Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 июля 2016 г. N Ф04-2367/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Томск |
|
21 марта 2016 г. |
Дело N А45-22585/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбачевой А. Г.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Арина" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.12.2015 по делу N А45-22585/2015 (судья И.А. Рубекина) по заявлению товарищества собственников жилья "Арина", Новосибирская область, р.п. Краснообск, к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, г. Новосибирск, о признании незаконным предписания N 08-11-022/75 от 27.07.2015,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Арина" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании незаконным предписания N 08-11-022/75 от 27.07.2015.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТСЖ обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области полностью и принять по делу новый судебный акт о признании предписания Государственной жилищной инспекции Новосибирской области N 08-11-022/75 от 27.07.2015 о прекращении, устранении выявленных нарушений обязательных требований незаконным.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции применен нормативно-правовой акт, не подлежащий применению (Приказ Минэкономразвития РФ от 30.09.2011 N 531 "Об утверждении Требований к определению площади здания, помещения"); состав общего имущества многоквартирного дома и расходы на его содержание непосредственно связаны между собой; суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о необходимости производить расчет размера платы за содержание и ремонт общего имущества на основании иного (кроме свидетельства о государственной регистрации права или выписка из ЕГРП) документа - технического паспорта на квартиру, предусматривающего ее площадь без учета лоджии.
Инспекция в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ТСЖ - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Арина" создано на основании решения протокола N 6 от 03.06.2013 общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенного по адресу: Новосибирская область, пр. Краснообск, дом N 203 (свидетельство о государственной регистрации N 004836916 серия 54 от 14.05.2013).
В соответствии с поступившим обращением в период с 20.07.2015 по 27.07.2015 в соответствии с приказом от 15.07.2015 N 1461/08 в отношении ТСЖ "Арина" главным государственным инспектором государственной жилищной инспекции Новосибирской области Куценко О.О. проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлено, что согласно представленным единым платежным документам по кв. 208 дома N 203 в р.п. Краснообск Новосибирской области за январь и февраль 2015 г. начисление платы на содержание и ремонт жилья производилось из расчета занимаемой площади помещения 95,9 м2 (без учета лоджий), а с марта 2015 г. из расчета 102,7 м2 (с учетом лоджий). В соответствии с представленным заявителем техническим паспортом по кв. 208 дома N 203 р.п. Краснообск Новосибирской области, площадь квартиры без учета лоджий составляет 95,9 м2.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы Инспекцией в акте проверки от 27.07.2015 N 08-11-022/180.
27.07.2015 Инспекцией по результатам проверки ТСЖ выдано предписание N 08-11-022/75, согласно которому предписано прекратить нарушение требований в определении размера платы на содержание и ремонт жилья по кв.208 р.п. Краснообск, д.203, установленных частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, устранить выявленное нарушение в срок до 07.09.2015.
Не согласившись с указанным предписанием, ТСЖ "Арина" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с соответствующим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 5 статьи 15 ЖК РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Таким образом, общая площадь жилого помещения не включает площадь таких помещений вспомогательного использования, как балконы, лоджии, веранды и террасы.
Из технического паспорта на квартиру 208 д.203 р.п. Краснообск следует, что площадь данной квартиры, без учета лоджии составляет 95,9 кв.м.
Заявитель, выставив к оплате сумму за содержание и ремонт жилья за март 2015 года, рассчитал размер платы за содержание и ремонт жилья, исходя из площади квартиры N 208 - 102,7 кв. м. с учетом лоджии.
В силу статьи 36 ЖК РФ и пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
С учетом изложенного, площадь балкона (лоджии) не может входить в общую площадь квартиры N 208 многоквартирного дома 203 р.п. Краснообск Новосибирской области, поскольку входит в состав общего имущества МКД.
Доводы заявителя о правомерности увеличения платы по сравнению с предыдущими периодами, со ссылкой на сведения о площади квартиры, указанные в свидетельстве о регистрации права собственности на квартиру, подлежат отклонению, поскольку в нарушение статьи 65 АПК РФ заявителем не доказана обоснованность увеличения размера площади занимаемого жилого помещения с марта 2015 г.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что действующее законодательство РФ не определяет состав документов, из которых следует определять площадь жилого помещения при расчете платы, в связи с чем при начислении платы ТСЖ следует учитывать сведения о фактически занимаемой общей площади жилого помещения, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (часть 5 статьи 15 ЖК РФ). В рассматриваемом случае из технического паспорта на квартиру N 208, в котором содержатся точные характеристики жилого помещения, следует, что площадь квартиры без учета лоджий составляет 95,9 кв.м., общая площадь 102,7 кв.м. (с учетом лоджий).
При таких обстоятельствах, учитывая содержание изложенных выше норм жилищного законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Инспекция обоснованно указала ТСЖ на необходимость устранения нарушения требований в определении размера платы на содержание и ремонт жилья по кв.208 р.п. Краснообск, д.203, с учетом положений части 5 статьи 15 ЖК РФ.
Заявитель не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое по делу предписание противоречит действующему законодательству РФ и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Инспекции полномочий.
Таким образом, оснований для признания предписания N 08-11-022/75 от 27.07.2015 незаконным не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При этом, довод апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям не подлежит применению Приказ Министерства экономического развития РФ от 30.09.2011 N 531 "Об утверждении Требований к определению площади здания, помещения", не может быть принят во внимание, поскольку суд первой инстанции, прежде всего, основывает свои выводы на законе, в частности, части 5 статьи 15 ЖК РФ.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.12.2015 по делу N А45-22585/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-22585/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 июля 2016 г. N Ф04-2367/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ТСЖ "Арина"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Новосибирской области