г. Вологда |
|
23 марта 2016 г. |
Дело N А52-2479/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 23 ноября 2015 года по делу N А52-2479/2015 (судья Циттель С.Г.),
установил:
Латвийская фирма-перевозчик SIA "Zalktis AT"/ общество с ограниченной ответственностью "ЗАЛКТИС АТ" (место нахождения: Maskavas iela 450H, Riga, LV-1063, Latvisas Republika; reg. N LV40003389226; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Псковской таможне (место нахождения: 180017, город Псков, улица Рабочая, дом 9; ОГРН1026000979058, ИНН 6027019031; далее - Таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 30.06.2015 N10209000-586/2015 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
Таможня с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на нарушение судом первой инстанции требований частей 1, 4, 5 статьи 71, части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От Общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 24.04.2015 на таможенный пост МАПП Шумилкино Псковской таможни прибыло транспортное средство "DAF" регистрационный номер JM8146/R3192, принадлежащее Обществу.
Согласно товаросопроводительным документам: CMR N LV-240415 от 24.04.2015, инвойсу от 21.04.2015 N SC211, транспортное средство следовало из Латвии в Россию с грузом "срезанные цветы" в количестве 862 грузовых мест, общим весом брутто 8200 кг, отправитель товара Латвийская фирма SIA "TRANSIT GROUP". Товар перевозился со склада в Латвии в адрес фирмы-получателя "SERVICECFRGO LIMITED" (Россия, г. Москва).
На доставленный на таможенную территорию Таможенного союза товар представлен фитосанитарный сертификат от 24.04.2015 N EC/LV/248022 (с приложением), согласно которому, перевозились "срезанные цветы стран происхождения Нидерланды, Кения, Италия, Израиль".
В процессе таможенного наблюдения должностным лицом Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям Шиховым К.Н. проведен фитосанитарный досмотр, в ходе которого установлено, что в наблюдаемой части грузового отделения транспортного средства находятся цветы свежие в картонных коробках на паллетах и в металлических решетках. На коробках имеется маркировка с указанием наименования товара и страны происхождения, объем загрузки 90%, в просматриваемой части посторонних вложений не выявлено (акт таможенного наблюдения от 25.04.2015 N 10209060/250415/0000986 с приложением фотоматериалов - том 1, листы 139 - 141).
Должностным лицом Россельхознадзора Леоновой В.И. по результатам досмотра составлен акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от 25.04.2015 N 601406250415003 (том 1, листы 64 - 65) и принято решение о запрете ввоза товара. Основанием для принятия решения о запрете ввоза товара явилось установление в ходе досмотра несоответствие количества товара.
Данный факт послужил основанием для возбуждения дела об административно правонарушении в отношении перевозчика по части 4 статьи 16.1 КоАП РФ по факту представления в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза. 25.04.2015 уполномоченным лицом Псковской таможни в отношении фирмы-перевозчика вынесено определение N 10209000-586/2015 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования в качестве свидетелей опрошены водитель фирмы-перевозчика, перевозивший спорный груз, и должностные лица Россельхознадзора, проводившие фитосанитарный контроль товара - Шихов К.Н. и Леонова В.И. (протоколы опроса свидетелей от 25.04.2015, 14.05.2015, 30.06.2015; том 1, листы 66 - 68, 81 - 83, 118 - 121).
Согласно объяснениям водителя, при погрузке товара он не присутствовал, груз на соответствие товаросопроводительным документам, не проверял.
Государственный инспектор отдела карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе Российской Федерации Шихов К.Н. дал пояснения о том, что при карантинном фитосанитарном контроле им выявлено нарушение, выразившееся в несоответствие количества товара данным, приведенным в фитосанитарном сертификате от 24.04.2015 N EC/LV/248022, а именно: несоответствие количества товара выразилось в том, что по товарной позиции, страной происхождения которой является Израиль, в фитосанитарном сертификате заявлено 4000 штук "срезов цветов", однако фактически выявлено 29 коробок цветов из Израиля по 200 штук в каждой, движение данной партии товара приостановлено.
