г. Москва |
|
18 марта 2016 г. |
Дело N А41-57028/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "ТрансКонтракт" - Поляковой Н.Е. (представителя по доверенности от 03.09.2015),
от администрации городского округа Балашиха Московской области (ОГРН 1165001050026, ИНН 5001106672) - Балагуровой (представителя по доверенности от 11.01.2016), Попова Д.Н. (представителя по доверенности от 11.01.2016),
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансКонтракт" на решение Арбитражного суда Московской области от 14.10.2015 по делу N А41-57028/15, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансКонтракт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Балашиха (далее - администрация) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения требований):
- признать незаконным длящееся бездействие администрации, выражающееся в невыполнении обязанностей, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду), а именно: в непринятии постановления о предварительном согласовании места размещения объекта и в не заключении договора аренды земельного участка 0,9101 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 50:15:0070103 по адресу: Московская область, г. Балашиха, деревня Черное, для строительства и размещения многофункционального спортивно-досугового комплекса;
- обязать администрацию принять постановление об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка площадью 0,9101 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 50:15:0070103 по адресу: Московская область, г. Балашиха, деревня Черное, для строительства и размещения многофункционального спортивно-досугового комплекса в срок не позднее десяти дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу;
- обязать администрацию в срок не позднее десяти дней с момента предоставления обществом в администрацию кадастрового паспорта на земельный участок 0,9101 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 50:15:0070103 по адресу: Московская область, г. Балашиха, деревня Черное, для строительства и размещения многофункционального спортивно-досугового комплекса, с кадастровым номером, присвоенным участку при проведении государственного кадастрового учета, направить в адрес общества проект договора аренды на земельный участок 0,9101 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 50:15:0070103 по адресу: Московская область, г. Балашиха, деревня Черное, для строительства и размещения многофункционального спортивно-досугового комплекса, с кадастровым номером, присвоенным участку при проведении государственного кадастрового учета.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.10.2015 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители администрации в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представителем администрации в связи с завершением реорганизации администрации заявлено ходатайство о замене администрации (ОГРН 1025000509423, ИНН: 5001001060, адрес: 143912, Московская область, г. Балашиха, пр-т Ленина, д. 11) на ее правопреемника - администрацию городского округа Балашиха Московской области (ОГРН 1165001050026, ИНН 5001106672, адрес: 143912, Московская область, г. Балашиха, пр-т Ленина, д. 11).
Представитель общества не возражал.
Рассмотрев ходатайство, суд удовлетворил его, заменив на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) администрацию городского округа Балашиха Московской области на его правопреемника - администрацию городского округа Балашиха Московской области (ОГРН 1165001050026, ИНН 5001106672, адрес: 143912, Московская область, г. Балашиха, пр-т Ленина, д. 11).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя министерства.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество 13.02.2014 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении ему земельного участка общей площадью 0,95 га для строительства и размещения многофункционального спортивно-досугового комплекса со следующим месторасположением: Московская область, г. Балашиха, д. Черное.
В пояснительной записке от 23.05.2014 Управления имущественных отношений администрации на имя Руководителя администрации (л.д. 45) указано, что на основании обращения общества о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, деревня Черное, согласно решению комиссии (при администрации по градостроительному регулированию и земельным отношениям) от 14.02.2014, протокол N 06, заключению комиссии (при администрации по выбору земельных участков для строительства, предварительному согласованию места размещения объектов и проектированию границ земельных участков, сформированных из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности), в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Управлением имущественных отношений администрации подготовлен проект постановления об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка площадью 0,9101 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 50:15:0070103 по адресу: Московская область, г. Балашиха, деревня Черное, входящего в состав земель населенных пунктов, для строительства и размещения многофункционального спортивно-досугового комплекса. Данный проект постановления необходим для постановки указанного земельного участка на государственный кадастровый учет, оформления кадастрового паспорта земельного участка и приведения правоустанавливающих документов на землю в соответствии с требованием законодательстве.
В материалы дела представлен проект акта по выбору земельного участка земельного участка площадью 0,9101 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 50:15:0070103, имеющий подписи должностных лиц администрации и оттиск печати отдела охраны окружающей среды и природопользования администрации с указанием 17.03.2014 (л.д. 43-44).
Данный проект не был утвержден в установленном порядке.
В газете "Факт" от 23.04.2014 N 29/1 опубликовано официальное сообщение о возможном или предстоящем предоставлении администрацией в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельного участка общей площадью 0,9101 га по адресу: Московская область, г. Балашиха, деревня Черное для строительства и размещения многофункционального спортивно-досугового комплекса (л.д. 46).
Общество 20.05.2015 обратилось в администрацию с заявлением, в котором со ссылкой на предыдущее заявление (от 13.02.2015) просило принять постановление об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка площадью 0,9101 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала 50:15:0070103 по адресу: Московская область, г. Балашиха, деревня Черное, для строительства и размещения многофункционального спортивно-досугового комплекса, и направить в адрес общества проект договора аренды в течение 10 дней.
В ответ администрация направила обществу письмо от 16.06.2015 N 5004/2, которым сообщило ему об отсутствии возможности предоставить земельный участок, поскольку статьи 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в соответствии с которыми до 01.03.2015 органы местного самоуправления обеспечивали выбор земельных участков с оформлением и утверждением акта о выборе земельного участка, утратили силу с 01.03.2015.
В материалы дела представлен также проект схемы расположения земельного участка площадью 0,9101 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 50:15:0070103, имеющий подписи ряда должностных лиц администрации, ее структурных подразделений о согласовании и оттиск печати отдела охраны окружающей среды и природопользования администрации с указанием 24.07.2014 (л.д. 42).
Данный проект не утвержден в установленном порядке.
Общество, считая, что администрация допустила бездействие, выразившееся в не принятии по его обращениям постановления о предварительном согласовании места размещения объекта и в не заключении договора аренды нарушающее законные права и интересы общества, 30.07.2015 оспорило его в судебном порядке.
При этом, как следует из заявления, общество фактически просит предоставить ему земельный участок в аренду без проведения торгов исходя из того, что заявление о предоставлении в аренду земельного участка было подано им в 2014 году.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Статьей 29 Земельного кодекса предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 30 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в период возникновения правоотношений между сторонами) предусмотрено два способа предоставления земельных участков для строительства:
- без предварительного согласования места размещения объекта;
- с предварительным согласованием места размещения объекта.
В данном случае общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении ему земельного участка для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта строительства.
Положениями статьи 31 Земельного кодекса был установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктами 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса было предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, к данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 3 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
В силу положений пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Заявляя требование о признании незаконным длящегося бездействия администрации, выражающегося в невыполнении обязанностей предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса, а именно: в не принятии постановления о предварительном согласовании места размещения объекта и в не заключении договора аренды земельного участка 0,9101 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 50:15:0070103 по адресу: Московская область, г. Балашиха, деревня Черное, для строительства и размещения многофункционального спортивно-досугового комплекса, общество ссылается на то, что данное бездействие началось с момента обращения общества с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка - 13.02.2014, продолжилось после этого и имеет место в настоящий период.
Как следует из объяснений общества, по настоящему делу оно оспаривает бездействие администрации, выразившееся в не заключении договора аренды по заявлению от 13.02.2014, и имеющее место с мая 2015 года до обращения в суд по настоящему делу (арбитражным судом по другому делу было рассмотрено требование общества об оспаривании бездействия администрации, выразившегося в не заключении договора аренды по заявлению от 13.02.2014, в иной период - до мая 2015 года: решение Арбитражного суда Московской области от 20.05.2015 по делу N А41-17705/15).
Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Из пунктов 5 и 6 статьи 30 Земельного кодекса следует, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, после чего исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.08.2014 по делу N А40-67176/13).
Решения о предварительном согласовании места размещения объекта - для строительства и размещения многофункционального спортивно-досугового комплекса по обращению общества в установленном порядке не принималось. Схема расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории также не была утверждена.
В связи с этим, направляя обществу письмо от 16.06.2015 N 5004/2 в ответ на его заявление, администрация правомерно исходила из того, что не имеется оснований для предоставления обществу по его заявлению испрашиваемого земельного участка в ранее действующем порядке (без проведения торгов), поскольку статьи 30, 31 Земельного кодекса, в соответствии с которыми до 01.03.2015 органы местного самоуправления обеспечивали выбор земельных участков с оформлением и утверждением акта о выборе земельного участка, утратили силу с 01.03.2015 согласно Федеральному закону от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
В силу статьи 39.6 Земельного кодекса предоставление обществу земельного участка в аренду возможно исключительно на торгах.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для вывода о бездействии администрации (в заявленный обществом период - с мая 2015 года), выражающегося в невыполнении обязанностей, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса, а именно: в непринятии постановления о предварительном согласовании места размещения объекта и в не заключении договора аренды земельного участка для строительства и размещения многофункционального спортивно-досугового комплекса.
Ссылка общества на положения пункта 2 статьи 34 Закона N 171-ФЗ отклоняется как несостоятельная.
Согласно пункту 2 статьи 34 Закона N 171-ФЗ В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В данном случае предоставление земельного участка в аренду инициировало общество, а не администрация. Тем самым, нельзя говорить, что земельный участок предлагался в аренду.
Именно в связи с обращением общества администрация разместила в газете "Факт" от 23.04.2014 N 29/1 информацию о возможном или предстоящем представлении земельного участка под строительство объекта в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса (а не информацию о наличии предлагаемых земельных участков).
Пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса предусмотрена процедура выбора земельных участков для строительства для предоставления их в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта.
Переходные положения применения земельного законодательства в связи с принятием Закона N 171-ФЗ по регулированию данных отношений (предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, предусмотрены) установлены именно пунктом 1 статьи 34 данного Закона (а не пунктом 2 этой статьи Закона).
Сходная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.09.2015 по делу N А66-18407/2014 (положения пункта 2 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, на которые сослался суд в обоснование своих выводов, не подлежат применению при разрешении данного спора, поскольку регламентируют процедуру предоставления земельных участков на торгах) и постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.10.2015 по делу N А73-2229/2015 (положения пункта 2 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, на которые ссылается заявитель в обоснование доводов о возможном продолжении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду для строительства (при наличии публикации до дня вступления в силу названного закона), не подлежат применению при разрешении настоящего спора поскольку регламентируют начатую процедуру предоставления земельных участков на торгах). Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2016 N 303-КГ15-18171 по делу N А73-2229/2015 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Кроме того, в данном случае оспаривается бездействие администрации, выраженное в непринятии по обращению общества постановления о предварительном согласовании места размещения объекта и в не заключении с ним договора аренды земельного участка 0,9101 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 50:15:0070103 по адресу: Московская область, г. Балашиха, деревня Черное, для строительства и размещения многофункционального спортивно-досугового комплекса.
При этом вступившим в законную силу решением суда по делу N А41-17711/15 удовлетворены требования другого юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Констант" (далее - ООО "Констант") об незаконным бездействия администрации, связанного с предоставлением ООО "Констант" в аренду земельного участка 0,9500 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 50:15:0070103 по адресу: Московская область, г. Балашиха, деревня Черное, для строительства и размещения многофункционального спортивно-досугового комплекса.
Этим же решением суда на администрацию возложена обязанность рассмотреть заявление ООО "Консалт-Групп" о заключении с ООО "Консалт-Групп" договора аренды этого земельного участка для строительства и размещения многофункционального спортивно-досугового комплекса с указанным месторасположением и о направлении в адрес ООО "Консалт-Групп" проекта договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.05.2015 по делу N А41-17705/15, которое вступило в законную силу, обществу отказано в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в не заключении договора аренды по заявлению общества от 13.02.2014.
Данное решение суда касается оспаривания бездействия администрации, выразившегося в не заключении договора аренды, в другой период - до мая 2015 года.
В связи с этим отклоняется довод администрации о том, что по требованию общества по делу по делу N А41-17705/15 рассматривалось то же самое бездействие администрации.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда по настоящему делу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований является правильным.
Ссылка общества на судебные акты по делу N А41-17711/15, в том числе на постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.02.2016, свидетельствующие, по доводам общества, о правомерности его правовой позиции по настоящему делу, не принимается апелляционным судом.
В рамках дела N А41-17711/15 удовлетворены требования ООО "Консалт-Групп" о признании незаконным бездействия администрации, выраженного в не заключении с ООО "Консалт-Групп" договора аренды земельного участка для строительства и не направлении в адрес ООО "Консалт-Групп" проекта договора аренды.
В рамках настоящего дела рассматриваются требования общества о признании незаконным длящегося бездействия администрации, выражающегося в непринятии постановления о предварительном согласовании места размещения объекта и в не заключении договора аренды земельного участка, для строительства; обязании администрации принять постановление об утверждении акта выбора и схемы расположения этого земельного участка; обязании администрации при предоставлении обществом в администрацию кадастрового паспорта на данный земельный участок с кадастровым номером, присвоенным участку при проведении государственного кадастрового учета, направить в адрес общества проект договора аренды.
Таким образом, требования по делу N А41-17711/15 и по настоящему делу различаются.
Кроме того, как следует из постановления Арбитражного суда Московского округа от 26.02.2016 по делу N А41-17711/15, судебные акты по данному делу принимались на основании конкретных обстоятельств.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.10.2015 по делу N А41-57028/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57028/2015
Истец: ООО "Трансконтракт"
Ответчик: Администрация городского округа Балашиха Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация городского округа Балашиха Московской области