г. Хабаровск |
|
23 марта 2016 г. |
А73-15060/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края: Леонова Н.В., представитель по доверенности от 22.04.2015 N 1-11-564;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю: представитель не явился;
от Краевого государственного казенного учреждения "Комсомольское лесничество": представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
на решение от 12.01.2016
по делу N А73-15060/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Никитиной Т.Н.
по заявлению Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 19.08.2015 г. N 27/039/200/2015-3694
третье лицо: Краевое государственное казенное учреждение "Комсомольское лесничество"
УСТАНОВИЛ:
Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - ответчик, Управление Росреестра по Хабаровскому краю) с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Хабаровского края на нежилое помещение N 1-5 общей площадью 56,7 кв.м. в доме N 1 по ул.Спортивной в пос.Ягодный Комсомольского района Хабаровского края, изложенного в письме от 19.08.2015 N 27/039/200/2015-3694; об обязании Управления Росреестра по Хабаровскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности Хабаровского края на нежилое помещение N 1-5 общей площадью 56,7 кв.м. в доме N 1 по ул.Спортивной в пос.Ягодный Комсомольского района Хабаровского края.
Решением суда первой инстанции от 12.01.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Отказ в государственной регистрации права собственности Хабаровского края на нежилое помещение N 1-5 общей площадью 56,7 кв. метров в доме N1 по ул. Спортивной в пос. Ягодный Комсомольского района Хабаровского края, выраженный в письме от 19.08.2015 г. N 27/039/200/2015-3694, признан незаконным.
На Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности Хабаровского края на нежилое помещение N 1-5 общей площадью 56,7 кв. метров в доме N1 по ул. Спортивной в пос. Ягодный Комсомольского района Хабаровского края.
Не согласившись с судебным актом, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции, своего представителя в заседание суда не направило, каких-либо ходатайств не заявляло.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, Краевое государственное казенное учреждение "Комсомольское лесничество" не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции, своего представителя в заседание суда не направило, каких-либо ходатайств не заявляло.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю "О безвозмездной передаче государственных учреждений (лесхозов) в государственную собственность Хабаровского края" от 09.01.2007 N 16 в собственность Хабаровского края передано Федеральное государственное учреждение "Нижне-Тамбовский лесхоз" со всем имуществом, закрепленным на праве оперативного управления.
Федеральным государственным учреждением "Нижне-Тамбовский лесхоз", правопреемником прав и обязанностей которого, является краевое государственное казённое учреждение "Комсомольское лесничество", в 1996 году хозяйственным способом построен объект недвижимости "Дом-кордон" общей площадью 151,7 кв.м., расположенный по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, пос.Ягодный, ул.Спортивная, д.1.
Приёмка законченного строительством объекта недвижимости "Дом-кордон" оформлена актом от 28.05.1996 по форме 1 к Временному порядку приёмки законченных строительством объектов на территории Хабаровского края и регистрации актов приёмки, утвержденной Постановлением главы администрации Хабаровского края от 17.04.1995 г.
Акт приёмки законченного строительства объекта недвижимости "Дом-кордон" зарегистрирован инспекцией Госархстройнадзора 29.05.1996 N 05.
Согласно техническому паспорту на дом-кордон и земельный участок от 14.09.2004, изготовленному Комсомольским-на-Амуре филиалом государственного учреждения "Краевое бюро технической инвентаризации" Дом-кордон общей площадью 151,7 кв.м. состоит из нежилого помещения N 1-5 общей площадью 56,7 кв.м. и квартиры N 2 общей площадью 95 кв.м.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю 11.07.2014 осуществлена государственная регистрация права собственности Хабаровского края на квартиру N 2 в доме N 1 по ул. Спортивной в пос. Ягодный Комсомольского района Хабаровского края, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 27-27-04/439/2014-856.
24.03.2015 Министерство имущественных отношений Хабаровского края (правопредшественник Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края) обратилось в Управление Росреестра Хабаровского края с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение N 1-5 общей площадью 56,7 кв.м., расположенное в указанном выше доме по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, пос. Ягодный, ул. Спортивная, д.1.
Государственная регистрация была приостановлена, а затем письмом от 19.08.2015 N 27/039/200/2015-3694 ответчик сообщил об отказе в государственной регистрации права собственности Хабаровского края на нежилое помещение N 1-5 общей площадью 56,7 кв.м. в доме N 1 по ул.Спортивной в пос.Ягодный Комсомольского района Хабаровского края на основании абзацев 10 и 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку не представлены документы, подтверждающие право Хабаровского края на спорное нежилое помещение.
Министерство, не согласившись с названным отказом, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (статья 8 ГК РФ).
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В соответствии с абзацем 19 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Из абзаца 21 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ следует, что указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений (абз. 23 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ).
