г. Чита |
|
23 марта 2015 г. |
Дело N А19-13147/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы государственного жилищного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2015 года по делу N А19-13147/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью УКП "Березовый-1" (ОГРН 1113850034814, ИНН 3849017602) к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877) о признании недействительным предписания N 3007/15 от 15.06.2015,
(суд первой инстанции: судья Ананьина Г.В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
общество с ограниченной ответственностью УКП "Березовый-1" (далее - заявитель, ООО УКП "Березовый-1" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба) N 3007/15 от 15.06.2015 г.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2015 года заявленные требования удовлетворены. Предписание Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 15.06.2015 г. N 3007/15 признано недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы общества в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с указанным решением, Служба обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 22.05.2015 N 3007-ср-п в целях проверки информации, содержащейся в обращении гражданина - собственника помещения по адресу: Иркутский район, р.п. Марково, мкр. Березовый, 57 (вх. N 86-38-01581/15 от 14.04.2015 г.) о нарушении прав потребителя, выразившееся в нарушении действующего законодательства при начислении платы за коммунальные услуги, должностными лицами государственного жилищного надзора Иркутской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО УКП "Березовый-1".
Результаты надзорных мероприятий отражены в акте проверки от 15.06.2015 N 3007, согласно которому ООО УКП "Березовй-1" в нарушение требований подпункта 6 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации производил начисление платы за жилищные и коммунальные услуги по адресу: Иркутский район, р.п. Марково, мкр. Березовый, 134 с ноября 2014, тогда как согласно разрешению на ввод в эксплуатацию многоквартирный дом N 134, расположенный по адресу: Иркутский район, р.п. Марково, мкр. Березовый, введен в эксплуатацию 07.04.2015.
15.06.2015 надзорным органом заявителю выдано предписание N 3007/15, из буквального содержания которого следует, что согласно представленным ООО УКП "Березовый-1" платежным документам начисление платы за жилищные и коммунальные услуги по адресу: Иркутский район, р.п. Марково, мкр. Березовый, 134 с ноября 2014 года является нарушением подпункта 6 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку согласно разрешению на ввод в эксплуатацию многоквартирный дом N 134, расположенный по адресу: Иркутский район, р.п. Марково, мкр. Березовый, введен в эксплуатацию 07.04.2015, представлен акт приема-передачи квартиры Рафекову В.Н. по договору долевого участия в строительстве от 17.11.2014, который не может являться основанием для начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.
В связи с чем, обществу предписано в срок до 22.07.2015 устранить нарушение, предоставить в Службу подтверждающие документы.
Полагая, что данное предписание не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы общества в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит вывод суда первой инстанции о незаконности обжалуемого предписания ошибочным, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов общества этим предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Службой по результатам проведенной проверки, задачей которой являлось - надзор за использованием и сохранностью жилищного фонда, за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, предметом - соблюдение заявителем обязательных требований статей 11, 12, 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", выявлено нарушение обществом пункта 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: по начислению платы за жилищные и коммунальные услуги без разрешения на ввод в эксплуатацию (необоснованное начисление потребителю платы за коммунальные услуги с ноября 2014 года по 07.04.2015)
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20).
Постановлением Правительства Иркутской области от 26 ноября 2014 года N 594-пп утверждено Положение о службе государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Положение о службе).
Согласно пункту 1 данного Положения редакции проверяемого периода (ноябрь 2014 года - апрель 2015 года) Служба являлась исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору.
Пунктом 7 Положения установлено, что Служба в соответствии с возложенной на нее задачей в установленном порядке осуществляет следующие функции, в частности проводит проверки, предметом которой является соблюдение юридическим лицом требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, в том числе к ограничениям изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (применению предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги).
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, Служба наделена полномочиями на выдачу предписаний об обязании произвести перерасчет платежей, в случае выявления нарушений при их начислении.
Как уже указывалось выше и следует из материалов дела, Службой установлено, что ООО УКП "Березовый-1" нарушены требования пункта 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: неправомерное начисление платы за жилищные и коммунальные услуги. Службой в оспариваемом предписании об устранении выявленных нарушений предписано в графе "Мероприятия (работы) подлежащие исполнению" устранить нарушения, предоставить в Службу подтверждающие документы.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Согласно части 7.4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации при заключении застройщиком в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, такой управляющей организации.
Таким образом, при заключении застройщиком в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у участника долевого строительства только со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела, между застройщиком жилого дома, расположенного по адресу: Иркутский район, р.п. Маркова, микрорайон Березовый, дом 134, и ООО УКП "Березовый-1" заключен договор от 01.10.2014.
Согласно пункту 1.2 договора от 01.10.2014 застройщик поручает Управляющей компании оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, расположенном по адресу: Иркутский район, р.п. Маркова, микрорайон Березовый, дом 134 в интересах дольщиков.
На основании акта приема-передачи от 17.11.2014 ООО "Норд-Вест" передана гр. Рафекову В.Н. квартира по договору долевого участия в строительстве N 134.5.2/5/57 от 03.10.2013.
Также 17.11.2014 между ООО УКП "Березовый-1" и гр. Рафековым В.Н. заключен договор управления многоквартирным домом, согласно пункту 3.1 которого собственник имущества обязуется ежемесячно до 10 (десятого) числа месяца, следующего за истекшим, производить оплату за предыдущий месяц за жилое (нежилое) помещение и предоставленные коммунальные услуги в соответствии с начислениями Управляющей компании.
При этом, как следует из материалов дела, разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию N RU 38510109-07/2015 получено ООО "Норд-Вест" только 07.04.2015.
Следовательно, в силу приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, в рассматриваемом случае обязанность участника долевого строительства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникла только со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома N RU 38510109-07/2015 получено ООО "Норд-Вест" 07.04.2015. Начисление коммунальных платежей до этой даты является незаконным.
С учетом указанного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии оспариваемого предписания Службы N 3007/15 от 15.06.2015 закону и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2015 года по делу N А19-13147/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью УКП "Березовый-1" (ОГРН 1113850034814, ИНН 3849017602) к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877) о признании недействительным предписания N 3007/15 от 15.06.2015 отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Никифорюк Е.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13147/2015
Истец: ООО УКП "Березовый-1"
Ответчик: Служба государственного жилищного надзора Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2614/16
23.03.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-484/16
29.12.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-13147/15
23.03.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-484/16