г. Самара |
|
23 марта 2016 г. |
Дело N А55-14526/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "ДС-Транс" - Пастушенко Э.В., доверенность от 04.01.2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ДС-Транс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 декабря 2015 года по делу N А55-14526/2015 (судья Шаруева Н.В.),
по иску Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан, г. Уфа,
к обществу с ограниченной ответственностью "ДС-Транс", г. Тольятти,
о взыскании 175 704 руб. 19 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее по тексту - ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан) обратилось в Арбитражный суд Саратовский области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ДС-Транс" о взыскании 175 704 руб. 19 коп., в том числе 161 629 руб. 00 коп. - ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 14 075 руб. 19 коп., а также процентов в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 04.04.2014 г. с момента вступления решения суда в законную силу по день фактического его исполнения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 декабря 2015 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, ООО "ДС-Транс" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд посчитал установленными, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, решение принято с нарушением или неправильным применением норм материального права.
Податель жалобы ссылается на то, что в пункте 4 акта ОТ 06,05.2014 г N 1090 неверно указан характер груза - "неделимый", груз делимый, автовоз согласно товарно-транспортных накладных перевозил 7 (семь) Товарных автомобилей, соответственно, при необходимости (при своевременном уведомлении о запрете движения и наличии соответствующих дорожных знаков), у водителя-экспедитора была бы возможность разгрузить часть груза и перераспределить нагрузку по осям.
Также податель жалобы считает, что материалы дела не подтверждают установку необходимых временных дорожных знаков на данном участке пути.
Также податель жалобы ссылается на то, что Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 28.04.2014 г. N 377-р о продлении периода временного ограничения было опубликовано 30.04.2014 г., то есть несвоевременно.
В судебном заседании представитель ООО "ДС-Транс" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО "ДС-Транс", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 06.02.2014 г. N 76-р в период с 01.04.2014 г. по 30.04.2014 г. было введено временное ограничение движения транспортных средств с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значений.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28.04.2014 г. N 377-р указанный период был продлен до 10.05.2014 г.
Как следует из материалов дела, 06.05.2014 г. при осуществлении весового контроля на 67 км а/д Уфа-Инзер-Белорецк сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан было произведено взвешивание транспортного средства Скания P114LA4x2LB340, регистрационный номер C894TV163, с полуприцепом марки EUROLOHR1.21, модель VJLTKM EUROLOHR, регистрационный номер АХ 3424 63, принадлежащего ответчику, под управлением водителя Справцева Ю.В.
По результатам взвешивания был составлен акт N 1090 от 06.05.2014 г., которым было зафиксировано превышение предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства.
Сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам, по акту N 1090 от 06.05.2014 г. составила 161 629 руб. 00 коп. Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была.
ГКУ Служба весового контроля РБ направило претензию N 4458 от 26.08.2014 г. о необходимости уплаты суммы ущерба, однако данная претензия была оставлена без удовлетворения.
Поскольку ответчик не возместил истцу ущерб, причиненный в результате нарушения установленных требований, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Судом верно отмечено в решении, что материалами дела подтвержден факт превышения установленных предельно допустимых значений максимальной массы и осевых нагрузок транспортного средства, что является основанием для взыскания платы в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Статьей 29 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об автомобильных дорогах") пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
Согласно ст. 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934 установлено, что реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим Постановлением, осуществляется Федеральным дорожным агентством.
Согласно п. 2 вышеназванных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства (п. 3 Правил).
Размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств (п. 4 Правил).
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:
а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 30 ФЗ "Об автомобильных дорогах", значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
г) базового компенсационного индекса текущего года (п. 5 Правил).
Согласно акту о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузкам на ось от 1090 от 06.05.2014 г. истцом установлено превышение допустимых ограничений осевой массы.
В таблице 2 Приложения к Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Судом правильно указано на то, что исходя из приведенных положений, превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства наряду с превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Из акта от 1090 от 06.05.2014 г. усматривается, что превышение ответчиком установленных ограничений по нагрузке на оси имело место, что является нарушением правил проезда тяжеловесного транспортного средства по федеральной автомобильной дороге общего пользования.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции учтено, что реализация такого способа защиты, как возмещение убытков предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение противоправного действия (бездействие), возникновение у потерпевшего убытков, причинно-следственная связь между действиями и его последствиями и вина правонарушителя.
Как видно из материалов дела, ответчиком при осуществлении перевозки грузов по федеральным дорогам допущено превышение разрешенных весовых параметров, чем причинен ущерб в размере 161 629 руб. 00 коп.
Судом правомерно отклонены доводы ответчика о том, что информация о продлении ограничения не была размещена своевременно и не указаны причины продления, временные дорожные знаки и информационные щиты не были установлены, в связи со следующим.
В соответствии с п. 21 Приказа Минтранса Российской Федерации от 12.08.2011 г. N 211 "Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.12.2011 г. N 22475) временное ограничение движения в весенний период вводится на автомобильных дорогах с 1 апреля по 25 июня, с учетом природно-климатических условий территорий, по которым проходит такая автомобильная дорога. Продолжительность временного ограничения движения в весенний период не должна превышать 30 дней. Срок ограничения продлевается в случае неблагоприятных природно-климатических условий, но не более чем на 10 дней, с внесением соответствующих изменений в акт о введении ограничения, о чем пользователи автомобильными дорогами информируются незамедлительно.
Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 28.04.2014 г. N 377-р о продлении периода временного ограничения было опубликовано 30.04.2014 г., что ответчиком не оспаривается. Между тем, ответчик, загрузку транспортного средства произвел 29.04.2014 г. т.е. в период введения временного ограничения и начал осуществлять перевозку до окончания периода ограничения.
Факт установки дорожных знаков подтверждается актами на установку временных дорожных знаков от 31.03.2014 г. и на демонтаж временных дорожных знаков от 11.05.2014 г.
Расчет размера вреда, произведенный ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан, проверен судом и признан правильным.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что исковые требования о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, при перевозке тяжеловесного груза в размере 161 629 руб. 00 коп. заявлены законно и обоснованно.
В связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате оказанных услуг, к ответчику применена ответственность, предусмотренная статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения обязательства.
По смыслу п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Согласно пункту 24 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.11.2003 г. N 75 обязательство страховщика по выплате страхового возмещения является денежным, и за его неисполнение (ненадлежащее исполнение) страховщик несет ответственность на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истцом заявлены требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 14 075 руб. 19 коп. за период с 06.05.2014 г. по 08.06.2015 г.
Поскольку наличие задолженности ответчика подтверждено материалами дела, в связи с наличием просрочки в исполнении обязательства по оплате ущерба суд пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворении требования ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 14 075 руб. 19 коп.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
По вопросу о том, что водитель не увидел знаки, ограничивающие движения с нагрузками на ось, истец поясняет, что в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 257 ФЗ), временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Так, в период с 01 апреля 2014 года по 10 мая 2014 года были введены временные ограничения движения по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения РБ.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года N 50 "О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения" утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 1.2-1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.
Так распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 6 февраля 2014 г. N 76-р (в редакции от 27 марта 2014 года) на автомобильных дорогах Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 по 30 апреля 2014 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.
Согласно Распоряжению Правительства Республики Башкортостан N 377-р от 28 апреля 2014 года временные ограничения были продлены сроком по 10 мая 2014 года.
Таким образом, довод подателя жалобы, что пользователи дорог несвоевременно были извещены о продлении временных ограничений является необоснованным, поскольку Распоряжение Правительства РБ N 377-р было вынесено и опубликовано еще до окончания сроков временного ограничения, установленного Распоряжением Правительства РБ N 76-р, а именно 30 апреля 2014 года, что и подходит под определение "незамедлительно".
В п. 2.2. раздела 2 вышеуказанного Постановления сказано, что, при издании акта о введении ограничения уполномоченные органы обязаны за 30 дней до начала введения временных ограничения или прекращения движения информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений, а также о возможных маршрутах объезда.
Во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 6 февраля 2014 г. N 76-р информация о введении временного ограничения движения с 01.04.2014 г. по 30.01.2014 г. была опубликована на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан 10 февраля 2014 г., номер официального опубликования N 201402100005, на официальном сайте: http://npa.bashkortostan.ru/.
Кроме того, крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, Правил перевозки грузов и дополнительных требований, изложенных в названной Инструкции, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза. Являясь участником дорожного движения, водитель в силу п. 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации обязан соблюдать требования названных Правил, следовательно, то, что водителю не было известно о существовании временных ограничений, введенных с 01.04.2014 г. по 10.05.2014 г., не освобождает его от ответственности.
По вопросу размещения временных дорожных знаков довод подателя жалобы также отклоняется апелляционным судом, поскольку в период весенней распутицы с 01.04.2014 г. по 10.05.2014 г. на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 06.02.2014 г. N 76-р и согласно п. 4.1.19 Государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования РБ регионального и межмуниципального значения на 2014-2015 годы N 10519-05 от 17.12.2013 г. ОАО "Башкиравтодор" установлены дорожные знаки 3.12 "ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" в соответствии с согласованной Государственным заказчиком и УГИБДД схемой.
ГКУ Служба весового контроля РБ направила запрос в ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ (ГКУ УДХ РБ) о предоставлении сведений об установке и демонтаже временных дорожных знаков на период временного ограничения движения в 2014 году.
19.02.2014 года ГКУ УДХ РБ направило в адрес ОАО "Башкиравтодор" письмо исх. N 07/445 об установке дорожных знаков во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 06.02.2014 г. N 76-р в срок до 28.03.2014 года.
06.05.2014 г. ГКУ УДХ РБ направило письмо N 07/1709 в ОАО "Башкиравтодор" о необходимости демонтажа временных дорожных знаков, ограничивающих предельно допустимые нагрузки на оси транспортных средств.
Доводы подателя жалобы о том, что по пути следования отсутствовали предупреждающие знаки, ничем не подтверждены.
Другие доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 декабря 2015 года по делу N А55-14526/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14526/2015
Истец: Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Бакшкортостан
Ответчик: ООО "ДС-ТРАНС"