекта нежилого фонда согласно условиям договора аренды, осмотр объекта нежилого фонда;
б) ежемесячная проверка исполнения арендатором обязательств по оплате арендной платы, обоснованности применения льгот при уплате арендной платы, сверки поступающих от арендатора платежей по информационно-аналитическим базам Департамента городского имущества города Москвы.
В соответствии с п. 2.7.7. Мониторинг исполнения договора аренды осуществляется в следующих случаях:
- при истечении срока действия договора аренды;
- при принятии Департаментом городского имущества города Москвы решения о согласовании передачи объекта нежилого фонда арендатором в субаренду, уступке прав по договору аренды, совершении иных сделок с правами аренды в соответствии с действующим законодательством;
- при письменном обращении арендатора, в том числе связанном с изменением наименования организации, юридического адреса, банковских реквизитов, площади нежилого помещения и др., а также организаций, граждан и органов государственной власти;
- на основании актов судебных органов;
- в иных случаях, предусмотренных правовыми актами Департамента городского имущества города Москвы.
Таким образом, Департамент, при получении заявления о продлении срока Договора, может провести мониторинг в отношении сданного в аренду имущества.
В соответствии с п. 2.7.3. Мониторинг соблюдения условий использования объектов нежилого фонда представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление и фиксацию нарушений гражданско-правовых обязательств пользователя объекта, допускаемых или допущенных в отношении объектов нежилого фонда города Москвы, переданных пользователю.
Мониторинг осуществляется путем оценки деятельности пользователя на объекте нежилого фонда, соблюдения им обязательств по соответствующему договору пользования, осмотра объекта нежилого фонда и фиксации допущенных нарушений(п. 2.7.4).
Из материалов дела следует, что 08.05.2015 в 11 час. 50 мин. сотрудником ДГИМ советником УГИ в ЮЗАО Тоскиным П.Н. совершен выход по адресу г. Москва, Юго-Западный административный округ, ул. Большая Черемушкинская, дом 2, корп. 6 с целью проведения мониторинга сданного в аренду имущества.
В ходе мониторинга должностным лицом установлено, что помещения используются сторонней организацией АНО дошкольного образования Центр развития ребенка "Айленд" под организацию дошкольной образовательной деятельности без оформления правоустанавливающих документов. Указанный факт зафиксирован в Акте осмотра нежилых помещений города Москвы N 00-04186/15.
В связи с изложенным 26.05.2015 г. Департаментом в адрес ООО "Мария Трэйд" направлена претензия за исх. N ДГИ-И-22722/15 об устранении нарушений.
Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" утвержден Административный регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы, за исключением земельных участков и объектов жилищного фонда".
В соответствии с положениями Административного регламента, настоящий Административный регламент устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) физического или юридического лица либо их уполномоченного представителя.
Полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Департаментом городского имущества города Москвы.
В разделе 2.10 Административного регламента предусмотрен список оснований в предоставлении государственной услуги.
Так, в силу п. 2.10.1.8. основанием для отказа является передача объекта аренды полностью или частично в субаренду, передача третьим лицам иным образом, а также иное распоряжение правом аренды без согласия арендодателя.
Таким образом, с учетом выявленного нарушения ООО "Мария Трэйд" положений договора аренды, зафиксированного в Акте проверки от 08.05.2015 суд приходит к выводу, что решение от 01.06.2015 N 33-5-11539/15-(0)-1 является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.12.2015 по делу N А40-190226/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-190226/2015
Истец: ООО "Мария Трэйд", ООО МАРИЯ ТРЭЙД
Ответчик: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы