г. Челябинск |
|
24 марта 2016 г. |
Дело N А76-12667/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Мальцевой Т.В., Фотиной О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леонченко Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорисс-Урал" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.12.2015 по делу N А76-12667/2015 (судья Бахарева Е.А.).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Южно-Уральской железной дороги (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Дорисс-Урал" (далее - ООО "Дорисс-Урал", ответчик) о взыскании 273 555 руб. 62 коп. платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.12.2015 исковые требования удовлетворены, с ООО "Дорисс-Урал" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 273 555 руб. 62 коп. платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, 8 471 руб. 11 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины (т. 3 л.д. 80-95).
Не согласившись с решением арбитражного суда, ООО "Дорисс-Урал" обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что акты общей формы являются односторонними документами истца, в связи с чем не подтверждают с достоверностью факт прибытия и простоя вагона на путях общего пользования. О составлении таких актов ООО "Дорисс-Урал" не уведомлялось.
По мнению подателя жалобы, ОАО "РЖД" не доказало наличие препятствий либо возражений со стороны ООО "Дорисс-Урал" относительно подачи вагона на путь необщего пользования.
ООО "Дорисс-Урал" полагает, что при расчете платы истцом неправомерно применен повышающий коэффициент 3,159.
Податель жалобы отмечает, что Тарифным руководством N 2 не предусмотрена обязанность вносить плату за использование путей общего пользования. Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), также не содержит нормы, предусматривающую плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Кроме того, податель жалобы указывает на пропуск срока исковой давности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Дорисс-Урал" (пользователь) и ОАО "РЖД" (перевозчик) заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД" при станции Бердяуш ЮУЖД от 02.05.2014 N 1/60 (т. 1 л.д. 20-26).
В соответствии с Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях договоров производится подача и уборка вагонов на/с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, примыкающего станции Бердяуш ЮУЖД стрелочным переводом N 511 в нечетной горловине Уральского парка к пути N 33, обслуживаемого локомотивом пользователя (п. 1 договора).
Согласно п. 6 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
В соответствии с п. 12 договора сроки на уборку вагонов с выставочного пути - в течение 12 часов после окончания приемосдаточных операций, при наличии в передаваемой группе не принятых перевозчиком вагонов - срок на уборку исчисляется с момента уведомления станции об окончании отцепки не принятых перевозчиком вагонов.
Согласно п. 18.5 договора пользователь уплачивает перевозчику плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, как на станции назначения, так и в пути следования вследствие невозможности их подачи по причинам, зависящим от пользователя в размере, приравненном к 50% размеру платы, содержащееся в таблице N 9 Тарифного руководства N 2 с учетом повышающих коэффициентов.
Между ООО "Дорисс-Урал" (клиент) и ОАО "РЖД" заключен договор на организацию расчетов от 07.12.2012 N 1/545-Д/ЕЛС (т. 1 л.д. 9-15).
Настоящий договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов и/или порожних вагонов, в экспортном, импортном и внутригосударственном сообщениях, и иных услуг/работ, выполняемых ОАО "РЖД" при организации и/или осуществлении перевозок, в том числе платежей за информационные и прочие услуги/работы (п. 1.1 договора N 1/545-Д/ЕЛС).
В соответствии с абз. 2 п. 2.1.11 договора N 1/545-Д/ЕЛС в случае нарушения клиентом, являющимся грузополучателем, на железнодорожной станции назначения времени подачи, приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), с клиента, являющегося грузополучателем взимается плата за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении N 3 к договору.
Сторонами к договору N 1/545-Д/ЕЛС подписан ряд приложений (т. 1 л.д. 16-19).
В подтверждение обстоятельств, явившихся основанием для начисления платы, ОАО "РЖД" ссылалось на акты общей формы от 08.05.2014 N 6/2093, от 17.05.2014 N 6/2177, 6/2178, 6/2179, от 08.05.2014 N6/2078, от 17.05.2014 N6/2180, от 08.05.2014 N6/2080, от 17.05.2014 N 6/2183, 6/2182, от 08.05.2014 N6/2105, от 17.05.2014 N6/2176, от 08.05.2014 N6/2082, от 17.05.2014 N6/2181, от 10.05.2014 N6/2091, от 17.05.2014 N6/2173, от 10.05.2014 N6/2089, от 17.05.2014 N6/2172, от 10.05.2014 N6/2094, от 17.05.2014 N6/2174, от 10.05.2014 N6/2088, от 17.05.2014 N6/2175, от 13.05.2014 N6/2081, от 16.05.2014 N6/2137, от 13.05.2014 N6/2083, от 16.05.2014 N6/2138, от 14.05.2014 N6/2084, от 16.05.2014 N6/2128, от 14.05.2014 N6/2102, от 16.05.2014 N6/2139, удостоверяющие время начала и окончания простоя (т. 1 л.д. 27-75).
От подписи вышеуказанных актов представитель ООО "Дорисс-Урал" отказался.
Сумма платы по вышеуказанным актам за нахождение вагонов на путях общего пользования по вине грузополучателя - ООО "Дорисс-Урал" составила 273 555 рублей 62 коп. (т. 1 л.д. 76-103).
Поскольку обязанности по внесению платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема и уборки, ответчиком надлежаще не исполнено, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что факт простоя на пути общего пользования вагонов, следовавших в адрес ответчика, подтверждается представленными в дело доказательствами.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства.
Согласно п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с п. 2 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Пунктом 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и ст. 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие: обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.
В соответствии со ст. 1 Устава, данный Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 N 35/12 утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).
Согласно п. 22 Тарифного руководства N 2 предусмотрена индексация платы за пользование вагонами, контейнерами одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Кроме того, за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50% от плат, приведенных в таблицах N 9 и 10 Тарифного руководства N 2.
Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе, на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов (п. 12 Тарифного руководства N 2).
В силу п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В период возникновения спорных правоотношений действовало Тарифное руководство N 2, следовательно, плата за время нахождения на путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, должна исчисляться по правилам Тарифного руководства N 2 с применением повышающего коэффициента на 2014 (3,159).
Согласно ст. 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно ст. 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Согласно п. 3.1 названных Правил факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил N 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (п. 3.5 Правил N 45).
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Представленные истцом акты общей формы подтверждают задержку вагонов на станции назначения. В указанных актах перечислены вагоны, задержанные на промежуточных станциях, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки. Акты общей формы, составленные перевозчиком, содержат отметки о предоставлении на подпись грузополучателю, об отказе от подписи.
Согласно представленным в материалы дела актам общей формы, причиной простоя вагонов явилось занятость пути необщего пользования ООО "Дорисс-Урал" ранее поданными вагонами.
Поскольку представленными в дело доказательствами подтверждается факт простоя на пути общего пользования вагонов, следовавших в адрес ответчика, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Произведенный истцом расчет платы, за время нахождения вагонов, на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика, судом апелляционной инстанции проверен, признан верным.
Довод о том, что акты общей формы являются односторонними документами истца, в связи с чем не подтверждают с достоверностью факт прибытия и простоя вагона на путях общего пользования, судом апелляционной инстанции не принимается, так как акты общей формы, составленные перевозчиком, соответствует требованиям п. 3.4, 3.5 Правил N 45, а также содержат отметки о предоставлении на подпись грузополучателю, об отказе от подписи. Факт нахождения вагонов, прибывших в адрес ООО "Дорисс-Урал", на путях общего пользования ввиду неприема их последним, помимо актов общей формы, подтверждается памятками приемосдатчика о занятости путей необщего пользования в период май 2014 (т. 2 л.д. 63-110, 145, т. 3 л.д. 9-14, 26-56).
Ссылка на то, что ООО "Дорисс-Урал" о составлении актов общей формы не уведомлялось, судом апелляционной инстанции отклоняется, так как в спорных актах отражено, что представитель ответчика присутствовал при их составлении, однако от подписи отказался, что зафиксировано представителями перевозчика и приемосдатчика груза.
Указание на то, что ОАО "РЖД" не доказало наличие препятствий либо возражений со стороны ООО "Дорисс-Урал" относительно подачи вагона на путь необщего пользования, судом апелляционной инстанции не принимается, так как в актах в общей формы причиной простоя вагонов значится занятость пути необщего пользования ООО "Дорисс-Урал" ранее поданными вагонами. Таким образом, нахождение вагонов на путях общего пользования произошло по вине ООО "Дорисс-Урал".
Довод о том, что при расчете платы истцом неправомерно применен повышающий коэффициент 3,159, судом апелляционной инстанции отклоняется по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления.
Довод о том, что Тарифным руководством N 2 и Уставом не предусмотрена обязанность вносить плату за использование путей общего пользования, подлежит отклонению, так как плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, как на станции назначения, так и в пути следования вследствие невозможности их подачи по причинам, зависящим от пользователя, согласована сторонами в п. 18.5 договора от 02.05.2014 N1/60.
Заявление ответчика о пропуске срока исковой давности отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 197 Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
На основании п. 3 ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Согласно ст. 126 Устава иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
Из материалов дела следует, что временем начала и окончания простоя являются 08.05.2014 и 17.05.2014.
Исковое заявление направлено истцом по почте 08.05.2015, то есть до истечения годичного срока с момента окончания простоя (т. 1 л.д. 126).
Таким образом, установленный законом срок для обращения в суд истцом не пропущен.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.12.2015 по делу N А76-12667/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорисс-Урал" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дорисс-Урал" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
Т.В. Мальцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-12667/2015
Истец: ОАО "РЖД" - филиал Южно-Уральская железная дорога, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "Дорисс-Урал"