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника федерального имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункты 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю "О безвозмездной передаче государственных учреждений (лесхозов) в государственную собственность Хабаровского края" от 09.01.2007 N 16 Федеральное государственное учреждение "Нижне-Тамбовский лесхоз" со всем имуществом, закреплённым на праве оперативного управления и находящимся в федеральной собственности было передано в собственность Хабаровского края. Распоряжение является основанием для возникновения права собственности Хабаровского края на передаваемое имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения (п.6 распоряжения).
Как следует из материалов дела, на момент издания указанного распоряжения в имущественный комплекс Федерального государственного учреждения "Нижне-Тамбовский лесхоз" входил объект недвижимости "Дом-кордон" общей площадью 151,7 кв.м. (состоит из нежилого помещения N 1-5 общей площадью 56,7 кв.м. и квартиры N 2 общей площадью 95 кв.м.), расположенный по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, пос.Ягодный, ул.Спортивная, д.1.
Учитывая положения абзаца 19 и 21 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд пришел к правомерному выводу о том, что распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю "О безвозмездной передаче государственных учреждений (лесхозов) в государственную собственность Хабаровского края" от 09.01.2007 N16 является основанием возникновения права собственности Хабаровского края на имущество ФГУ "Нижне-Тамбовский лесхоз".
Таким образом, в силу прямого указания закона в предусмотренных им случаях имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежит передаче в собственность другого, при этом решение о передаче имущества является основанием возникновения права, а момент возникновения права собственности определяется этим решением.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе их возникновение, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в статье 17 Закона о госрегистрации. Данный перечень является исчерпывающим.
В пункте 1 статьи 17 Закона о госрегистрации предусматривается, что основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о госрегистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в реестре. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации прав перечислен в статье 20 Закона о госрегистрации, согласно пункту 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10); ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац 13).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Законом. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Федеральным государственным учреждением "Нижне-Тамбовский лесхоз", правопреемником прав и обязанностей которого является краевое государственное казённое учреждение "Комсомольское лесничество", в 1996 году хозяйственным способом построен объект недвижимости "Дом-кордон (2-квартирный жилой дом)" общей площадью 151,7 кв.м., расположенный по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, пос.Ягодный, ул.Спортивная, д.1.
Согласно техническому паспорту на Дом-кордон от 14.09.2004, изготовленному Комсомольским-на-Амуре филиалом государственного учреждения "Краевое бюро технической инвентаризации" Дом-кордон состоит из нежилого помещения N 1-5 общей площадью 56,7 кв.м. и квартиры N 2 общей площадью 95 кв.м.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Согласно п. 5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. На это же указывает абз. 33 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в соответствии с которым к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с данной статьей, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации применяются в части, не противоречащей ее положениям.
Из материалов дела усматривается, что в данном случае заявитель обратился за государственной регистрацией права собственности Хабаровского края на имущество, безвозмездно переданное Российской Федерацией в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, т.е. заявитель обратился за регистрацией уже возникшего на основании акта государственного органа права собственности субъекта Российской Федерации на спорный объект недвижимого имущества (Дом-кордон").
Как установлено судом, на государственную регистрацию права собственности заявитель представил акт приёмки законченного строительством объекта от 29.05.1996 N 05, составленный в отношении всего дома, в котором расположено спорное нежилое помещение N 1-5 общей площадью 56,7 кв.м.
При этом как следует из технического паспорта на Дом-кордон от 14.09.2004 г., спорный объект недвижимости сформирован как единый объект недвижимости.
Из материалов дела не усматривается, что Дом-кордон передавался в собственность Хабаровского края за исключением нежилого помещения N 1-5 общей площадью 56,7 кв.м.
В то же время, основанием для отказа в государственной регистрации спорного объекта недвижимости - нежилое помещение, кадастровый номер 27:07:0040103:1552, расположенное по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, пос. Ягодный, ул. Спортивная, д.1, пом. N 1-5, общей площадью 56,7 кв.м., как следует из материалов дела, является не представление документов, необходимых для государственной регистрации прав, а именно - оснований для государственной регистрации права собственности Хабаровского края на вышеуказанный объект недвижимости.
Следовательно, суд первой инстанции, с учетом наличия зарегистрированного права Хабаровского края на часть дома (квартира общей площадью 95 кв.м.), правомерно посчитал, что представленных документов было достаточно для государственной регистрации права Хабаровского края на нежилые помещения N 1-5 общей площадью 56,7 кв.м.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, пришел к правильному выводу о том, что поскольку у ответчика отсутствовали основания, предусмотренные абзацами 10, 13 п. 1 ст. 20 Закона о госрегистрации, для отказа заявителю в государственной регистрации права собственности Хабаровского края на вышеуказанный объект недвижимого имущества, следовательно, решение об отказе в государственной регистрации права собственности от 19.08.2015 N 27/039/200/2015-3694 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя как собственника вышеуказанного имущества.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.01.2016 по делу N А73-15060/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15060/2015
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
Третье лицо: КГУ "Комсомольский лесхоз", Краевое государственное казенное учреждение "Комсомольское лесничество"