г. Ессентуки |
|
25 марта 2016 г. |
Дело N А63-11203/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Монокристалл", г. Ставрополь на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18 декабря 2015 года по делу N А63-11203/2015,
по заявлению акционерного общества "Монокристалл", г.Ставрополь, ОГРН 1082635014263, ИНН 2635116509,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
муниципального унитарного предприятия "Водоканал", г.Ставрополь,
общества с ограниченной ответственностью "Газст", г.Ставрополь, общества с ограниченной ответственностью "Первая эксплуатационная компания", г.Ставрополь,
индивидуального предпринимателя Малярова П.В., г.Ставрополь,
воинской части 5559, г. Ставрополь,
о признании незаконным решения от 20.08.2015,
о признании незаконным предписания от 20.08.2015 N 36, (судья Быкодорова Л.В.),
при участи в судебном заседании:
от акционерного общества "Монокристалл" - Мирошниченко Е.В. по доверенности N 79 от09.07.2015;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Акинина И.Б. по доверенности N 04/2480 от 21.03.2016; Пашкова Н.Н. по доверенности N 03/372 от 21.01.2016,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось акционерное общество "Монокристалл", г. Ставрополь, (далее - заявитель, общество), с заявлением о признании незаконными решения от 20.08.2015 и предписания от 20.08.2015 N 36.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований акционерного общества "Монокристалл", г. Ставрополь, ОГРН 1082635014263, ИНН 2635116509, отказано.
Решение мотивированно доказанностью факта нарушения АО "Монокристалл" п. 10 ч. 1 ст. 10 федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции".
Суд первой инстанции пришел к выводу, что общество является субъектом естественной монополии в сфере водоснабжения и водоотведения в границах балансовой принадлежности своих водопроводных сетей и оказывает услуги по транспортировке воды ООО "Газст", ООО "ПЭК", ИП Малярову П.В. без установления соответствующего тарифа. Взимая плату по договору за оказание услуг, общество допустило нарушение порядка ценообразования и злоупотребление доминирующим положением.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что судом первой инстанции дано неверное толкование ст. 4 Федерального закона N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Указывает, что не занимается деятельностью субъектов естественной монополии; действия общества не влекут недопущение, ограничение, устранение конкуренции в сфере водоснабжения и/или водоотведения; неправильно определены границы рынка и анализ конкурентной среды; указывает, что у ИП Малярова, ООО "ПЭК", ООО "Газст" имеется альтернативная возможность технологического присоединения к сетям МУП "Водоканал".
До начала судебного заседания от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступил отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представители поддержали доводы
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей, лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18 декабря 2015 года по делу N А63-11203/2015, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
В управление поступила жалоба воинской части 5556, г. Ставрополь, по вопросу взимания оплаты АО "Монокристалл" за транспортировку питьевой воды и сточных вод.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом установлено, что АО "Монокристалл" оказывает по своим сетям услуги по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод ООО "Газст", ООО "Первая эксплуатационная компания", ИП Малярову П. В. с взиманием платы по договорам. За 2012-2015 годы получен доход в сумме 143 844 рубля.
При этом в нарушение требований Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 АО "Монокристалл" не обращался в РТК СК за утверждением тарифов.
Антимонопольный орган установил, что в нарушение требований пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции АО "Монокристалл" допустило злоупотребление доминирующим положением, выразившееся во взимании оплаты по транспортировке питьевой воды и сточных вод без установления уполномоченным органом исполнительной власти тарифа.
Комиссия УФАС по СК вынесла решение (резолютивная часть решения оглашена 11.08.2015, в полном объеме изготовлено 20.08.2015):
1. Признать АО "Монокристалл" нарушившим пункт 10 часть 1 статьи 10 федерального закона "О защите конкуренции" в части нарушения порядка ценообразования, выразившегося в применении не утвержденного рифа на услуги по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод ИП Малярову, ООО "Первая эксплуатационная компания", ООО "Газет".
2. Выдать АО "Монокристалл" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в месячный срок е момента получения решения и предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем не предъявления ИП Малярову, ООО "Первая эксплуатационная компания", ООО "Газет" к оплате услуг по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод, не утвержденных органом исполнительной власти субъекта РФ в области ценообразования.
3. АО "Монокристалл" перечислить в федеральный бюджет доход, незаконно полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства от взимания платы за услуги по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод в размере 143 844,44 рубля.
Комиссия УФАС по СК 20.08.2015 вынесла предписание N 36, в котором предписывает:
1. АО "Монокристалл" (пр-т Кулакова, 4/1, г. Ставрополь, 355035) в месячный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем не предъявления ИП Малярову, ООО "Первая эксплуатационная компания", ООО "Газет" к оплате услуг по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод, не утвержденных органом исполнительной власти субъекта РФ в области ценообразования, а именно.
2. АО "Монокристалл" перечислить в федеральный бюджет доход, незаконно полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства от взимания платы за услуги по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод в размере 143 844,44 рубля.
Не согласившись с решением и предписанием УФАС по СК, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
В соответствии с частью 1 статьи 4. Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сфере: водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2013 N 416 "О водоснабжении и водоотведении" (далее-Закон N 146-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N406 "о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - основы ценообразования), методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. приказом ФСТ России от 27.12.2013 N1746/э.
В соответствии с Основами ценообразования в систему регулируемых тарифов входят следующие виды тарифов:
а) в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа); тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Состав затрат, которые учитываются в регулируемых тарифах, определен в Основах ценообразования и Методических указания.
Оплата услуг по транспортировке воды и сточных вод, в соответствии с законодательством, должна осуществляться по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, гарантирующей организацией.
УФАС по СК установил, что между МУП "Водоканал" и АО "Монокристалл" заключён договор холодного водоснабжения и водоотведения, согласно условиям которого, МУП "Водоканал" обязалось подавать абоненту через присоединённую водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения питьевую и техническую воду для объекта: производственные здания по пр. Кулакова, 4/1, а также осуществлять приём сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения.
Актом N 1 о разграничении балансовой принадлежности определена граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям сторон договора.
Транспортировка питьевой воды и транспортировка сточных вод абонентам ИП Малярову, ООО "ПЭК", ООО "Газет" осуществляется по системе водоснабжения и водоотведения, принадлежащей АО "Монокристалл".
Управлением для квалификации действий общества как злоупотребления доминирующим положением был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке питьевой воды и сточных вод в пределах балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения АО "Монокристалл".
Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке питьевой воды и сточных вод, в пределах балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения АО "Монокристалл" проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 и зарегистрированным в Минюсте России 2 августа 2010 г. N18026 (далее-Порядок проведения анализа).
Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации управлением были использованы данные, представленные хозяйствующим субъектом; данные ранее проведенных управлением исследований состояния конкуренции на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению; классификаторы и иные нормативно-правовые акты.
Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Для целей указанного исследования с учетом требований п. 2.2 Порядка проведения анализа необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке и за временной интервал исследования был принят 2014 год.
Услуги водоснабжения и водоотведения предоставляют специализированные организации, имеющие необходимое оборудование и сеть трубопроводов. Так как услуги водоснабжения и водоотведения предоставляются одними и теми же организациями, анализ проводится по этим услугам одновременно.
Рассматриваемая деятельность не может быть заменена другими видами деятельности. В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 17.08.1995 N 147- ФЗ "О естественных монополиях" (далее-Закон 174-ФЗ) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности естественных монополий. Конкуренция в данной сфере отсутствует в силу технологических особенностей производства. Такая естественная монополия называется местной (локальной).
Продуктовыми границами рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.
Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно п. 4.5 Порядка проведения анализа определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей).
Географические границы рынка связаны с целью исследования. В данном случае целью проведения анализа (исследования) рынка услуг по транспортировке питьевой воды и сточных вод в пределах балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения хозяйствующего субъекта является выявление хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном товарном рынке, определение положения на указанном рынке выявленных хозяйствующих субъектов (в том числе доминирования хозяйствующих субъектов).
АО "Монокристалл" осуществляет деятельность по транспортировке питьевой воды и сточных вод в пределах балансовой принадлежности своих сетей водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, географическими границами товарного рынка будут являться географические границы балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения АО "Монокристалл".
АО "Монокристалл" осуществляет свою деятельность по транспортировке питьевой воды и сточных вод в сфере деятельности естественной монополии.
Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказываемых в границах балансовой принадлежности своих сетей водоснабжения и водоотведения, обладает рыночным потенциалом и может оказывать влияние на общие условия обращения товара (услуги) на рынке услуг по транспортировке питьевой воды и сточных вод.
Суд пришел к правильному выводу, что общество занимает доминирующее положение на рынке услуг естественной монополии и при установлении платы за оказываемые услуги обязано применять тариф, установленный уполномоченным органом.
Общество не обращалось за установлением тарифа, а применяло договорные цены на свои услуги и получило доход в размере 143 844,44 рубля.
Суд пришел к правильному выводу о нарушении обществом нарушившим пункт 10 часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", отсутствии оснований для признания решения и предписания недействительными.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции дано неверное толкование ст. 4 Федерального закона N 147-ФЗ "О естественных монополиях" - отклоняется.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" оплата услуг по транспортировке воды осуществляется по тарифам на транспортировку воды.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" в систему регулируемых тарифов входят следующие виды тарифов:
а) в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа); тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;
в) в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 19.07.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к ряду деятельности субъектов естественных монополий относятся, в том числе, услуги по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод. АО "Монокристалл" осуществляет деятельность в сфере естественных монополий. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод в границах балансовой принадлежности своих сетей водоснабжения и водоотведения.
