г. Москва |
|
21 марта 2016 г. |
Дело N А40-207108/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой
при ведении протокола и.о. секретарем судебного заседания Хохловым Э.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2015 по делу N А40-207108/15, принятое в порядке упрощенного производства судьей Поляковой А.Б. (17-1729)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области
к ФГУП "Почта России"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Сорокин Д.В. по дов. от 06.10.2015 N 883/10Д;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области (заявитель, Управление Роскомнадзора по Иркутской области) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" (ответчик, предприятие) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением от 25.12.2015 Арбитражный суд города Москвы отказано в удовлетворении требований Управления Роскомнадзора по Иркутской области. При этом суд указал на невозможность привлечения предприятия к ответственности ввиду истечения срока давности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель заявителя извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанного лица, участвующего в деле.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом исследованных по делу доказательств, доводов апелляционной жалобы, заслушанной правовой позиции представителя ответчика полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" выдана лицензия N 108074 от 11.04.2013 на предоставление услуг почтовой связи.
Срок действия лицензии с 11.04.2013 до 11.04.2018.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области действующем на основании п.п. 8.1.4., 8.4.1., п. 8.4.2. Положения об Управлении Роскомнадзора, утвержденного приказом Руководителя Роскомнадзора РФ от 26.12.2012 N 1397 28.09.2015 в 11 час. 00 мин. проведена обработка материалов, полученных в период проведения планового систематического наблюдения по контролю за соблюдением ФГУП "Почта России" лицензионных условий осуществления деятельности по лицензии N 108074, обязательных требований и норм в области связи в части соблюдения нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки, доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции.
Управлением Роскомнадзора по Иркутской области обнаружено осуществление ФГУП "Почта России" предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований предусмотренных п. 5 лицензии N 108074: нарушение нормативов частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции на территории административного центра субъекта Российской Федерации г. Иркутска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160; ненадлежащее оформление почтовых ящиков, расположенных на стенах жилых и административных зданий административного центра субъекта Российской Федерации г. Иркутска (нарушение ст. 8 "Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденных Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234. Нарушения допущены по вине работников ОСП Иркутский почтамт УФПС Иркутской области - филиала ФГУП "Почта России".
В соответствии пп. "а" п.1 "Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 марта 2006 N 160, нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции на территории административного центра субъекта РФ составляют ежедневно: 5 дней в неделю не менее 2 раз в день, а в оставшиеся 2 дня не менее 1 раза в день.
Выемка письменной корреспонденции из почтовых ящиков, производится работниками ОСП Иркутский почтамт УФПС Иркутской области - филиала ФГУП "Почта России" на основании разработанных маршрутов в соответствии с расписанием движения автомашины по выемке письменной корреспонденции.
В 3 квартале 2015 года несвоевременная выемка контрольных писем произведена из почтовых ящиков: N 29, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Чехова, д. 21 (контрольные письма опущены в почтовый ящик 10.07.2015, выемка произведена 11.07.2015); N 58, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 237 (контрольные письма опущены в почтовый ящик 13.07.2015, выемка произведена 14.07.2015); N 76, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Ширямова, д. 7 (контрольные письма опущены в почтовый ящик 13.07.2015, выемка произведена 14.07.2015); N 80, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. 6-я Советская, д. 14 (контрольные письма опущены в почтовый ящик 13.07.2015, выемка произведена 14.07.2015); N 9, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. К. Маркса, д. 5 (контрольные письма опущены в почтовый ящик 15.07.2015, выемка 1 письма следовавшего в г. Саранск произведена 17.07.2015, остальные контрольные письма вынуты своевременно, по всей видимости, выемка письменной корреспонденции работниками Иркутского почтамта проведена не качественно); N 47, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Баррикад, д. 75 (контрольные письма опущены в почтовый ящик 15.07.2015, выемка произведена 16.07.2015); N 48, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Нестерова, д. 30 (контрольные письма опущены в почтовый ящик 15.07.2015, выемка произведена 16.07.2015.
Контрольные письма из вышеуказанных почтовых ящиков либо не вынимались в день опускания их в почтовые ящики совсем, либо по невнимательности работников ОСП Иркутский почтамт УФПС Иркутской области - филиала ФГУП "Почта России" вынимались не полностью.
На почтовых ящиках: N N 11, 31, 39, 42, 44, 45, 46, 49, 50, 53, 56, 60, 61, 62, 63, 64, 66, 68, 69, 70, 72, 73, 75, 76, 79, 80, 82, 83, 95, 100, 102, 106, 109, либо отсутствует информация совсем, либо отсутствует частично, а именно: отсутствует наименование оператора почтовой связи, присвоенного почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
Почтовый ящик N 119 по ул. Лермонтова, д.87 на момент проверки находился в зарослях кустов и подойти к почтовому ящику, чтобы опустить в него письмо пользователю услуг почтовой связи не представлялось возможным.
Отсутствие информации на почтовых ящиках нарушает права пользователей услугами почтовой связи, а именно: ФГУП "Почта России" не обеспечивает право граждан на получение информации об оказываемых им услугах, тем самым вводя их в заблуждение.
По факту выявленных нарушений 08.10.2015 уполномоченным должностным лицом Управления Роскомнадзора по Иркутской области в присутствии представителя предприятия по доверенности от 05.03.2015 был составлен протокол об административном правонарушении.
Управление Роскомнадзора по Иркутской области обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий, в данном случае - отказе оказания услуг почтовой связи.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее по тексту ФЗ "О почтовой связи") операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".
Согласно ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее по тексту ФЗ "О связи"), деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В настоящее время действует Перечень лицензионных условий, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, согласно п. 5 раздела XX которого к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.46 (абзац 1) Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ - Оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно абзаца 1 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи.
Операторы почтовой связи несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Оператор почтовой связи ФГУП "Почта России" не обеспечил качество услуг почтовой связи пользователю в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи нарушая п. 8 пп "в" п. 46 "Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234; п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"; подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки, доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции"; п. 5 лицензии N 108074 от 11.04.2013, выданной ФГУП "Почта России" Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В силу пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 108074 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Событие вменяемого ФГУП "Почта России" административного правонарушения подтверждено материалами административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ФГУП "Почта России" не были приняты меры по соблюдению требований, предусмотренных п. 5 условий лицензии N 108074, п. 8 пп. "в" п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N234; п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N176-ФЗ "О почтовой связи"; подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки, доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", вина в действиях Предприятия имеется, подтверждается материалами дела.
Таким образом, с учетом правильно примененных норм права и установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции обоснованно признал наличие в действиях Предприятия состава правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Порядок привлечения предприятия к административной ответственности Управлением соблюден, нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Суд первой инстанции отказал в привлечении к административной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, установив, что административное правонарушение совершено 16.07.2015 г.
Между тем вывод суда о невозможности привлечения предприятия к ответственности ввиду истечения срока давности 16.10.2015, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, является ошибочным.
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. (ч.2 ст. 4.5 КоАП РФ).
В абзаце втором пункта 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 указано, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
При проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (пункт 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ").
Из материалов дела следует, что Управлением в ходе проверки в отношении Предприятия выявлено не только нарушение сроков выемки почтовой корреспонденции из почтовых ящиков, но и ненадлежащее оформление почтовых ящиков. Указанное нарушение является длящимся. Датой его обнаружения является дата акта систематического наблюдения N А-38-176 от 28.09.2015.
Следовательно, датой начала течения срока давности привлечения к административной ответственности следует считать 29.09.2015 (дату, следующую за датой обнаружения правонарушения).
Так как на момент рассмотрения дела в апелляционной инстанции трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек, предприятие не может быть привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В силу п. 6 ч. 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких данных, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2015 по делу N А40-207108/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-207108/2015
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области
Ответчик: ФГУП "Почта России", ФГУП Почта РОССИИ