город Ростов-на-Дону |
|
22 марта 2016 г. |
дело N А32-34796/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.
судей Величко М.Г., Ковалевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юрченко Н.Н.
при участии:
от истца: представитель Хугаев А.Т., паспорт, доверенность от 09.09.2015;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представитель не явился, считается надлежащим образом извещенным в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2015 по делу N А32-34796/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кубань" (ОГРН 1082310000728 ИНН 2310129495)
к Администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН 1022301606799 ИНН 2310032246)
при участии третьего лица Управления транспорта и охраны окружающей среды муниципального образования г. Краснодар
о взыскании задолженности,
принятое в составе судьи Мигулиной Д.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кубань" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - ответчик, администрация) о взыскании убытков в размере 4 151 922 рублей 54 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление транспорта и охраны окружающей среды муниципального образования г. Краснодар (далее - третье лицо, управление).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С муниципального образования город Краснодар в лице администрации за счет средств казны муниципального образования город Краснодар в пользу общества взысканы убытки в размере 4 151 922 рублей 54 копеек. Распределены расходы по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции от 12.08.2015 отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель истца в судебном заседании выступил против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между администрацией муниципального образования город Краснодар и обществом с ограниченной ответственностью "Кубань" заключены договоры на осуществление регулярных пассажирских перевозок от 01.08.2011 N 014-1/2011, от 06.12.2011 N 057-4/2011, от 03.12.2013 N 103-3/2013, от 17.09.2013, от 01.11.2011 N 010-Ю, от 15.08.2011 N 043-2/2011, от 12.07.2010 N 00012-Ю, от 15.08.2011 N 032-2/2011, от 12.05.2011 N 005-Ю, от 01.08.2011 N 010-1/2011 (т. 2 л.д. 1-82).
В соответствии с пунктом 2.1.4 указанных договоров администрация приняла на себя, в том числе, обязательство своевременно организовывать работу по возмещению затрат, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения.
Согласно пункту 2.3.11 договоров, истец принял на себя обязанность, в том числе, осуществлять перевозку отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки при проезде на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах в соответствии с действующими правовыми актами Российской Федерации, Краснодарского края и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар.
Истец для возмещения недополученных доходов в соответствии с порядком предоставления документации для представлении субсидий представил в Управление транспорта и охраны окружающей среды администрации муниципального образования город Краснодар необходимую и утвержденную документацию (письма о предоставлении субсидий, сводные реестры билетно-учетных листов, отчетные данные о фактическом количестве перевезенных пассажиров по маршрутам, реестры путевых листов, формы федерального статистического наблюдения N 65-ЭТР "Сведения о работе метрополитенов, трамвайного и троллейбусного транспорта" и N 1 автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта" за период с 01.11.2013 г. по 31.12.2013. Из представленной документации следует, что за ноябрь - декабрь 2013 года администрация обязана произвести выплаты ООО "Кубань" по субсидированию в размере 4 151 922 рублей 54 копеек:
- по пригородным платным перевозкам за период с 01.11.2013 по 31.12.2013 в размере 3 789 882 рублей 84 копеек,
- по пригородным проездным билетам за период с 01.11.2013 по 31.12.2013 в размере 207 598 рублей,
- по бесплатным социальным проездным билетам за период с 01.11.2013 по 31.12.2013 в размере 154 441 рубля 70 копеек.
Указанные расчеты подтверждены управлением, в том числе на основании подписанного акта сверки взаимных расчетов за июнь 2014 года.
Направленное истцом в адрес ответчика письмо от 22.07.2014 N 01/9354 с требованием погасить образовавшуюся задолженность, оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, оставлено ответчиком без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 12 разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Порядок предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов лицами, осуществляющими перевозки граждан в автомобильном транспорте на территории муниципального образования город Краснодар, на муниципальных пригородных маршрутах, урегулирован следующими нормативными актами органа местного самоуправления:
- постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 11.08.2009 N 2829 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов лицами, осуществляющими перевозки граждан в автомобильном транспорте на муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар, на условиях предоставления меры социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 21.05.2009 N 56 п. 7 "Об установлении на территории муниципального образования город Краснодар меры социальной поддержки по оплате проезда жителям муниципального образования город Краснодар";
- постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 27.05.2013 N 3548 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов лицами, осуществляющими пассажирские перевозки на территории муниципального образования город Краснодар, в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 31.01.2013 N 42 п. 12";
- постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 28.05.2013 N 3563 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов лицами, осуществляющими пассажирские перевозки на территории муниципального образования город Краснодар, в связи с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 28.02.2013 N 43 п. 1".
