г. Воронеж |
|
22 марта 2016 г. |
Дело N А14-13514/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Осиповой М.Б., Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от ГУ - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Ситниковой Т.В. - консультанта правового отдела, доверенность б/н от 20.01.2014 (сроком на 3 года);
от Департамента аграрной политики Воронежской области: Острецова А.С. - начальника отдела бухгалтерского учета и контрольно-ревизионной работы, доверенность N 08-11/170 от 11.11.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.01.2016 по делу N А14-13514/2015 (судья Соболева Е.П..)
по заявлению Департамента аграрной политики Воронежской области (ОГРН 1023602618368, ИНН 3666092419)
к Государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071, ИНН3666016915)
о признании частично недействительным решения филиала N 1 Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 31.07.2015 N 833 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
УСТАНОВИЛ:
Департамент аграрной политики Воронежской области (Далее - департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее -Фонд социального страхования) о признании недействительным решения филиала N 1 отделения Фонда социального страхования от 31.07.2015 N 833 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части доначисления страховых взносов в сумме 705 руб. 73 коп., начисления пени в сумме 31руб.12 коп., привлечения к ответственности по п.1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в сумме 141 руб.15 коп.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.01.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.01.2016 как основанное на неправильном применении норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы отделение Фонда ссылается на неправомерное исключение Департаментом в проверяемый период из базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование денежной компенсации на оплату проезда застрахованных лиц к месту лечения и (или) отдыха и обратно в сумме 352 867,54 руб.
Отделение Фонда социального страхования указывает, что в силу действующих с 01.01.2011 положений ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", объектом обложения страховыми взносами признаются все выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений. При этом исчерпывающий перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат установлен статьей 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ. К их числу в силу пункта 8 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ относится стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. Таким образом, суммы денежной компенсации на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно в пользу работников, которые не работают и не проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не относится к выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами, поименованным в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ. Учитывая, что спорные выплаты осуществлялись в рамках трудовых отношений, и они специально не указаны в ст. 20.2 Федерального закона N125-ФЗ, данные выплаты, по мнению Фонда, подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В представленном отзыве Департамент возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Как считает Департамент, ежегодная компенсация на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха (туда и обратно) не относится к форме оплаты труда, является дополнительной государственной гарантией гражданским служащим как отдельной категории работников, предоставляемой законодательством Российской Федерации и в соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 не подлежит обложению страховыми взносами.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, филиалом N 1 регионального отделения Фонда социального страхования проведена документальная выездная проверка Департамента аграрной политики Воронежской области по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2012 по 31.12.2014. Результаты проверки отражены в акте документальной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 26.06.2015 N 833н/с.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом принято решение от 31.07.2015 N 833 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с которым Департамент привлечен, в частности, к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Федеральный закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в размере 178 руб. 91 коп. Кроме того, Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование в сумме 894 руб. 54 коп., а также начислены пени в размере 42 руб. 13 коп. за несвоевременную уплату страховых взносов.
Не согласившись с данным решением Фонда N 833 от 31.07.2015 в части доначисления страховых взносов в сумме 3 705 руб. 73 коп., начисления пени в сумме 31 руб.12 коп., привлечения к ответственности по п.1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в сумме 141 руб. 15 коп., Департамент обратился с рассматриваемыми требованиями в арбитражный суд.
Основанием для доначисления оспариваемых заявителем сумм стаховых взносов, пени и штрафа послужил вывод Фонда о занижении Департаментом облагаемой страховыми взносами базы в результате невключения в базу для их исчисления суммы денежной компенсации на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно сотрудникам организации в размере 352 867,54 руб.
Признавая выводы Фонда неправомерными, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Одновременно п. 2 ст. 1 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что действие данного Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, к которым применяется Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Федеральный закон N 125- ФЗ).
В силу положений статей 3, 17 Федерального закона N 125-ФЗ заявитель является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в обязанности которому вменено в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Пунктом 1 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ (в редакции, действующей применительно к проверяемому периоду) предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно пункту 2 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен положениями ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Статья 15 Трудового кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Законодатель выделяет два вида компенсационных выплат: компенсации, которые связаны с особыми условиями труда и согласно статье 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда, и компенсации, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Согласно части 2 статьи 164 ТК РФ компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом или другими федеральными законами.
Согласно статье 23 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Закон N 79-ФЗ), трудовые отношения между гражданским служащим и представителем нанимателя регламентируются служебным контрактом, по которому представитель нанимателя обязуется выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставлять государственные социальные гарантии в обмен на обязательство гражданского служащего исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего за классный чин, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся, в частности, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
При этом порядок формирования фонда оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа, определенный статьей 51 закона N 79-ФЗ, статьей 19 закона Воронежской области от 30.05.2005 N 29-ОЗ "О государственной гражданской службе Воронежской области" (Закон N 29-ОЗ), не предусматривает включение в него средств на обеспечение государственных гарантий, в том числе, на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно.
Право на ежегодную денежную компенсацию при определенных условиях на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно предоставлено гражданским служащим пп.4 п.2 Закона Воронежской области от 30.05.2005 N29-ОЗ "О государственной гражданской службе Воронежской области". Порядок и размер выплаты устанавливается в соответствии с приложением 16 к указанному Закону Воронежской области.
Оценивая характер произведенных выплат, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае спорные выплаты не могут быть признаны компенсационными или стимулирующими в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку не имеют целью мотивацию труда, повышение квалификации, качества труда; не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и обусловлены наличием финансовых возможностей и иных условий (статья 53 Закона N 79-ФЗ, статья 20 Закона N 29-ОЗ). При этом предоставление данной выплаты носит заявительный характер.
Таким образом, учитывая, что спорные выплаты в соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ не относятся к форме оплаты труда, а являются дополнительной государственной гарантией гражданским служащим, как отдельной категории работников, предоставляемой законодательством Российской Федерации, соответственно, данные выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами.
Также судом апелляционной инстанции не может быть признана обоснованной ссылка Фонда на положения статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, в которой приведен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, среди которых спорные выплаты не поименованы. При этом суд исходит из того, что указанной нормой предусмотрено исключение из общего правила, позволяющее не учитывать приведенные выплаты, признающиеся объектом обложения страховыми взносами, при определении облагаемой базы. Тогда как в силу приведенных выводов суда, спорные выплаты изначально не относятся к объекту обложения страховыми взносами в соответствии со ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ.
Таким образом, учитывая, что суммы ежегодной денежной компенсации на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно сотрудникам организации, выплаченные Департаментом аграрной политики по Воронежской области за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, вывод отделения Фонда социального страхования о занижении Департаментом базы для начисления страховых взносов за 2012 - 2014 годы является ошибочным. Таким образом, у Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования РФ отсутствовали правовые основания для доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по указанному основанию, а также для начисления пени и привлечения Департамента к ответственности за неуплату страховых взносов в указанной части.
При таких обстоятельствах требования заявителя правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.01.2016 по делу N А14-13514/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.01.2016 по делу N А14-13514/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13514/2015
Истец: Департамент Аграрной Политики Воронежской Области
Ответчик: ГУ Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