г. Санкт-Петербург |
|
21 марта 2016 г. |
Дело N А56-32025/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Самойловой О.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Дричко П.Д. (доверенность от 24.06.2015 г.)
от 3-го лица: 1,2,4,5 - не явились (извещены), 3 - Яковлева Н.Н. (доверенность от 29.12.2015 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28996/2014) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2014 по делу N А56-32025/2014 (судья Егорова Д.А.), принятое
по заявлению Администрации муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, 2 - Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, 3 - Правительству Ленинградской области, 4 - Леноблкомимущество, 5 - Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
о признании незаконным отказа в передаче земельных участков в муниципальную собственность,
установил:
Администрация муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 25.04.2014 N 01-3939 отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - Управление) в безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области следующих земельных участков:
- земельный участок площадью 874 282 кв.м, кадастровый номер 47:01:04-01-007:0026, ранее включенного в границы населенного пункта г. Приморск МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области распоряжением Правительства Ленинградской области от 29.08.2008 N 383-р,
- земельный участок площадью 961 583 кв.м, кадастровый номер 47:01:13-24-001:0267, ранее включенного в границы населенного пункта г. Приморск МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области распоряжением Правительства Ленинградской области от 08.10.2009 N 462-р,
- земельный участок площадью 19 640 кв.м, кадастровый номер 47:01:13-24-001:0268, ранее включенного в границы населенного пункта г. Приморск МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области распоряжением Правительства Ленинградской области от 08.10.2009 N 462-р,
- земельный участок площадью 2 500 кв.м, кадастровый номер 47:01:13-24-001:0269, ранее включенного в границы населенного пункта г. Приморск МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области распоряжением Правительства Ленинградской области от 08.10.2009 N 462-р,
- земельный участок площадью 24 248 кв.м, кадастровый номер 47:01:13-24-001:0270, ранее включенного в границы населенного пункта г. Приморск МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области распоряжением Правительства Ленинградской области от 08.10.2009 N 462-р,
- земельный участок площадью 20 136 кв.м, кадастровый номер 47:01:13-24-001:0271, ранее включенного в границы населенного пункта г. Приморск МО "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области распоряжением Правительства Ленинградской области от 08.10.2009 N 462-р, а также об обязании Управления безвозмездно передать из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области земельные участки.
Решением от 14.10.2014 г. заявленные Администрацией требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой об его отмене.
Определением от 18.03.2015 г. апелляционный суд приостановил производство по делу в порядке ч. 9 ст. 130 АПК РФ до рассмотрении судом кассационной инстанции дела N А56-32022/2014.
В настоящем судебном заседании производство по делу возобновлено; представитель Управления апелляционную жалобу поддержал, представитель Правительства Ленинградской области возражений против удовлетворения апелляционной жалобы не заявила. Другие участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Управления, Правительства Ленинградской области и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Распоряжением Правительства Ленинградской области от 29.08.2008 N 383-р в границы населенного пункта город Приморск Выборгского района Ленинградской области включен земельный участок из земель лесного фонда площадью 874 282 кв.м, кадастровый номер 47:01:04-01-007:0026 по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Приморское участковое лесничество, Рощинского лесничества ЛОГУ "Ленобллес", квартал 122, выделы 1 (часть),2,5,7-11,12 (часть), 13-21, 22 (часть), 23,24,25 (часть), 26-40, 42-46.
В соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 08.10.2009 N 462-р в границы населенного пункта город Приморск Выборгского района Ленинградской области включены следующие земельные участки из земель лесного фонда:
- земельный участок площадью 961 583 кв.м, кадастровый номер 47:01:13-24-001:0267, местоположение: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Приморское участковое лесничество, квартал 116 (часть выдела 18), квартал 123 (выделы 2-6,8,9,11,13-25,28,31-35,37-40,46,47, части выделов 1,7,10,12,26,27,29,30,36,41,43), квартал 124 (часть выдела 22),
- земельный участок площадью 19 640 кв.м, кадастровый номер 47:01:13-24-001:0268, местоположение: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Приморское участковое лесничество, квартал 122 (части выделов 12,22,25,26),
- земельный участок площадью 2 500 кв.м, кадастровый номер 47:01:13-24-001:0269, местоположение: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Приморское участковое лесничество, квартал 122 (часть выдела 12),
- земельный участок площадью 24 248 кв.м, кадастровый номер 47:01:13-24-001:0270, местоположение: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Приморское участковое лесничество, квартал 122 (части выделов 3,5,6,12), квартал 123 (части выделов 1,12,29,30),
- земельный участок площадью 20 136 кв.м, кадастровый номер 47:01:13-24-001:0271, местоположение: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Приморское участковое лесничество, квартал 122 (части выделов 3,5,6,12).
Администрация обратилась в Управление с заявлением о передаче земельных участков из федеральной в муниципальную собственность в порядке части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Письмом от 25.04.2014 N 01-3939 Управление отказало Администрации в передаче ввиду отсутствия оснований для передачи, предусмотренных действующим законодательством.
Администрация, не согласившись с указанным отказом Управления, обратилась в суд с настоящим заявлением в порядке глав 24 АПК РФ.
Частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Материалами дела не подтверждается наличие названных условий.
Суд посчитал распоряжения Правительства Ленинградской области от 29.08.2008 г. N 383-р, от 08.10.2009 г. N 462-р актами о переводе спорных земель в категорию земель населенных пунктом, сославшись на установление данных обстоятельств решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2014 г. N А56-18515/2013.
Вместе с тем в силу части 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение спорного участка в границы населенного пункта не влечет прекращения прав собственника земельного участка. Нахождение указанного участка в федеральной собственности в пределах населенного пункта не противоречит главе XV Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела не следует, что спорные земельные участки используется Муниципальным образованием в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах основания для безвозмездной передачи участка из федеральной собственности в муниципальную собственность в рамках данного дела надлежащими доказательствами не подтверждены.
Конституционным Судом Российской Федерации сформулированы правовые позиции по применению положений части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ. В частности отмечено, что положения данной нормы не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П).
Указанная позиция должна быть учтена и при оценке волеизъявления исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, осуществляющего полномочия собственника имущества, при передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 (далее - Постановление N 374) определен перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества в том числе из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Непредставление Администрацией названных в указанном пункте Постановления N 374 документов обусловлено отсутствием волеизъявления Росимущества и, как следствие, отсутствием испрашиваемого земельного участка как объекта гражданских прав (земельный участок не выделен из большего, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет; на него не зарегистрировано право собственности Российской Федерации).
Не представлены Администрацией и указанные в подпункте "л" пункта 1 Постановления N 374 документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче участка в целях, необходимых для осуществления полномочий органов местного самоуправления и обеспечения их деятельности.
Вывод суда о том, что нахождение земельных участков в собственности Российской Федерации препятствует Муниципальному образованию решать вопросы местного значения и противоречит принципу разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, документально не обоснован.
При таких обстоятельствах оспариваемый судебный акт следует отменить.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2014 г. по делу N А56-32025/2014 отменить.
В иске отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32025/2014
Истец: Администрация муниципального образования "Приморское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области
Ответчик: Леноблкомимущество, Правительство Ленинградской области, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области