г. Хабаровск |
|
23 марта 2016 г. |
А73-194/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Чаптыкова М.И., представитель по доверенности от 20.01.2016 N АС-35/8;
от акционерного общества "Многовершинное": Краснов П.А., представитель по доверенности от 01.10.2014 N б/н;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение от 02.02.2016
по делу N А73-194/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.,
по заявлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;
к акционерному обществу "Многовершинное";
о привлечении акционерного общества "Многовершинное" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор, административный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просит привлечь акционерное общество "Многовершинное" (далее - АО "Многовершинное") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением от 02.02.2016 суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с судебным актом, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель АО "Многовершинное" отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что в период с 09.09.2015 по 02.11.2015 года на основании распоряжений от 21.07.2015 N 345, от 02.10.2015 N 485 Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу с участием сотрудников центрального аппарата Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в сфере недропользования и охраны окружающей среды акционерным обществом "Многовершинное".
В ходе проверки установлено, что АО "Многовершинное" осуществляет
деятельность, сопровождающуюся образованием отходов производства и потребления. Предприятие имеет документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 29.12.2014 N 176-20/14.
Согласно указанному документу, на предприятии образуется 52 наименования отходов производства и потребления, в том числе (объемы образования представлены по форме 2-ТП (отходы) на 2014 год):
- отходы I класса опасности - 1 вид, 0,399 т;
- отходы II класса опасности - 1 вид, 0,1 т;
- отходы III класса опасности - 9 видов, 80,436 т;
- отходы IV класса опасности - 22 вида, 261,5 т;
- отходы V класса опасности - 19 видов, 4701639,0 т.
Предприятие имеет лицензию N 27 00119 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, согласно которой АО "Многовершинное" вправе осуществлять деятельность по размещению отходов IV класса опасности следующих видов:
- 72110001394: Осадок очистных сооружений дождевой (ливневой)
канализации малоопасный;
- 72900000000: Отходы очистки прочих производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, на локальных очистных сооружениях (осадок от очистки шахтных вод);
- 22299000000: Прочие отходы добычи и обогащения руд цветных
металлов, не вошедшие в другие группы (шлак пробирного анализа).
Размещение отходов осуществляется на промышленной площадке N 1 "Горнорудное производство" (Хабаровский край, Николаевский район, п. Многовершинный, 4 км западнее промплощадки ЗИФ в долине ручья Бирсалали), в хвостохранилище.
Основным видом отхода, размещаемым на указанном объекте, является
отход вида 22241000000: Отходы добычи руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы) (Обеззолоченные хвосты сорбционного выщелачивания), отнесенные к V классу опасности для окружающей среды.
Предприятием представлен протокол биотестирования от 25.06.2007 N 48(407)-06-о, согласно которому указанный отход не является токсичным, что подтверждает его отнесение к V классу опасности.
В ходе натурного обследования территории, производственных помещений и объектов (акт обследования от 28.09.2015 б/н) отобраны пробы обеззолоченных хвостов сорбционного выщелачивания (протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 23.09.2015 б/н, акт отбора проб отходов для инспекционного контроля от 23.09.2015 б/н).
Отбор проб производился экспертами ФБУ "ЦЛАТИ по ДФО".
Согласно протоколу результатов анализов пробы отходов от 02.10.2015 N 213, вытяжка пробы N 1 (обеззолоченные хвосты сорбционного выщелачивания) в неразбавленном состоянии оказывает умеренную степень токсического действия на инфузорий и острое токсическое действие на цериодафний. При разбавлении в 100 раз не оказывает токсического действия на инфузорий и цериодафний. В соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом Минприроды России от 15.06.2001 N 511, проба N 1 (обеззолоченные хвосты сорбционного выщелачивания) относится к IV классу опасности.
Таким образом, предприятие осуществляет деятельность по размещению
отхода вида 22241000000: Отходы добычи руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы) (Обеззолоченные хвосты сорбционного выщелачивания), относящегося к IV классу опасности для окружающей среды, в отсутствие специального разрешения (лицензии).
По выявленному факту 11.12.2015 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в отношение АО "Многовершинный" составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП
РФ.
Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, совершённых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями рассматриваются арбитражными судами, в связи с чем, административный орган обратился в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется
законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Таким образом, предприятие осуществляет деятельность по размещению
отхода вида 22241000000: Отходы добычи руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы) (Обеззолоченные хвосты сорбционного выщелачивания), относящегося к IV классу опасности для окружающей среды, в отсутствие специального разрешения (лицензии).
Однако, как правомерно указал суд первой инстанции, АО "Многовершинное" не осуществляет в процессе деятельности предпринимательской деятельности по размещению отхода, то есть не размещает отходы на платной основе, а размещает отходы собственного производства.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт оказания обществом услуг по сбору, использованию и размещению данных отходов иным хозяйствующим субъектам, либо свидетельствующих об извлечении обществом прибыли от подобных видов деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции, проведя всесторонний анализ обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящем конкретном случае имеет место быть внутренняя деятельность предприятия, которая не является предпринимательской, поскольку не связана с извлечением прибыли.
В настоящем случае подлежит применению статья 19.20 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушения" в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Вместе с тем, если в результате переквалификации составление протокола о совершенном правонарушении не отнесено к полномочиям обратившегося с заявлением органа, суд не вправе принять решение о привлечении к административной ответственности.
В статье 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ не отнесено к подведомственности рассмотрения дел арбитражного суда.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.02.2016 по делу N А73-194/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-194/2016
Истец: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ЗАО "Многовершинное"
Третье лицо: АО "Многовершинное" представительство в г. Комсомольск-на-Амуре, ООО "Руссдрагмет"