город Воронеж |
|
23 марта 2016 г. |
Дело N А36-6352/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления федеральной антимонопольной службы по Липецкой области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.12.2015 по делу N А36- 6352/2013 (судья Тонких Л.С.) по заявлению Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области к Управлению федеральной антимонопольной службы по Липецкой области о признании незаконным и отмене постановления от 05.12.2013 по делу N 237-А- 13,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области (далее - УИЗО, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 05.12.2013 по делу об административном правонарушении N 237-А-13 Управления федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - УФАС, антимонопольный орган).
Решением суда от 28.12.2015 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление признано подлежащим неисполнению в части уплаты Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области административного штрафа в размере 250000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что членам инспекции были представлены все необходимые документы. Требование о предоставлении документов было немотивированно, не содержало целей их истребования и было вынесено за пределами полномочий антимонопольного органа. Вся информация и материалы проверки имелись у Управления. Действия антимонопольного органа носили произвольный характер.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, на основании приказа руководителя Липецкого УФАС России N 290 от 17.10.2013 с целью исполнения поручения ФАС России от 29.01.2013 N ИА\2803-ПР\13 была назначена проверка в отношении соблюдения Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В рамках проведения этой проверки Липецким УФАС в адрес Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области было направлено требование N 6073-02 от 14.11.2013 о предоставлении указанных в нем документов.
В ответ на это требование Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области направило письмо от 18.11.2013 N 13307-06 с сообщением о том, что указанные в требовании документы не содержат информации по жилищному строительству, то есть не имеют отношения к предмету проверки Липецкого УФАС, обозначенному в приказе от 17.10.2013 N 290.
В связи с этим 22.11.2013 специалистом - экспертом Липецкого УФАС России Ракша И.В. в отношении Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области был составлен протокол N 237-А-13 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
На основании выявленных нарушений 05.12.2013 руководителем Липецкого УФАС России Сешеновым А.А., на основании указанного протокола и материалов дела об административном правонарушении было вынесено постановление N 237-А-13, в соответствии с которым УИЗО признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, арбитражный суд области исходил из того, что в действиях Управления имеется состав вменяемого административного правонарушения, вместе с тем в силу новой редакции части 5 статьи 19.8 КоАП РФ имеются основания для снижения размера штрафа.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в период совершения правонарушения вынесения оспариваемого постановления) непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступает порядок предоставления необходимой антимонопольному органу информации.
С объективной стороны данное правонарушение характеризуется тем, что виновное лицо проявляет бездействие по отношению к исполнению законных требований антимонопольного органа.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, определены в Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
Федеральный закон РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства, в том числе коммерческими организациями, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Данному праву корреспондирует установленная ч. 1 ст. 25 Закона N 135-ФЗ обязанность представления (в том числе коммерческими организациями) в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимых антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документов, объяснений, информации в письменной и устной форме (в том числе информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
В силу правовых норм Закона комиссия антимонопольного органа по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в целях реализации возложенных на нее полномочий вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов и органов власти необходимую информацию как до начала рассмотрения, так и во время рассмотрения ею соответствующего дела.
Данные выводы также отражены в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N 9532/10 по делу N А40-122193/09-122-808, от 27.11.2012 N8039/12 по делу N А12-15018/2011.
Как следует из материалов дела, УФАС по Липецкой области в адрес Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области было направлено требование N 6073-2 от 14.11.2013 представить информацию и копии документов, а именно:
- документы, информацию, заявление, обращения и т.д., поступившие в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области в 2012 году и зарегистрированные под следующими входящими номерами N 14722, 14903, 14898, 15350, 15376, 15614, 12895, 13765, 11004, 12042, 12153, 9001, 4449/1, 5383, 3908, 3981, 4033, 1812, 1814, 2016, 123, 226;
- результаты рассмотрения Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области вышеуказанных документов;
- журналы регистраций решений принятых (и выданных) Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области по предоставлению земельных участков для жилищного строительства в том числе для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в том числе и жилых вставок за 2011-2013 годы.
Правомерности направления требования от 14.11.2013 N 6073-2 Липецким УФАС в адрес Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области была предметом рассмотрения по делу N А36-6246/2013.
Вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов по делу N А36-6246/2013 в удовлетворении спорных требований Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области отказано: требование признано судами соответствующими действующему законодательству.
Выводы вступившего в законную силу решения суда по делу N А36-6246/2013 являются преюдициально установленными и не подлежат пересмотру и переоценке при рассмотрении данного дела.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о немотивированности требования о предоставлении документов N 6073-2 от 14.11.2013 подлежат отклонению, как несостоятельные.
Материалы дела свидетельствуют, что Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области не представило истребованную информацию.
Управление в своем письме от 18.11.2013 N 13307-06 пояснило, что входящие номера заявлений, указанных в требовании, не содержат информации по жилищному строительству. Кроме того приказом УФАС по Липецкой области от 17.10.2013 N 290 не предусмотрено представление иной информации, кроме информации по земельным участкам, предоставленным для жилищного строительства, в том числе для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Факт непредставления истребуемой информации Управлением не опровергнут в суде апелляционной инстанции.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в связи с непредставлением запрошенных документов и информации Липецкое УФАС сделало правильный вывод о наличии в бездействии проверяемого субъекта события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса.
Необходимость исполнения той или иной обязанности в области антимонопольного законодательства вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в отношения, урегулированные нормами права, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Учитывая вышеизложенное, вина Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области во вменяемом административном правонарушении подтверждается протоколом об административном правонарушении N 237-А-13 от 22.11.2013 и имеющимися в материалах дела доказательствами, которые с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ соответствуют критериями относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта нарушения.
Вывод суда области о доказанности вины Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области во вменяемом административном правонарушении, признается апелляционным судом правомерным.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Доказательств принятия Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области всех зависящих от него необходимых и достаточных мер по своевременному предоставлению необходимой антимонопольному органу информации в материалах дела не имеется.
Данное обстоятельство свидетельствует о наличии вины Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области во вмененном ему правонарушении в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих вину Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в нарушении установленных антимонопольным законодательством требований, судом не установлено.
Процедура привлечения к административной ответственности антимонопольным органом соблюдена.
Основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Из оспариваемого постановления следует, что штраф был применен исходя из минимального размера санкции, установленной на тот момент частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
С учетом указанного в настоящий момент минимальный размер штрафа по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ составляет 50 000 руб.
Таким образом, изменения, внесенные вышеуказанным законом в часть 5 статьи 19.8 КоАП РФ, смягчают административную ответственность за совершенное обществом правонарушение, а значит, подлежит применению правило об обратной силе закона.
Делая указанный вывод, судебная коллегия учитывает Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 37), пунктом 1 которого разъяснено, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 37 в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Оспариваемое постановление административного органа не исполнено, наложенный административный штраф не уплачен.
Таким образом, в силу вышеуказанного постановление административного органа о назначении Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области административного наказания по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в сумме, превышающей 50 000 руб., следует признать не подлежащим исполнению.
Доводы апелляционной жалобы о произвольном характере действий антимонопольного органа по истребованию необходимых документов основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Иных аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о законности постановления от 05.12.2013 по делу об административном правонарушении N 237-А-13 с учетом снижения размера штрафа.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.12.2015 по делу N А36-6352/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-6352/2013
Истец: Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области