АО "Монокристалл" осуществляет деятельность в сфере естественной монополии по следующим пунктам:
- между ООО "Газет", ООО "ПЭК", ИП Маляровым П. В. и ЗАО "Монокристалл" заключались договоры "на оказание услуг по транзиту питьевой воды и водоотведению". В п. 1.2 "Предмет договора" стороны прямо указывали, что "..Поставщик (ЗАО "Монокристалл") принимает на себя предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению с показателями качества согласно СанПиН и СНиП и настоящего договора". Далее, по тексту договора речь идет о водоснабжении и водоотведении в границах эксплуатационной ответственности сторон.
Сеть водоснабжения является технологически связанной. В границах указанной сети отсутствует возможность покупки холодной воды у иного поставщика. Согласно схемам водоснабжения, водоснабжение здания указанных трех Абонентов возможно только через присоединенные АО "Монокристалл", тоже самое в отношении канализационных сетей.
В п.2 статьи 2 Федерального закона РФ от 7.12. 11 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" дано определение следующих понятий:
"п.2. водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
п.4. водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение)".
Другого определения понятия "транспортировка и подача питьевой воды" в законодательстве нет, как нет и указания о том, что Федеральный закон РФ от 7.12. 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" издан исключительно для гарантирующих организаций.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что АО "Монокристалл" осуществляет свою деятельность в состоянии естественной монополии.
Довод апелляционной жалобы о том, что не был доказан факт осуществления обществом транспортировки воды - отклоняется.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоры водоснабжения, водоотведения, договоры о подключении (технологическом присоединении), или реестр таких договоров - в случае если такие договоры утверждаются по единой форме, в том числе в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В указанном реестре должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору.
Информация об объемах воды (сточных вод), которые будут транспортироваться по сетям транзитной организации, может быть подтверждена соответствующей гарантирующей организацией.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Одновременно с этим в соответствии с частью 5 статьи 12 Закона N 416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения н (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Также в соответствии с пунктом 46 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее - Правила N 644), заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным,
В соответствии с частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В случае, если гарантирующая организация либо транзитная организация при наличии установленного тарифа на транспортировку без обоснованных причин отказываются заключить договор по транспортировке воды и (или) сточных вод, но при этом фактически транспортировка осуществляется, возможно обращение другой стороны в суд с иском о понуждении к заключению соответствующего договора.
Исходя из совокупности приведенных норм, у АО "Монокристалл" имеются в силу действующего законодательства правовые основания для возмещения понесенных расходов на транспортировку питьевой воды по своим сетям вышеназванным трем Абонентам, чем предприятие не воспользовалось, а затраты отнесло на данных Абонентов, что запрещено законодательством. Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о нарушении обществом антимонопольного законодательства в результате неполного выяснения обстоятельств имеющих значение для дела, отклоняется.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела исследовал все обстоятельства рассматриваемого дела и дал им полную правовую оценку.
Арбитражный суд Ставропольского края правильно установил, что анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке питьевой воды и сточных вод в пределах балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения АО "Монокристалл" проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N18026.
Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации антимонопольным управлением были использованы данные представленные: хозяйствующим субъектом; данные ранее проведенных управлением Федеральной антимонопольной службы исследований состояния конкуренции на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению; классификаторов и иных нормативно-правовых актов.
Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Для целей данного исследования с учетом требований п. 2.2 Порядка проведения анализа необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке и за временной интервал исследования принимаем 2014 год.
Услуги водоснабжения и водоотведения предоставляют специализированные организации, имеющие необходимое оборудование и сеть трубопроводов. Так как услуги водоснабжения и водоотведения предоставляются одними и теми же организациями, анализ проводится по этим услугам одновременно.
Рассматриваемая деятельность не может быть заменена другими видами деятельности. В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О естественных монополиях" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности естественных монополий. Конкуренция в данной сфере отсутствует в силу технологических особенностей производства. Такая естественная монополия называется местной (локальной).
В "OK 029-2007 (КДЕС ред. 1,1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) (ред. от 24.12.2012) данные услуги описаны в следующих группировках:
90.01 Сбор и обработка сточных вод)(введен Изменением 1/2007 ОКВЭД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) а также: 41.00.1 Сбор и очистка воды. Эта группировка включает: сбор и очистку как питьевой, так и непитьевой воды. Эта группировка также включает: опреснение морской воды для производства пресной воды в качестве основного продукта. Эта группировка не включает: очистку сточных вод в целях предотвращения загрязнения окружающей среды, см. 90.00.1.41.00.2 Распределение воды. Эта группировка включает: распределение воды среди различных потребителей (населения, промышленных предприятий и т.п. Эта группировка не включает: эксплуатацию оросительных систем в сельском хозяйстве.
Продуктовыми границами рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.
Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно п. 4.5 Порядка проведения анализа, определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей).
Географические границы рынка связаны с целью исследования. В данном случае целью проведения анализа (исследования) рынка услуг по транспортировке питьевой воды и сточных вод в пределах балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения хозяйствующего субъекта является выявление хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном товарном рынке, определение положения на указанном рынке выявленных хозяйствующих субъектов (в том числе доминирования хозяйствующих субъектов).
АО "Монокристалл" осуществляет свою деятельность по транспортировке питьевой воды и сточных вод в пределах балансовой принадлежности своих сетей водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, географическими границами товарного рынка будут являться географические границы балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения АО "Монокристалл".
Судом первой инстанции дана полная оценка проведенного Ставропольским УФАС анализа состояния конкурентной среды.
Довод апелляционной жалобы о том, что действия АО "Монокристалл" не влекут недопущение, ограничение, устранение конкуренции в сфере водоснабжения и/или водоотведения отклоняется.
Питьевая воды поступает на объекты ООО "Газет", ООО "ПЭК", ИП Малярова П. В. через сети АО "Монокристалл", то есть транспортируется по его сетям до объекта вышеназванных Абонентов, за что АО "Монокристалл" взимает денежные средства в соответствии с Приложением 3 "Протоколом согласования цены на компенсацию затрат за подачу хозпитьевой воды для абонентов".
В связи с тем, что объекты ООО "Газет", ООО "ПЭК", ИП Малярова П. В. исторически были присоединены к сетям АО "Монокристалл", общество могло самовольно установить любой необоснованный тариф на услуги по транспортировке воды и сточных вод, а в силу того, что данные Абоненты присоединены именно к сетям АО "Монокристалл", а не к иным сетям, то ООО "Газет", ООО "ПЭК", ИП Маляров П. В. были вынуждены оплачивать тот тариф за транспортировку воды и сточных вод, который ей установит общество.
АО "Монокристалл" допустило злоупотребление доминирующим положением, выразившееся во взимании оплаты за услуги по транспортировке питьевой воды и сточных вод, без установления уполномоченным органом исполнительной власти в сфере водоснабжения и водоотведения, что прямо запрещено законодательством и нарушает права и законные интересы ООО "Газет", ООО "ПЭК", ИП Малярова П. В., тем самым нарушило требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции".
Суд первой инстанции верно указал, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность конечных потребителей присоединяться непосредственно к сетям водоснабжающей организации, если у них уже есть технологическое присоединение к сетям водоснабжения третьей организации, которая владеет данными сетями на законном основании. Таким образом, АО "Монокристалл" не вправе требовать от своих абонентов осуществить переподключение к другим сетям.
Кроме того, переподключение к другим сетям ИП Малярова, ООО "ПЭК", ООО "Газет" повлечет за собой значительные затраты для данных Абонентов (разработка проекта на подключение, прокладка труб, плата за подключение, установка новых приборов учета), что в дальнейшем может сказаться на осуществлении их предпринимательской деятельности. Анализ затрат произведен комиссией, о чем указано в решении УФАС.
Довод апелляционной жалобы о том, что договор, заключенный между АО "Монокристалл" и ООО "Газет", ООО "Первая эксплуатационная компания", ИП Маляровым П. В., составлен некорректно, его правовая природа и обстоятельства фактического взаимодействия сторон не соответствуют тексту договора - отклоняется.
Действующим законодательством не установлено такое понятие как "договор составлен некорректно". Согласно Гражданскому Кодексу РФ сделка может быть признана недействительной. Однако АО "Монокристалл" не предприняло никаких шагов для признания данной сделки недействительной, чтобы правовая природа договора соответствовала его тексту. Комиссия при рассмотрении дела не могла оценивать тот факт, что данный договор не соответствует фактическим взаимодействиям сторон, так как общество доказательств признания договора недействительным не представило, передачу ресурса от границ МУП "Водоканала" до границ ООО "Газет", ООО "Первая эксплуатационная компания", ИП Малярова П. В. осуществляло. Следовательно, данный договор соответствовал правовой природе отношений между контрагентами.
В ходе рассмотрения дела N А63-8654/2015 АО "Монокристалл" обратилось в Региональную тарифную службу Ставропольского края для установления тарифа на транспортировку воды на 2016 год и постановлением РТК СК от 17.12.2015 N 64/2 тариф установлен.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что представленные в материалы дела доказательства в полной мере свидетельствуют о том, что оспариваемые акты соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 18 декабря 2015 года по делу N А63-11203/2015.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18 декабря 2015 года по делу N А63-11203/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-11203/2015
Истец: АО "МОНОКРИСТАЛЛ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по СК
Третье лицо: Воинская часть N 5559, Молярова П. В., МУП "Водоканал", ООО "Газст", ООО "Первая эксплуатационная компания", Войсковая часть 5559 ВВ МВД, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскму Краю