Государственный инспектор Управления Россельхознадзора Леонова В.И. при опросе дала объяснения, согласно которым при осуществлении ею фитосанитарного контроля выявлено 19 800 штук цветов (99 коробок по 200 штук в каждой), происхождения Израиль, что свидетельствует о недействительности фитосанитарного сертификата, поскольку в нем данный товар заявлен в количестве 4000 штук. По результатам фитосанитарного контроля она составила акт от 25.04.2015 N 60146250415003 с приложением к нему (бланк В8265263). Кроме того, пояснила, что при составлении данного приложения ею допущена техническая ошибка: в таблицу не был внесен пункт 10 - "срезы цветов в ассортименте, Израиль", в количестве 15800 штук, фитосанитарный сертификат отсутствует, что в свою очередь, привело к ошибке в указании итогового количества подкарантинной продукции: вместо 129 137 штук, указано 113 337 штук. Указанный акт с ошибкой предоставлен в ОТО и ТК таможенного поста МАПП Шумилкино Псковской таможни. В последствие данная ошибка была выявлена и устранена (в приложении к акту карантинного фитосанитарного контроля был добавлен пункт 10). Оригинал исправленного акта находится в Управлении Россельхознадзора.
По факту выявленного несоответствия количества товара данным, приведенным в фитосанитарном сертификате, 25.05.2015 в отношении Общества составлен протокол N 10209000-586/2015 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 16.1 КоАП РФ.
Заместитель начальника Таможни 30.06.2015, рассмотрев указанный протокол об административном правонарушении и материалы административного расследования, вынес в отношении Общества постановление N 10209000-586/2015 о привлечении последнего к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 16.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Часть 4 статьи 16.1 КоАП России предусматривает административную ответственность за представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ, для целей применения главы 16 КоАП РФ, под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 ТК ТС ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - это совершений действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
Перемещение товаров через таможенную границу - ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза (пункт 22 части 1 статьи 4 ТК ТС).
Согласно пункту 1 и пункту 3 статьи 150 ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии пунктом 35 статьи 4 ТК ТС товаром является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество.
Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем предоставления документов и сведений, предусмотренных статьей 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров (пункт 1 статьи 158 ТК ТС).
Статьей 159 ТК ТС регламентирован перечень документов и сведений, которые перевозчик представляет таможенному органу. Так, согласно пункту 1 названной статьи Кодекса при международной перевозке автомобильным транспортом, перевозчик обязан представить, в том числе документы: на транспортное средство международной перевозки; транспортные (перевозочные) документы; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения: в том числе о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; а так же, о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен. При этом независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС (пункт 2 статьи 159 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 194 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза, перевозчик обязан в том числе:... предъявить товары таможенному органу; представить таможенному органу документы и сведения, перечень которых установлен статьей 159 ТК ТС; представить сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации такие документы подлежат представлению таможенному органу в месте прибытия; совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, согласно таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 2.1 решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 фитосанитарный сертификат - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом государства страны - экспортера по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений (Рим, 1951 год, в редакции 1997 года) и удостоверяющий фитосанитарное состояние подкарантинной продукции.
С учетом того, что товар "срезанные цветы" включен в Перечень подкарантинной продукции, он ввозится на территорию Таможенного союза в сопровождении фитосанитарного сертификата на ввозимую партию товара.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 502 "Об утверждении правил осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" при ввозе на единую таможенную территорию Таможенного союза подкарантинной продукции перевозчик или лицо, действующее по его поручению, представляет таможенному органу фитосанитарный сертификат, выданный уполномоченным органом государства, на территории которого была сформирована ввозимая партия подкарантинной продукции.
Согласно пункту 4.1.4 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 должностное лицо уполномоченного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска или ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в следующих случаях:
1) сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах;
2) наличия достоверной информации о том, что фактическое количество подкарантинной продукции в партии подкарантинной продукции на десять и более процентов превышает количество, указанное в фитосанитарном сертификате;
3) фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным;
4) фитосанитарный сертификат не подтверждает соответствие партии подкарантинной продукции предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно товаросопроводительным документам Обществом перевозился товар "срезанные цветы" в количестве 862 грузовых мест общим весом брутто 8200 кг, в количестве 113 337 штук, страны происхождения: Нидерланды, Италия, Кения, Израиль - в количестве 4000 штук (гипсофила - 3000 штук, эустома - 1000 штук), что подтверждается инвойсом SC211 от 21.04.2015, приложением к фитосанитарному сертификату N ЕС/LV/248022, выданному в г. Рига, 24.04.2015.
Статьей 26.1 КоАП РФ закреплено, что к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, в процессе таможенного наблюдения установлено, что в наблюдаемой части грузового отделения автотранспортного средства находятся цветы свежие в картонных коробках на паллетах и в металлических решетках. На коробках имеется маркировка с указанием наименования товара и страны происхождения.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, протокол об административном правонарушении от 25.05.2015 по административному делу N 10209000-586/2015 не содержит сведений о количестве товара "срезанные цветы" происхождения Израиль, превышающее заявленное в фитосанитарном сертификате, равно как не содержит сведений, о том, каким образом данное несоответствие выявлено должностными лицами Россельхознадзора (путем вскрытия упаковок и пересчета вложений в них непосредственно в транспортном средстве или на открытой площадке после выгрузки товара из транспортного средства, либо путем арифметических действий, исходя из сведений, на маркировке (наименование товара и страна происхождения), имеющейся на товаре в наблюдаемой части грузового отделения транспортного средства.
Какими-либо иными доказательствами, собранными Таможней в ходе административного расследования, событие вменяемого Обществу в вину правонарушения не подтверждается.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.19 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 результаты осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) оформляется путем составления акта по форме согласно приложению N1.
В материалах дела имеется два экземпляра акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от 25.04.2015 N 601406250415003, изготовленные на бланке одного номера, с подписями водителя перевозчика на первом листе акта, составленные по установленной форме с приложениями.
Однако на день возбуждения административного дела и на дату составления протокола об административном правонарушении у Таможни имелся акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от 25.04.2015 N 601406250415003, с приложением, в котором указано 9 позиций с итоговой цифрой - 113 337 штук, что полностью соответствовало сведениям представленного фитосанитарного сертификата.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
В ответ на запрос Таможни, направленный 28.05.2015, то есть после составления протокола об административном правонарушении, о предоставлении информации по какой причине был запрещен ввоз товарной продукции, доставленной 24.04.2015 на таможенную территорию Таможенного союза перевозчиком SIA "Zalktis AT", и в чем конкретно выразилось несоответствие количества товара (в какой товарной позиции и в каком количестве), Управление Россельхознадзора представило копию акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от 25.04.2015 N 601406250415003 с приложением, в котором отражено 10 позиций с итоговой цифрой 129 137 штук.
Однако, названный ответ Россельхознадзора не содержал информации, каким образом выявлено несоответствие количества товара, происхождения Израиль, указанного в фитосанитарном сертификате Латвии N ЕС/LV/248022 и количества, ввезенного товара.
Как правомерно указал суд первой инстанции, показания свидетелей - главного инспектора карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе Российской Федерации Шихова К.Н., проводившего фитосанитарный досмотр при таможенном наблюдении, и государственного инспектора Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям Леоновой В.И., составившей акт с приложением, противоречивы, при этом опрошенные должностные лица не указывают каким образом установлено ими несоответствие количества цветов, какого ассортимента страны происхождения Израиль. Расхождения в показаниях составляет 14 000 штук цветов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Таможня в рассматриваемом случае не доказала наличие события вмененного Обществу в вину административного правонарушения.
В силу статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие событии административного правонарушения являются обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с изложенным оспариваемое постановление обоснованно признано судом незаконным и отменено.
На основании изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 23 ноября 2015 года по делу N А52-2479/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2479/2015
Истец: "ZALKTIS AT ", ООО "ЗАЛКТИС АТ"
Ответчик: ПСКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Раусов Виктор Анатольевич