г. Санкт-Петербург |
|
21 марта 2016 г. |
Дело N А56-44007/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Трощенковой Д.С.,
при участии:
от заявителя: Тихомиров В.Г. по доверенности от 15.01.2016, Коломенский И.Н. по доверенности от 21.01.2016
от заинтересованного лица: Ромицына И.В. по доверенности от 16.11.2015
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32423/2015) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2015 по делу N А56-44007/2015 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ГБУ "Санкт-Петербургская горветстанция"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Благотворительный фонд "Детские вопросы"
об оспаривании решения
установил:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Санкт- Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных" (ОГРН 1047811020751, ИНН 7806158564, место нахождения: 195043, г. Санкт-Петербург, ул. 2-я Жерновская, д.46; далее - заявитель, ГБУ "Санкт-Петербургская горветстанция", Учреждение, Заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361, место нахождения: 199004, г. Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д.13, лит. А; далее - УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 29.04.2015 по делу N 44-1303/15 о нарушении законодательства о контрактной системе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Благотворительный фонд "Детские вопросы" (ОГРН 1124700000831, ИНН 4703470416, место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, ул. Александровская, д. 81/1-34; далее - Фонд).
Решением суда от 20.11.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, УФАС направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в заявленных требованиях.
Как указывает УФАС, из части 1 статьи 74 Федерального закона от 05.04.2013
N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) следует, что заказчик обязан предоставить участникам закупки возможность подать заявку в течение всего периода, установленного в соответствии с указанной нормой (7 рабочих дней). Анализ настоящей закупки показал, что Заказчиком был сокращен фактический срок подачи заявок до 6 рабочих дней. Кроме того, Заказчик установил дату истечения срока подачи заявок - 24.04.2015 в 11.00, но документов, подтверждающих существование правил, регламентирующих прекращение соответствующих операций в установленное время, представлено не было.
Таким образом, по мнению УФАС, можно предположить, что Заказчик сократил время подачи заявки на участие в закупке, тем самым ограничив права потенциальных участников.
В судебном заседании представитель УФАС поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Учреждения против удовлетворения апелляционной жалобы возразил, просил оставить решение суда без изменения, считая его правильным.
Представитель Фонда, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.04.2015 Учреждение разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по разработке разделов проектно-сметной документации на приспособление чердачных помещений под офисы здания ветеринарной станции, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Швецова, д. 47/2 лит. А. (извещение N 0372200002815000089). Начальная (максимальная) цена контракта - 497 856 руб.
22.04.2015 Фонд обратился в УФАС с жалобой на действия Заказчика в части нарушения сроков и порядка проведения процедуры закупки.
Решением от 29.05.2015 по делу N 44-1303/15 УФАС признало жалобу обоснованной, Учреждение признано нарушившим часть 1 статьи 74 Закона о контрактной системе.
Предписание об устранении выявленного нарушения решено не выдавать в связи с тем, что отсутствуют доказательства того, что нарушение повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Посчитав указанное решение незаконным, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, не согласился с выводами УФАС о сокращении Заказчиком времени подачи заявки на участие в закупке, правомерно исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьей 3 Закона N 44-ФЗ под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Согласно части 1 статьи 74 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 данного Федерального закона, не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения указанного срока.
В силу части 7 статьи 74 Закона о контрактной системе прием заявок на участие в запросе котировок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок.
Из положений статьи 74 Закона о контрактной системе следует, что заказчик обязан предоставить участникам закупки возможность подать заявку в течение всего периода, установленного в соответствии с частью 1 статьи 74 Закона N 44-ФЗ.
Согласно извещению о проведении запроса котировок N 0372200002815000089, опубликованному 15.04.2015 в 16 час. 36 мин., дата и время начала подачи котировочных заявок установлена 15.04.2015 19:00, датой и временем окончания подачи котировочных заявок установлено 24.04.2015 в 11:00.
Поскольку 18.04.2015 и 19.04.2015 были выходными днями, период между датой размещения извещения о проведении запроса котировок и датой вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников составляет 7 рабочих дней (15, 16, 17, 20, 21, 22 и 23 апреля 2015 года).
Таким образом, Заказчиком соблюдено требование о временном периоде, который должен быть выдержан до даты истечения срока подачи заявок - не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок.
В данном случае не имеет правового значения, в каком часу было опубликовано извещение, поскольку требования закона установлены только к рабочим дням, которые входят в необходимый временной период, и это требование было соблюдено Заказчиком в отношении рабочего дня 15.04.2015.
УФАС не спорит, что у потенциальных участников закупки имелась возможность подачи заявок в электронной форме.
Антимонопольный орган, ссылаясь на положения статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о правилах исчисления сроков, утверждает, что первый день отсчета 7-ми дневного срока приходится на следующий после публикации извещения день - 16.04.2015.
Однако, статья 191 ГК РФ регламентирует ситуацию, когда календарной датой или неким событием установлено начало срока, определенного периодом времени. В рассматриваемом же случае нормой Закона N 44-ФЗ установлено окончание срока (как дата истечения срока подачи заявок), и фактически утверждено правило обратного отсчета календарных дней. Все даты, включая дату размещения извещения, дату окончания подачи заявок, дату вскрытия конвертов с заявками, а также временной отрезок между датой размещения извещения и датой окончания подачи заявок, заказчик устанавливает самостоятельно, но с учетом требований части 1 статьи 74 Закона N 44-ФЗ к минимальному временному отрезку между датой размещения извещения и датой окончания подачи заявок.
Позиция УФАС фактически приводит к установлению не 7-ми, а 8-ми дневного срока подачи заявок, что не соответствует содержанию статьи 74 Закона N 44-ФЗ. Ссылка УФАС (в контексте статьи 194 ГК РФ об истечении срока в 24 часа последнего дня) на непредставление заявителем документов, подтверждающих существование правил, регламентирующих прекращение соответствующих операций в установленное время окончания приема заявок (24.04.2015 в 11.00), является новой и не была принята в качестве основания вынесения оспоренного в деле решения, кроме того, отклоняется в силу вышеизложенного.
Предположение УФАС о том, что в такой ситуации Заказчик сократил время подачи заявки на участие в закупке, тем самым ограничив права потенциальных участников, отклоняется, поскольку, как указано самим УФАС, предписание об устранении выявленного нарушения решено не выдавать в связи с тем, что отсутствуют доказательства того, что нарушение повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2015 по делу N А56-44007/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-44007/2015
Истец: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждние "Санкт-Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы России по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Благотворительный фонд "Детские вопросы"