В соответствии с вышеприведенными нормативными актами расчет размера субсидий осуществляет Департамент транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации муниципального образования город Краснодар (ранее - Управление транспорта администрации муниципального образования город Краснодар), в соответствии с методикой расчета, установленной в указанным нормативных актах.
В рассматриваемом случае методика расчета компенсации затрат транспортной организации при перевозке льготной категории граждан установлена нормативными актами, поэтому неприменим подход, установленный в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 26.04.2011 N 17828/10
Из материалов дела следует и подтверждено третьим лицом, что общество всю необходимую и утвержденную документацию (письма о предоставлении субсидий, счета на оплату, сводные реестры билетно-учетных листов, отчетные данные о фактическом количестве перевезенных пассажиров по маршрутам, реестры путевых листов, формы федерального статистического наблюдения) своевременно и в полном объеме предоставило в Управление транспорта.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу статьи 9 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" органы местного самоуправления муниципальных образований в Краснодарском крае в пределах своей компетенции организовывают транспортное обслуживание населения в пределах муниципального образования в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, а также компенсируют убытки перевозчикам, обслуживающим муниципальные городские, муниципальные пригородные и муниципальные междугородные маршруты, образующиеся от работы по тарифам, установленным ниже себестоимости перевозки пассажиров, а также от работы на маршрутах, функционирование которых и количество выполняемых рейсов (время работы) обусловлено социальной необходимостью, в соответствии с договорами на осуществление регулярных пассажирских перевозок, заключенными органом местного самоуправления.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", по делам о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших у организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги), и по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов, от имени публично-правового образования в качестве представителя ответчика выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
В соответствии со статьей 38 Устава муниципального образования город Краснодар, администрация муниципального образования город Краснодар является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Краснодар, обладает правами юридического лица.
В структуру администрации входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации муниципального образования город Краснодар (статья 39 Устава муниципального образования город Краснодар). Отраслевыми (функциональными) органами администрации муниципального образования город Краснодар являются департаменты, управления и отделы Администрации муниципального образования город Краснодар.
Согласно пункту 2 статьи 36 Устава муниципального образования город Краснодар глава муниципального образования город Краснодар как глава администрации муниципального образования город Краснодар, в частности, осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, подписывает финансовые документы.
В соответствии с пунктом 2.1.4 договоров администрация обязалась своевременно организовывать работу по возмещению затрат, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (аналогичная позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2016 по делу N А32-18073/2014).
Возражения администрации о расчете возмещения неполученных доходов правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку методика расчета компенсации затрат транспортной организации при перевозке льготной категории граждан установлена нормативными актами (постановлениями администрации муниципального образования город Краснодар от 11.08.2009 N 2829, от 27.05.2013 N 3548, от 28.05.2013 N 3563), в связи с чем, подход, установленный в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 26.04.2011 N 17828/10 к рассматриваемому спору не применим. Управление, как лицо, на которое в соответствии с нормативными актами публичного образования возложена обязанность по осуществлению расчета предоставляемой субсидии, подтвердило правильность представленного расчета и примененной методики. Из отзыва управления следует, что расчет произведен в точном соответствии с нормативными актами публичного образования. Все показатели, которые принимались для целей расчета, равно как и источники получения информации по каждой составляющей расчета управлением транспорта раскрыты; приведен тариф, используемый для целей расчета, с указанием приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края, которым он установлен, стоимость проездного билета, с указанием нормативного акта, которым она утверждена. Представленный расчет подтвержден и первичной документацией, представленной в материалы дела, в том числе путевыми листами. В связи с чем, основания для сомнений в достоверности расчета, выполненного отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования город Краснодар в соответствии с компетенцией данного органа, у суда отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в заявленном истцом размере за счет средств казны муниципального образования город Краснодар.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2015 по делу N А32-34796/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34796/2014
Истец: ООО "Кубань"
Ответчик: Администрация МО г Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Управление транспорта и охраны окружающей среды МО город Краснодар, Управление транспорта и охраны окружающей среды муниципального образования г. Краснодар
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4641/16
22.03.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17575/15
08.09.2015 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15883/15
12.08.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34796/14