г. Саратов |
|
22 марта 2016 г. |
Дело N А12-46006/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Александровой Л.Б., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
при участии в заседании:
от Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области" - Мударова К.З., действующая на основании доверенности N 007 от 11 января 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области" (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2015 года по делу N А12-46006/2015 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области" (г. Волгоград)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (г. Волгоград, ИНН 3444115626, ОГРН 1043400325429)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико - санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области" (далее заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области от 22.09.2015 N 07-13-15/10П/31 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 39800 рублей, а также о признании недействительным представления от 22.09.2015 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико - санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 17 февраля 2016 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области", проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 03.08.2015 N 97-рп Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области в период с 04.08.2015 по 28.08.2015 проведена выездная проверка федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико - санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области" на предмет использования средств федерального бюджета за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.
В ходе проверки установлено, что в нарушение статей 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации 2013 году учреждением допущено нецелевое использование средств федерального бюджета на общую сумму 796000 рублей, выразившееся в использовании средств федерального бюджета на цели, не соответствующие целям, определенным лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, а именно: средства, поступившие в соответствии с лимитами бюджетных обязательств и утвержденной сметой на 2013 год по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд", коду операций сектора государственного управления 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", направлены на проведение работ, относящихся в соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 3.8 МДС 81-35.2004, утвержденного постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, к работам по капитальному ремонту, оплата которых в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджета классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014- 2015 годов, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2012 N 17, осуществляется за счет средств по виду расходов 243 "Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного имущества".
По результатам проверки составлен акт проверки от 28.08.2015, в котором зафиксированы нарушения бюджетного законодательства.
Главным специалистом-экспертом отдела финансового контроля и надзора в правоохранительных органах, судебной системе и оборонном комплексе Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области в отношении федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико - санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области" 08.09.2015 составлен протокол N 07-13-15/10 об административном правонарушении, которым действия учреждения квалифицированы по признакам статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
22.09.2015 административным органом вынесено постановление N 07-13-15/10П/31 о привлечении Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико - санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области" к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 39 800 рублей, и вынесено представление от 22.09.2015 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 22.09.2015 N 07-13-15/10П/31 и представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико - санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области" обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина учреждения в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, поскольку вывод о нецелевом расходовании учреждением бюджетных средств не соответствует установленным обстоятельствам.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объективной стороной данного правонарушения является использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
В силу п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Из материалов дела усматривается, что Главным управлением Министерства внутренних дел России по Волгоградской области в 2013 году федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико - санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области" доведены лимиты бюджетных обязательств по главе 188 2Министерси во внутренних дел Российской Федерации, разделу 0900 "Здравоохранение", подразделу 0901 "Стационарная медицинская помощь", целевой статье 470 0000 "Больницы, клиники, госпитали, медико-санитарные части", программе 9900 "Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений", видам расходов (далее - ВР) 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества", коду операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" в сумме 3 000 000 рублей; BP 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд", КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" в сумме 4 809 000 рублей.
Бюджетной сметой на 2013 год, с учетом изменений, по главе 188, разделу 0900, подразделу 0901, целевой статье 4700000, программе 9900, виду расходов 244, КОСГУ 225 предусмотрены расходы в сумме 4 809 000 рублей в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств.
Согласно отчету о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств на 01.10.2013 в учреждении числится остаток по КБК 188 0901 4709900 243 225 в сумме 3 000 000 рублей, по КБК 188 0901 4709900 244 225 в сумме 4 466 500 рублей.
Учреждением с подрядной организацией обществом с ограниченной ответственностью "СтройСервисПлюс" по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме заключен государственный контракт от 18.10.2013 N 52/13А, предметом которого является проведение текущего ремонта кровли для нужд учреждения. Работы по государственному контракту от 18.10.2013 N 52/13А по ремонту мягкой кровли проводились в поликлинике N 1 учреждения, расположенной по адресу: Волгоград, улица Скосырева, 4. Цена государственного контракта от 18.10.2013 N 52/13А составляет 796 000 рублей.
При исполнении государственного контракта от 18.10.2013 N 52/13А по проведению текущего ремонта кровли согласно локальному сметному расчету (приложение N 2 к государственному контракту от 18.10.2013 N 52/13А), акту о приемке выполненных работ от 31.10.2013 N 54В/13 учтены следующие расценки и работы:
-ТЕРр 58-7-6 - смена существующих рулонных кровель на покрытия из наплавляемых материалов в два слоя на площади покрытия 526,46 кв.м.;
- ТЕРр 58-16-3 - ремонт цементной стяжки площадью заделки до 1м2 в количестве 165 мест;
-ТЕР 13-06-004-01 - обеспыливание поверхности на площади поверхности обеспыливания 526,46 кв.м.;
- ТЕР 11-01-004-09 - устройство гидроизоляции обмазочной в два слоя праймером на площади изолируемой поверхности 526,46 кв.м.;
- ТЕРр58-19-6 - смена мелких покрытий из листов стали;
- ТЕР 12-01-004-06 - устройство примыканий кровель из наплавленных материалов к стенам и парапетам высотой более 600 мм с двумя фартуками длиной 119,1 м. примыканий.
Также учтена стоимость работ по погрузке и перевозке строительного мусора. Указанные работы фактически выполнены и приняты учреждением по акту о приемке выполненных работ (ф. N КС-2) от 31.10.2013 N 54В/13.
Учреждением, согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат (ф.N КС-3) от 31.10.2013 N 54В/13, в соответствии с заявкой на кассовый расход от 12.11.2013 N 1924 (выписка из лицевого счета получателя бюджетных средств за 12.11.2013) данные работы оплачены за счет средств федерального бюджета по КБК188 0901 4709900 244 225 в полном объеме в сумме 796 000 рублей.
Согласно техническому паспорту на здание поликлиники, расположенной по адресу: Волгоград, улица Скосырева, 4, выданному 01.09.2010 Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", поликлиника N 1 - отдельно стоящее здание с общей площадью крыши 1162,2 кв.м.
В соответствии с приказом начальника учреждения от 07.08.2015 N 63 проведена сверка выполненных объемов работ с объемами работ, указанными в актах о приемке выполненных работ формы N КС-2.
В ходе контрольных замеров установлено, что крыша здания поликлиники N 1 плоская. Ремонтные работы проводились на крыше основного здания литер А, пристройки - литер А3, площадь выполненных работ по смене существующей рулонной кровли на покрытии из наплавляемых материалов в два слоя составила 528 кв.м.
Локальным сметным расчетом N 48в/13, являющимся неотъемлемой частью государственного контракта от 18.10.2013 N 52/13А, предусмотрено выполнение работ по смене существующих рулонных кровель на покрытия из наплавляемых материалов в два слоя на площади покрытия 526,46 кв.м., актом о приемке выполненных работ от 31.10.2013 N 54В/13 приняты выполненные работы по смене существующих рулонных кровель на покрытия из наплавляемых материалов в два слоя на площади покрытия 526,46 кв.м.
Таким образом, выполненные работы по смене существующих рулонных кровель на покрытия из наплавляемых материалов в два слоя произведены на площади покрытия 526,46 кв.м., что составляет 45,3 процента от общей площади крыши.
Из материалов дела усматривается, что данные ремонтные работы отнесены ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области к работам по капитальному ремонту зданий, подлежащим финансированию по статье 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества", тогда как заявитель считает эти работы, связанными с текущим ремонтом зданий, в связи с чем их оплата произведена за счет средств по статье 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд".
В соответствии с п. 1 ст. 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 19 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная классификация Российской Федерации включает, в частности, классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления; далее - Классификация).
Пунктом 4 ст. 23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок применения названной Классификации устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования, в том числе на: ремонт (текущий и капитальный) и реставрацию нефинансовых активов, следует относить на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Таким образом, классификация операций сектора государственного управления ремонт и текущий и капитальный относит на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Нецелевое использование бюджетных средств применительно к обстоятельствам настоящего спора имело бы место в том случае, если получатель бюджетных средств использовал бюджетные средства не в соответствии с условиями, определенными, в частности сметой доходов и расходов, либо в случае использования получателем бюджетных средств в соответствии с целями их получения, указанными в бюджетной смете, но с превышением лимита, установленного по конкретной статье, подстатье классификации операций сектора государственного управления.
Административный орган не представил суду доказательств, что бюджетная смета за проверенный период была выполнена с превышением лимита, установленного по конкретной статье, подстатье классификации операций сектора государственного управления.
В частности, в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что, оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Результаты конкурса по факту отнесения запрашиваемых работ к капитальному ремонту, а не текущему никем не оспорены.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорные бюджетные средства использованы Учреждением в соответствии с кодами бюджетной классификации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
Отсутствие события административного правонарушения является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Суд апелляционной инстанции считает, что административным органом не установлен факт нецелевого использования Учреждением бюджетных средств, в связи с чем в действиях Учреждения отсутствует событие вменяемого в вину административного правонарушения.
Указанные обстоятельства в силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа и признании недействительным представления от 22.09.2015 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует отменить на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области от 22.09.2015 N 07-13-15/10П/31 о привлечении Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико - санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 39800 рублей и представление от 22.09.2015 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2015 года по делу N А12-46006/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области от 22.09.2015 N 07-13-15/10П/31 о привлечении Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико - санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 39800 рублей и представление от 22.09.2015 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-46006/2015
Истец: ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД РФ по Волгоградской области", ФКУЗ "МСЧ МВД России по Волгоградской области"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области