г. Москва |
|
23 марта 2016 г. |
Дело N А41-72656/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Бархатова В.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от истца, Администрации города Лобня Московская область: Рыбалкина Т.А. по доверенности от 11.01.16 N у/Д;
от ответчика, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом: Переплетова К.Ю. по доверенности от 02.12.15 N Д107-622;
от 3-их лиц, ООО "Апсис Юг": Листов С.А. по доверенности от 15.11.13 б/н;
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Апсис Юг" и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2015 года по делу N А41-72656/15, принятое судьей А.В. Гриневой, по иску Администрации города Лобня Московская область к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области о признании отсутствующим права собственности РА на земельный участок,
3-и лица - ООО "Апсис Юг", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Лобня Московская область (далее - Администрации, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ в Московской области, ответчик) и просит суд:
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:41:0020105:9 общей площадью 30 000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Лобня, ул. Гагарина, д. 10.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Общество с ограниченной ответственностью "Апсис Юг" (далее - ООО "Апсис Юг").
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2015 года по делу N А41-72656/15 требования Администрации города Лобня Московская область удовлетворены.
Признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:41:0020105:9 общей площадью 30 000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Лобня, ул. Гагарина, д. 10.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Апсис Юг" и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителей апелляционных жалоб поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно исковому заявлению, 05.11.2003 года на основании Постановления главы г. Лобня Московской области N 1800 от 05.11.2003 г. между Администрацией города Лобня Московской области "Арендодатель" и Обществом с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "КАРДА" "Арендатору" был заключен Договор аренды земельного участка N 54-03 (далее - Договор аренды).
В соответствии с указанным Договором аренды "Арендодатель" передал "Арендатору" во временное владение и пользование земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 50:41:0020105:0009 общей площадью 30 000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Лобня, ул. Гагарина, д. 10 с имеющимся на нем на праве собственности объектом, незавершенным строительством: фундамент, состоящий из 14 отдельных монолитных железобетонных столбов, что подтверждается Государственной регистрацией права собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14 ноября 2002 г. сделана запись регистрации N 50-01/41-09/2002-275.1; незавершенный строительством объект: трансформаторная подстанция, что подтверждается Государственной регистрацией права собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14 ноября 2002 г. сделана запись регистрации N 50-01/41-09/2002-276.1
14.11.2003 Администрация обратилась в отдел МОРП в городе Лобня с заявлением N 1226 о государственной регистрации права государственной собственности на земельный участок 50:41:0020105:0009 площадью 30 000 кв.м.
Договор аренды был зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись от 04.12.2003 г. за номером 50-01/41-10/2003-415.
Согласно Договору о безвозмездной передаче права аренды от 04.12.2003 г. арендатором вышеуказанного земельного участка стало Общество с ограниченной ответственностью "Заря" (далее - ООО "Заря").
08.12.2003 г. Договору о безвозмездной передаче права аренды от 04.12.2003 г. зарегистрирован в регистрирующем органе.
На основании Договора N 3 от 25.02.2011 г. об уступке прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка ООО "Заря" уступило свои права и обязанности по Договору аренды ООО "Апсис Юг".
21.03.2011 г. Договор N 3 от 25.02.2011 г. об уступке прав и обязанностей зарегистрирован в регистрирующем органе.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.04.2015 года следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:41:0020105:9 общей площадью 30 000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Лобня, ул. Гагарина, д. 10, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Считая, что право собственности Российской Федерации на данный земельный участок было зарегистрировано незаконно, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пункт 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации (пункт 4).
Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки (пункт 5).
Суд первой инстанции указал, что из представленного истцом Акта обследования земельного участка следует, что 26.12.2014 года было проведено обследование спорного земельного участка, в результате которого было установлено, что на спорном земельном участке расположен жилой дом, находящийся в общей долевой собственности.
Данное обстоятельство установлено судом первой инстанции неверно, так как согласно акта осмотра земельного участка, данный участок не обрабатывался, на участке много строительного и бытового мусора. Земельный участок не используется в соответствии с целевым назначением к разрешенным видам неиспользования. На земельном участке находится объект - ангар.
Однако, не смотря на неверное указание содержания акта, суд первой инстанции обоснованно установил, что объектов, находящихся в федеральной собственности, на данном земельном участке нет.
Материалами дела подтверждено, что ответчик надлежащим образом извещался о дате и времени проведения обследования спорного земельного участка, однако, своего представителя для участия в обследовании не направил.
При этом, ссылка заявителя апелляционной жалобы ООО "Апсис Юг" на отсутствие в материалах дела данного акта является неправомерной, указанный акт представлен в материалы дела на л.д.54, т. 1.
Как следует из п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Тем самым, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления муниципальных районов земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Из выписки ЕГРП следует, что собственником спорного земельного участка является Российская Федерация.
Так как зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:41:0020105:9 общей площадью 30 000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Лобня, ул. Гагарина, д. 10, препятствует истцу распоряжаться им, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Администрация обоснованно обратился в суд за защитой нарушенного права.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу ст. 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с п. 52 абз.4 совместного Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.10г. N 10/22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации,
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В деле правоустанавливающих документов, представленного в материалы дела, отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что для регистрации права собственности Российской Федерацией, либо собственности Московской области или муниципального образования на спорный земельный участок представлялись какие-либо правоустанавливающие документы, либо до 1 июля 2006 года Правительством Российской Федерации издавался акт об отнесении спорного земельного участка к собственности Российской Федерации, Московской области или муниципального образования.
Как указывалось ранее, в соответствии со статьей 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", начавшей действовать с 01.07.2006 года, установлены перечни земельных участков, которые могут находиться в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
На земельном участке с кадастровым номером 50:41:0020105:9 не располагаются и не располагались здания, строения, сооружения, находящиеся или находившиеся ранее в собственности Российской Федерации; указанный земельный участок не предоставлен органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; данный земельный участок не находится на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; указанный земельный участок не предоставлен в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Ссылка заявителей апелляционных жалоб на неверное не применение судом первой инстанции заявления об истечении срока исковой давности, подлежит отклонению, с учетом положений п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", согласно которого, исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 ГК РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.
Довод апелляционной жалобы ООО "Апсис Юг" со ссылкой на положения пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса РФ и вывод о нарушении права собственности Московской области, подлежит отклонению, так как не опровергает положение п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", согласно которого, распоряжение спорным земельным участком осуществляет орган местного самоуправления городского округа.
Довод заявителя апелляционной жалобы ООО "Апсис Юг" о том, что настоящий иск может быть рассмотрен и удовлетворен только в случае если он предъявлен лицом, фактически владеющим таким имуществом в соответствии с действующим законодательством, но не являющимся зарегистрированным правообладателем, тогда как спорный земельный участок в фактическом пользовании у Администрации отсутствует, так как передан в адрес 3-го лица, подлежит отклонению в данном случае нарушенное право истца не связано с лишением владения, поскольку истец, не лишаясь предоставленного ему законом права владения, распоряжается спорным земельным участком посредством сдачи его в аренду третьему лицу.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в МО на рассмотренные судами аналогичные дела N А41-61816/2014 и N А41-76806/2014 не обоснованна, так как обстоятельства установленные в таких делах не являются преюдициальными для настоящего дела.
До 1 января 2015 года Арендодателем земельных участков на территории города Лобня Московской области являлся Комитет по управлению имуществом города Лобня.
В правоустанавливающих документах на земельный участок с кадастровым номером 50:41:0020105:9 содержится заявление Комитета по управлению имуществом города Лобня от 14.11.2003 г. N 1226 о государственной регистрации права государственной собственности на земельный участок.
Никаких иных заявлений о государственной регистрации права собственности
Российской федерации в материалах дела не имеется.
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация
права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется, (пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Вместе с тем, из представленного по запросу суда дела правоустанавливающих документов усматривается отсутствие правовых оснований для внесения в ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
При таких обстоятельствах, требования Администрации являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2015 года по делу N А41-72656/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-72656/2015
Истец: Администрация города Лобня Московская область, ООО "Апсис Юг"
Ответчик: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области
Третье лицо: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8092/16
24.06.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8092/16
23.03.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1007/16
16.12.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-72656/15