г. Москва |
|
18 марта 2016 г. |
Дело N А40-88431/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Мухина С.М., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2015 г. по делу N А40-88431/15, принятое судьей Зотовой Е.А.,
по заявлению Акционерного общества "Олимпийский комплекс "Лужники" (ОГРН 1027700111120)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822) об отказе в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП,
при участии:
от заявителя: |
Слободин С.М. по дов. от 03.06.2015; |
от заинтересованного лица: |
Ходаковский А.В. по дов. от 11.01.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Олимпийский комплекс "Лужники" (далее - Заявитель, Общество, АО "ОК "Лужники") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра, Заинтересованное лицо) о признании незаконным решения, оформленного сообщением от 09.02.2015 г. N 11/011/2014-998, 11/012/2014-3, об отказе в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимого имущества - нежилого здания общей площадью 2 557,8 кв.м (кадастровый номер 77:01:0005020:1091), расположенного по адресу: г. Москва, улица Лужники, дом 24, строение 17, и о понуждении произвести государственную регистрацию и выдать Акционерному обществу "Олимпийский комплекс "Лужники" Свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2015 г. признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, оформленное сообщением от 09.02.2015 г. N 11/011/2014-998, 11/012/2014-3. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве произвести государственную регистрацию внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимого имущества - нежилого здания общей площадью 2 557,8 кв.м (кадастровый номер 77:01:0005020:1091), расположенного по адресу: г. Москва, улица Лужники, дом 24, строение 17, и выдать Акционерному обществу "Олимпийский комплекс "Лужники" Свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
По мнению Управления Росреестра при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель Росреестра доводы апелляционной жалобы поддержал, просил суд отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, отказать Обществу в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель АО "ОК "Лужники" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в связи с нижеследующим.
Судом первой инстанции установлено, что АО "ОК "Лужники" является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого здания, кадастровый номер 77:01:0005020:1091, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лужники, д. 24, стр. 17, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись N 77-77-12/016/2011-027 от 17.08.2011 г.
В связи с изменением (уменьшением) обшей площади вышеуказанного нежилого здания с 2621, 4 кв.м на 2557, 8 кв.м в целях привидения в соответствие данных государственного кадастра недвижимости и сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.09.2014 г. Общество обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлениями о государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП и повторной выдаче нового свидетельства в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лужники, д. 24, стр. 17. (вх. N N : 11/011/2014-998, 11/012/2014-003).
Сообщением от 09.02.2015 г. N 11/011/2014-99, 11/012/2014-3 в государственной регистрации отказано, со ссылкой на непредставление документов, указывающих на причины изменения технических характеристик объекта недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии со статьей 13 и пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации, при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Согласно пункту 6 статьи 12 Закона о регистрации ЕГРП состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Разделы ЕГРП располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке. Разделы, содержащие информацию о квартирах, помещениях и об иных объектах, входящих в состав зданий и сооружений, располагаются непосредственно за соответствующим разделом, относящимся к зданию, сооружению. Каждый раздел состоит из трех подразделов. В подразделе I содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных правилами ведения ЕГРП. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I ЕГРП.
В соответствии с пунктом 68 Правил ведения ЕГРП, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 г. N 765 "Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме", сведения об изменении площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта подлежат внесению в записи об изменениях в порядке, установленном разделом VII Правил ведения ЕГРП.
Из пункта 69 Правил ведения ЕГРП следует, что внесение изменений площади объекта в сведения соответствующей записи осуществляется на основании данных государственного кадастра недвижимости, иного базового информационного ресурса.
Кроме того, в силу подпункта 4 пункта 8 статьи 12 Закона о регистрации ЕГРП на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и ЕГРП на электронных носителях.
С учетом срока обращения Заявителя о государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москвы, ул. Лужники, д. 24, стр. 17, в силу пункта 10 статьи 33 Закона о регистрации представление кадастрового паспорта на объект недвижимости не требовалось. Вместе с тем, Закон о регистрации прав на недвижимость не исключает возможности предоставления заявителем кадастрового паспорта по собственной инициативе, а в соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 33 Закона о регистрации, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I ЕГРП, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
Представленный Заявителем на государственную регистрацию кадастровый паспорт от 26.02.2014 г. N 77/501/14-144162, выданный филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, по своему содержанию соответствует требованиям действующего законодательства РФ и отражает всю информацию, необходимую для внесения регистрирующим органом изменений в ЕГРП об объекте недвижимости в части площади нежилого здания.
Согласно пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Спорное здание, расположенное по адресу; г. Москва, ул. Лужники, д. 24, стр. 17, общей площадью 2557, 8 кв.м. прошло технический учёт в ГУП МосгорБТИ (Бауманское ТБТИ), на которое было возложено осуществление технического учета объектов недвижимости.
Письмом - справкой от 18.08.2014 г. N 43 10 301623 ГУП МосгорБТИ (Бауманское ТБТИ) сообщило об актуальной площади нежилого здания на дату последнего обследования (12.10.2012 г.) и об отсутствии переустройств (перепланировок) нежилого здания, не узаконенных в установленном порядке. Изменение площади произошло в результате учета изменений при проведении текущей инвентаризации, разрешительные документы предъявлены.
Представленные на государственную регистрацию поэтажный план и экспликация здания подтверждают отсутствие переустройств (перепланировок) нежилого здания, не узаконенных в установленном порядке, а также подтверждают общую площадь здания - 2557,8 кв.м. Уменьшение общей площади здания с 2621,4 кв.м на 2557,8 кв.м в результате обследования ТБТИ не повлекло изменения внешних границ здания и не явилось следствием реконструкции, о чем свидетельствует отсутствие в поэтажном плане красных линий по габаритам здания и помещений внутри здания и особых отметок о наличии несанкционированных переустройствах (перепланировок) в кадастровом паспорте, выданном филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, и экспликации здания, представленных в пакете документов на государственную регистрацию.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в ходе изучения представленных документов, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что Заявителем в Управление Росреестра по Москве был представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для внесения изменений в ЕГРП и повторной выдачи нового свидетельства в отношении объекта недвижимого имущества - нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лужники, д. 24, стр. 17, в связи с чем, отказ Управления Росреестра по Москве, оформленный сообщением 09.02.2015 г. N 11/011/2014-99, 11/012/2014-3, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2015 г. отсутствуют.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.12.2015 по делу N А40-88431/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-88431/2015
Истец: АО "Олимпийский комплекс "Лужники", АО олимпийский комплекс лужники
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации ,кадастра и картографии по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве