г. Владивосток |
|
21 марта 2016 г. |
Дело N А51-17950/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
апелляционное производство N 05АП-11660/2015
на решение от 13.11.2015
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-17950/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.08.2009)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.12.2002) в лице филиала по Приморскому краю
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю" (ИНН 2536042398, ОГРН 1022501285993)
об оспаривании решения от 05.08.2015 N Ф01/15-36506,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - заявитель, управление, Росимущество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю (далее - кадастровая палата, орган кадастрового учета) от 05.08.2015 N Ф01/15-36506 об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 25:21:020101:70 и об обязании кадастровую палату внести в ГКН изменения в отношении указанного земельного участка.
Определением суда от 27.08.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю" (далее - третье лицо, ФГБУ "Управление "Приммелиоводхоз").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.11.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, кадастровая палата обратилась с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. В обоснование своих доводов указывает, что согласно статье 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) собственники объектов капитального строительства не наделены правом уточнять границы земельных участков, на которых такие объекты располагаются, до регистрации прав на сами земельные участки. В этой связи считает, что мотивировочная часть обжалуемого судебного акта выходит за пределы конкретных правоотношений, создавшихся при представлении в орган кадастрового учета заявления от Росимущества. На основании изложенных в апелляционной жалобе доводов кадастровая палата просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем суд апелляционной инстанции на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу без их участия.
Определением суда от 15.03.2016 в судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи С.В. Гуцалюк в отпуске была произведена её замена на судью О.Ю. Еремееву, и рассмотрение дела в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
Из материалов дела апелляционной коллегией установлено следующее.
27.12.1999 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке площадью 5060 кв.м, расположенном примерно в 4285 м по направлению на юг от ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Приморский край, Хорольский район, с. Луговое, ул. Кубанская, дом 3, разрешенное использование: для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Указанному земельному участку был присвоен кадастровый номер 25:21:020101:70.
Данный земельный участок был образован из земель сельскохозяйственного назначения по заявке Ханкайского государственного учреждения эксплуатации мелиоративных систем и насосных станций (в настоящее время Ханкайский филиал ФГБУ "Управление "Приммелиоводхоз") с расположением в границах земельного участка луговой насосной станции.
В соответствии свидетельством о государственной регистрации права от 15.04.2014 серия 25-АВ N 191719 луговая насосная станция, назначение: нежилое, 4-этажное, в том числе: подземных этажей - 2, общая площадь 633,9 кв.м, инв. N 05:250:002:000000720, лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: Приморский край, Хорольский район, с. Луговое, 4 км южнее от с. Луговое, находится в собственности Российской Федерации.
15.04.2015 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним также внесена запись N 25-25-13/004/2014-442 о государственной регистрации права оперативного управления ФГБУ "Управление "Приммелиоводхоз" на указанный объект недвижимости, о чём выдано свидетельство о государственной регистрации права от 15.04.2014 серия 25-АВ N 191720.
30.07.2015 Росимущество обратилось в кадастровую палату с заявлением N 25-0-50/3001/2015-7259 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 25:21:020101:70 в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка, приложив письмо от 29.07.2015 N 08-7765, доверенность от 02.10.2013 N 3-3064 и межевой план.
Установив, что по сведениям государственного кадастра недвижимости собственники земельного участка с кадастровым номером 25:21:020101:70 не зарегистрированы, орган кадастрового учета пришёл к выводу о том, что с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо, в связи с чем на основании пункта 5 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ вынес решение от 05.08.2015 N Ф01/15-36506 об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным и нарушающим его права и законные интересы Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, посчитал, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 25:21:020101:70 занят объектом недвижимости, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации, то Росимущество, являясь федеральным органом исполнительной власти по осуществлению полномочий собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, было правомочно на подачу заявления об уточнении местоположения границ и площади данного объекта недвижимости.
Оценив доводы жалобы и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктами 3, 6 части 1 статьи 7 указанного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а именно об описании местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, и о площади, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Согласно статье 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу части 3 статьи 20 этого же Закона с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.
Заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр заявителем или его представителем лично либо направляются в орган кадастрового учета посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении (часть 1 статьи 21 Закона N 221-ФЗ).
По правилам пункта 5 части 2 статьи 27 названного Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 25:21:020101:70 из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 5060 кв.м, расположенный примерно в 4285 м по направлению на юг от ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Приморский край, Хорольский район, с. Луговое, ул. Кубанская, дом 3, был поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием "для питьевого и хозяйственно-бытового назначения".
Согласно представленному в суд апелляционной инстанции кадастровому паспорту спорного земельного участка от 10.04.2015 N 25/00-15-132831 границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В связи с необходимостью уточнения местоположения границ и площади спорного земельного участка по заявке Росимущества был подготовлен межевой план, в соответствии с которым были установлены характерные точки границ, сведения о которых позволяют однозначно определить их положение на местности, и местоположение границ земельного участка было согласовано с Ханкайским филиалом ФГБУ "Управление Приммелиоводхоз".
Как следует из схемы расположения земельного участка, являющейся неотъемлемой частью межевого плана, в границах земельного участка расположена насосная станция, сведения о которой содержатся также в техническом паспорте земельного участка, использованном при подготовке межевого плана и находящимся в составе кадастрового дела объекта недвижимости 25:21:020101:70, что позволяет идентифицировать указанный объект недвижимости со спорным земельным участком.
По тексту письма от 29.07.2015 N 08-7765, представленного в кадастровую палату вместе с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, Росимущество указало, что здание - луговая насосная станция, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 25:21:020101:70, является федеральной собственностью и передано в оперативное управление ФГБУ "Управление "Примелиоводхоз".
Данные обстоятельства согласуются с имеющимися в материалах дела копиями свидетельств о государственной регистрации права на объект - луговая насосная станция.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что, обращаясь за осуществлением государственного кадастрового учета изменений спорного земельного участка, управление исходило из того, что земельный участок с кадастровым номером 25:21:020101:70 ввиду нахождения на нем объекта недвижимости, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности, является разграниченным и относится к федеральной собственности.
Соответственно у Росимущества в силу прямого указания части 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ имелись основания для обращения в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений спорного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод арбитражного суда о несоответствии оспариваемого решения закону, поскольку у кадастровой палаты отсутствовали законные основания для отказа в осуществлении уточнений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 25:21:020101:70.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что до регистрации прав на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, у собственников таких объектов недвижимости отсутствуют полномочия по уточнению границ и площади земельных участков, судебной коллегией не принимается на основании следующего.
По правилам абзаца 2 части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 25:21:020101:70 занят объектом недвижимости, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации, то данный земельный участок в силу закона относится к федеральной собственности.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены, в частности, функции по управлению федеральным имуществом, полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 утвержден Перечень документов, необходимый для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, к числу которых относится кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
Из изложенного следует, что действующее законодательство при регистрации прав на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю предусматривает первоначально осуществление государственного кадастрового учета.
В этой связи довод кадастровой палаты о том, что отсутствие государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 25:21:020101:70, в границах которого расположен объект недвижимости, являющийся федеральной собственностью, препятствует Росимуществу уточнить границы и площадь такого земельного участка подлежит отклонению как безосновательный.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что отказ кадастровой палаты в осуществлении государственного кадастрового учета изменений спорного земельного участка не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования, признав незаконным решение органа кадастрового учета, и, обязав его осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:21:020101:70.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не распределяет судебные расходы по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.11.2015 по делу N А51-17950/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-17950/2015
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ"