г. Самара |
|
23 марта 2016 г. |
А72-10133/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Потребительского общества Ундоровский завод минеральной воды "Волжанка" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области - представителя Алкаревой К.А. (доверенность N 03-09/1062 от 02.03.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Потребительского общества Ундоровский завод минеральной воды "Волжанка"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 декабря 2015 года по делу N А72-10133/2015 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению Потребительского общества Ундоровский завод минеральной воды "Волжанка" (ОГРН 1027301057772, ИНН 7321008082), Ульяновская область, Ульяновский район, с. Ундоры,
при участии заинтересованного лица: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
об отмене постановления Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 12.03.2015 N 39,
УСТАНОВИЛ:
Потребительское общество Ундоровский завод минеральной воды "Волжанка" (далее по тексту - ПО УЗМВ "Волжанка", заявитель) обратилось в Ульяновский районный суд Ульяновской области с заявлением об отмене постановления Управления Росприроднадзора по Ульяновской области (далее - административный орган, Управление, Росприроднадзор) от 12.03.2015 N 39.
Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13.05.2015 по делу N 7-327/2015 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Определением Ульяновского областного суда от 02.07.2015 решение судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13.05.2015 отменено, дело направлено на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 декабря 2015 года постановление Управления Росприроднадзора по Ульяновской области о назначении административного наказания от 12.03.2015 N 39 о привлечении Потребительского общества Ундоровский завод минеральной воды "Волжанка" к административной ответственности по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменено в части наказания и оно установлено в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 декабря 2015 года по делу N А72-10133/2015 полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В материалы дела поступил отзыв Управления Росприроднадзора по Ульяновской области на апелляционную жалобу заявителя, в котором административный орган просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 декабря 2015 года по делу N А72-10133/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционного суда представитель заявителя не явился, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Представитель административного органа в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 декабря 2015 года по делу N А72-10133/2015 оставить без изменения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя заявителя, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Потребительское общество Ундоровский завод минеральной воды "Волжанка" зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1027301057772).
18.06.2013 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области выдано Потребительскому обществу Ундоровский завод минеральной воды "Волжанка" разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) N 75-р-13 (срок действия с 18.06.2013 по 03.06.2018).
25.07.2013 Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области выдано ПО УЗМВ "Волжанка" решение о предоставлении водного объекта в пользование N 549.
В пункте 7 вышеназванного решения указано: осуществлять сброс сточных и (или) дренажных вод в установленном месте - ручей овраг Малиновый за пределами с. Ундоры Ульяновского района Ульяновской области и указаны географические координаты. Допустимая концентрация максимально содержащихся загрязняющих веществ в сточных водах установлена в пункте 10 решения.
Согласно пункту 12 вышеназванного решения вода на участке ручья оврага Малиновый в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать требованиям, установленным в соответствии с утвержденными нормативами. Вода в водном объекте в месте сброса сточных вод в контрольном створе не должна ухудшаться по сравнению с фоновыми показателями принятыми в качестве исходных данных при расчете утвержденных нормативов (пункт 15 решения).
В соответствии с пунктом 13 решения ПО УЗМВ "Волжанка" обязано ежеквартально представлять в срок до 10 числа месяца в Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области отчет о выполнении условий использования водного объекта с приложением подтверждающих документов.
Росприроднадзор на основании приказа N 72 от 02.02.2015 провел проверку в период с 17.02.2015 по 27.02.2015 в отношении ПО УЗМВ "Волжанка" на соблюдение требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе проверки были взяты пробы для КХА природных и сточных вод. Отбор проб проводился 17.02.2015 работниками филиала Центра лабораторного анализа и технических измерений по Ульяновской области (акт N 61).
24.02.2015 филиалом Центра лабораторного анализа и технических измерений по Ульяновской области оформлен протокол результатов КХА сточных вод N 61.
27.02.2015 по результатам проверки Росприроднадзор составил акт проверки.
27.02.2015 Росприроднадзор составил протокол об административном правонарушении N 49 в отношении ПО УЗМВ "Волжанка" по статье 7.6 КоАП РФ. При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал представитель Общества.
12.03.2015 Росприроднадзор в отношении ПО УЗМВ "Волжанка" вынес постановление N 39 о назначении административного наказания по статье 7.6 КоАП РФ и назначил наказание в размере 60 000 рублей. Правонарушение выразилось в следующем: "в ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что юридическое лицо - ПО УЗМВ "Волжанка" осуществляет деятельность с нарушением требований водного законодательства РФ, а именно:
- п. 6 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, согласно которой собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны выполнять иные предусмотренные настоящим кодексом, другими федеральными законами обязанности.
На основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 25.07.2013 N 549 (N73-11.01.00.005-Р-РСБХ-С-2013-00549/00) (далее - Решение) юридическое лицо ПО УЗМВ "Волжанка" использует ручей оврага Малиновый (правобережный приток 1-го порядка реки Волга (Куйбышевского водохранилища)) для сброса сточных и (или) дренажных вод.
На момент проверки установлено, что ПО УЗМВ "Волжанка" не в полном объёме выполняет условия решения о предоставлении водного объекта в пользование от 25.07.2013 г. N 549 (N73-11.01.00.005-Р-РСБХ-С-2013-00549/00):
- пункт 10) Данным пунктом предусмотрено, что максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать следующих значений показателей: по взвешенным веществам - 5,58 мг/дм3, хлоридам - 21,06 мг/дм3, азоту нитритному - 0,020 мг/дм3, фосфатам - 0,2 мг/дм3, меди - 0,001 мг/дм3, цинку - 0,01 мг/дм3, марганцу - 0,01 мг/дм3, нефтепродуктам - 0,05 мг/дм3, азоту аммонийному - 0,39 мг/дм3, железу - 0,1 мг/дм, никелю - 0,005 мг/ дм3.
По результатам данных КХА сточных вод филиала "ЦЛАТИ по Ульяновской области" ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО" (протокол результатов КХА сточных вод N 468 от 17.11.2014) содержание загрязняющих веществ в месте выпуска сточных вод в ручей оврага Малиновый составляет: по взвешенным веществам - 18,0 мг/дм, хлоридам - 100,5 мг/дм3, азоту нитритному - 0,024 мг/дм3, фосфатам - 1,26 мг/дм3, меди - 0,002 мг/дм3, цинку - 0,048 мг/дм3, марганцу -0,022 мг/дм3.
По результатам данных КХА сточных вод филиала "ЦЛАТИ по Ульяновской области" ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО" (протокол результатов КХА сточных вод N 61 от 25.02.2015) содержание загрязняющих веществ в месте выпуска сточных вод в ручей оврага Малиновый составляет: по взвешенным веществам - 11,0 мг/дм, азоту нитритному - 0,07 мг/дм3, фосфатам-0,27 мг/дм3, меди - 0,003 мг/дм3, цинку - 0,063 мг/дм3, марганцу - 0,031 мг/дм3, нефтепродуктам - 0,1 мг/дм3, азоту аммонийному - 4,15 мг/дм3, железу - 0,25 мг/дм3, никелю - 0,008 мг/дм3.
Таким образом, ПО УЗМВ "Волжанка" осуществляет сброс сточных вод с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, установленного п. 10) Решения.
-пункт 13) Данным пунктом установлена обязанность ежеквартально представлять в срок до 10 числа месяца в Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области отчет о выполнении условий использования водного объекта с приложением подтверждающих документов.
На момент проведения проверки Обществом представлены:
* письмо ПО УЗМВ "Волжанка" от 18.11.2014 г. N 59 о представлении в Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области отчета о выполнении условий использования водного объекта за 1 кв. 2014 г.;
* письмо ПО УЗМВ "Волжанка" от 18.11.2014 г. N 60 о представлении в Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области отчета о выполнении условий использования водного объекта за 2 кв. 2014 г.;
* письмо ПО УЗМВ "Волжанка" от 18.11.2014 г. N 61 о представлении в Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области отчета о выполнении условий использования водного объекта за 3 кв. 2014 г.
Из указанного выше следует, что Обществом отчеты о выполнении условий использования водного объекта за 1 кв. 2014 г., 2 кв. 2014 г., 3 кв. 2014 г. представлены в Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области 18.11.2014 г. с нарушением сроков, установленных п. 13) Решения.
Невыполнение п. 10), 13) условий решения о предоставлении водного объекта в пользование от 25.07.2013 г. N 549 (N73-11.01.00.005-Р-РСБХ-С-2013-00549/00), по мнению административного органа, является нарушением требований п.6 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. N74-ФЗ и ПО УЗМВ "Волжанка" осуществляет водопользование с нарушением его условий, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.6. КоАП РФ. Данное правонарушение допущено по вине: юридического лица - ПО УЗМВ "Волжанка", так как оно своими действиями (бездействием) не обеспечило соблюдение требований, установленных п.6 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. N74-ФЗ."
07.12.2015 Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области принято определение N 738 об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания от 12.03.2015 N 39, заявитель обратился в суд.
При принятии решения от 25 декабря 2015 года, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 2 ч. 2, ч. 4 статьи 11 Водного Кодекса РФ (далее - ВК РФ) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных (в том числе дренажных) вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. ст. 24 - 27 ВК РФ.
В силу статьи 22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование содержит условия использования этого объекта или его части.
Пунктом 5 и 6 части 2 статьи 39 ВК РФ установлены обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов:
- вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
- выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
Согласно статьи 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
ПО УЗМВ "Волжанка" использует ручей оврага Малиновый (правобережный приток 1 -го порядка реки Волга (Куйбышевского водохранилища)) для сброса сточных и (или) дренажных вод.
В пункте 10 решения о предоставлении водного объекта в пользование Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 25.07.2013 N 549 указана допустимая концентрация максимально содержащихся загрязняющих веществ в сточных водах: по взвешенным веществам - 5,58 мг/дм3, хлоридам - 21,06 мг/дм3, азоту нитритному - 0,020 мг/дм3, фосфатам - 0,2 мг/дм3, меди -0,001 мг/дм3, цинку - 0,01 мг/дм3, марганцу - 0,01 мг/дм3, нефтепродуктам - 0,05 мг/дм3, азоту аммонийному - 0,39 мг/дм3, железу - 0,1 мг/дм, никелю - 0,005 мг/ дм3.
По результатам данных КХА сточных вод филиала "ЦЛАТИ по Ульяновской области" ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО" (протокол результатов КХА сточных вод N 61 от 24.02.2015) содержание загрязняющих веществ в месте выпуска сточных вод в ручей оврага Малиновый составляет: по взвешенным веществам - 11,0 мг/дм3, азоту нитритному - 0,07 мг/дм3, фосфатам-0,27 мг/дм3, меди - 0,003 мг/дм3, цинку - 0,063 мг/дм3, марганцу - 0,031 мг/дм3, нефтепродуктам - 0,1 мг/дм3, азоту аммонийному - 4,15 мг/дм3, железу - 0,25 мг/дм3, никелю -0,008 мг/дм3.
Таким образом, ПО УЗМВ "Волжанка" осуществляет сброс сточных вод с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, установленного пунктом 10 решения о предоставлении водного объекта в пользование Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 25.07.2013 N 549.
Указанное нарушение образует состав административного правонарушения предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ.
Судом исключено из состава административного правонарушения нарушение:
- сброс сточных вод с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, установленных протоколом результатов КХА сточных вод N 468 от 17.11.2014.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, составляет два месяца. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (Постановление Верховного суда Российской Федерации от 28.02.2013 N 67-АД13-1).
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
В данном случае административное правонарушение, выраженное в нарушении условий водопользования (сброс сточных вод 17.11.2014 с превышением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах), длящимся не является, и срок давности по нему начинает течь с 18.11.2014.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент вынесения оспариваемого постановления (12.03.2015) срок давности привлечения ПО УЗМВ "Волжанка" к ответственности за данное нарушение истек.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Аналогичные выводы изложены в Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 28.02.2013 N 67-АД13-1, Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 N 11АП-19715/2014 по делу N А49-7634/2014.
Судом первой инстанции исключены из состава административного правонарушения нарушение сроков предоставления отчетов о выполнении условий использования водного объекта за 1 кв. 2014 г., 2 кв. 2014 г., 3 кв. 2014 г. по следующим основаниям.
В пункте 13 решения о предоставлении водного объекта в пользование Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 25.07.2013 N 549 установлено, что ПО УЗМВ "Волжанка" обязано ежеквартально представлять в срок до 10 числа месяца в Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области отчет о выполнении условий использования водного объекта с приложением подтверждающих документов.
В данном случае административное правонарушение, выраженное в нарушении установленного срока предоставления отчета, не является длящимся и срок давности по нему начинает течь:
* за 1 квартал 2014 года с 11 марта 2014 года;
* за 2 квартал 2014 года с 11 июля 2014 года;
* за 3 квартал 2014 года с 11 октября 2014 года.
При таких обстоятельствах судом правомерно указано, что на момент вынесения оспариваемого постановления (12.03.2015) срок давности привлечения ПО УЗМВ "Волжанка" к ответственности за указанные нарушения истек.
Доводы заявителя о нарушении Росприроднадзором по Ульяновской области об отсутствии оснований для проведения проверки являлся предметом рассмотрения в суде общей юрисдикции при рассмотрении заявления ПО УЗМВ "Волжанка" о признании незаконным действий по проведению проверки и предписания Росприроднадзора по Ульяновской области от 27.02.2015 N 42. Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 09.06.2015 ПО УЗМВ "Волжанка" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя о нарушении норм процессуального права при отборе проб подробно исследованы судом и не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Иные доводы заявителя сводились к несогласию с выданным предписанием и действиями по проведению проверки, которые не являлись предметом настоящего спора, в связи с чем правомерно отклонены судом первой инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлены обстоятельства, которые свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения и возможности квалификации его в качестве малозначительного.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Санкция статьи 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение на юридических лиц административного штрафа в размере - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В данном случае ПО УЗМВ "Волжанка" назначено не минимальное административное наказание, предусмотренной статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, судом не установлены и в оспариваемом постановлении не содержатся.
С учетом изложенных обстоятельств, а также учитывая степень общественной опасности правонарушения, степень вины заявителя, суд первой инстанции посчитал возможным изменить административный штраф и установить его в минимальном размере 50 000 рублей. Наложение взыскания в виде штрафа в размере 60 000 руб. при установленных обстоятельствах будет носить карательный характер, что противоречит предупредительному принципу административного наказания, установленному ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Общества повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции и являлись предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде первой инстанции.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права. Наличие в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ подтверждено материалами дела.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 декабря 2015 года по делу N А72-10133/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10133/2015
Истец: ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО УНДОРОВСКИЙ ЗАВОД МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДЫ "ВОЛЖАНКА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области
Третье лицо: эксперт ЦЛАТИ по Ульяновской области Мартынова Е. В., эксперт ЦЛАТИ по Ульяновской области Шендяпина Н. В.