город Москва |
|
23 марта 2016 г. |
дело N А40-232137/15 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17.03.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.03.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 2 по г. Чите на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2016
по делу N А40-232137/15, принятое судьей Немовой О.Ю.
по заявлению "Финарс-Банк" (АО) (109240, Москва, Москворецкая набережная, дом 7, строение 2)
к Межрайонной ИФНС России N 2 по г. Чите (672000, Чита, улица Бутина, дом 10)
о признании незаконным постановления;
при участии:
от заявителя - Ганцева О.А. по доверенности от 02.06.2015 N 105;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2016 признаны незаконными и отменены постановление ИФНС России N 2 по г. Чите от 12.11.2015 N 24-421 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и представление N 24-375 от 12.11.2015.
Инспекция не согласилась с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 2 по г. Чите в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 13.10.2015 на основании поручения N 24-186 от 13.10.2015 проведена проверка платежного терминала, установленного в тамбуре павильона "Кедр", расположенного по адресу: Чита, улица Таежная, дом 16а, по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (в редакции от 08.03.2015 N 51-ФЗ) и Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (в редакции от 05.05.2014 N 110-ФЗ) при приеме наличных денежных средств, платежей физических лиц по платежному терминалу.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (в редакции от 08.03.2015 г. N 51-ФЗ), при приеме оплаты за услуги сотовой связи МТС на телефон владельца сотового телефона в сумме 100 руб. вставлена денежная купюра достоинством 100 руб. в купюроприемник платежного терминала АКБ "Финарс - Банк" (АО), контрольно-кассовая техника не применена, по причине ее отсутствия внутри корпуса платежного терминала, установленного за пределами помещения кредитной организации АКБ "Финарс - Банк" (АО). При зачислении на счет владельца сотового телефона суммы 91 руб., комиссия банка 9 руб., платежным терминалом N 616890 выдан чек N 3676 о приеме наличных денежных средств в сумме 100 руб., не отвечающий требованиям п. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (в редакции от 05.05.2014 N 110-ФЗ) на выданном документе отсутствуют обязательные реквизиты предусмотренные Федеральным законом, а именно: номер контрольно - кассовой техники, ввиду ее отсутствия; время приема наличных денежных средств на выданном чеке - 11 час. 27 мин., не соответствует поясному текущему времени Забайкальского края (сбито на один час вперед).
Согласно данных Межрайонной ИФНС России N 2 по г. Чите, контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала по адресу: Чита, улица Таежная, дом 16 А, павильон "Кедр" в налоговом органе по месту регистрации АКБ "Финарс - Банк" (АО), а также иных налоговых органах не зарегистрирована. При этом административном органом установлено, что терминал N 616890 принадлежит АКБ "Финарс - Банк" (АО), в напольном исполнении, имеет металлический корпус оранжево-серого цвета, сенсорный монитор, купюроприемник, отверстие выдачи чеков подтверждающих прием платежа. Устройство для считывания пластиковых банковских карт и выдачи наличных денежных купюр Банка России в платежном терминале отсутствуют. На тыльной стороне терминала прикреплен "шильдик", на котором указано: ООО НПК "ФаворитЪ", Москва, улица Артюхиной, дом 6Б, платежный терминал самообслуживания, заводской N 05060351.
Согласно договора аренды нежилого помещения от 11.08.2014 в тамбуре павильона "Кедр" по адресу: Чита, улица Таежная, дом 16 а, установлен автомат самообслуживания.
Таким образом, нарушены п. 1.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (в редакции от 08.03.2015 N 51-ФЗ), ч. 5 п. 2 ст. 5 Федерального закона Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 110-ФЗ).
По данному факту в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 30.10.2015 N 24-28, вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении N 24-421 от 12.11.2015, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях инспекцией выдано обществу представление от 12.11.2015 N 24-375 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с выводами административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
На основании ч. 12 ст. 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
В силу ч. 2 ст. 5 Закона N 103-ФЗ кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать обязательные реквизиты, установленные данной нормой.
Согласно п. 1.1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата.
Требования Федерального закона о применении контрольно - кассовой техники распространяются только на те случаи, когда кредитные организации используют в своей деятельности платежные терминалы. На те же случаи, когда кредитные организации используют в своей деятельности банкоматы, требования об использование кредитными организациями контрольно-кассовой техники не распространяются.
Федеральным законом приводятся определения банкомата и платежного терминала: платежный терминал - устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты); банкомат - устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о национальной платежной системе) выдачи и (или) приема средств наличного платежа (банкнот) с использованием платежных карт, наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению клиентов по их банковским счетам и для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений.
Вопрос об отнесении устройства, используемого кредитной организацией к банкоматам или платежным терминалам, решается в зависимости от технических (функциональных) возможностей и операций, которые возможно осуществить при его использовании.
В связи с проведенной модернизацией, устройства, используемые заявителем для осуществления банковских операций устройства являются в соответствии с Федеральным законом банкоматами, поскольку они осуществляют в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, банковского платежного субагента) прием средств наличного платежа (банкнот) с использованием платежных карт, наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт, передачу распоряжений кредитной организации (заявителю) об осуществлении расчетов по поручению клиентов по их банковским счетам и для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений.
Действующим законодательством Российской Федерации не установлены требования к техническому устройству банкомата, определяющим критерием отнесения того или иного устройства самообслуживания к банкомату являются его функциональные характеристики, то есть определяющие перечень совершаемых посредством данного устройства банковских операций.
Согласно ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 30.000 до 40.000 руб.
В данном случае судом первой инстанции с учетом всех обстоятельств дела отклонены доводы о том, что устройство, в отношении которого проведена проверка, не является банкоматом.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, судом первой инстанции исследованы обстоятельства дела, нормы процессуального права соблюдены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2016 по делу N А40-232137/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-232137/2015
Истец: АО "Финарс-Банк", АО АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ФИНАРС БАНК"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО Г. ЧИТЕ, МИФНС России N2 по Чите