г.Самара |
|
25 марта 2016 г. |
Дело N А65-20533/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от муниципального казенного учреждения "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Черновой В.В. (доверенность от 31.12.2015),
от третьих лиц: МБДОУ "Детский сад N 18 "Ласточка" комбинированного вида" - представитель не явился, извещено,
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 31 "Жемчужинка" - представитель не явился, извещено,
МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 38 "Золотой ключик" - представитель не явился, извещено,
МБДОУ "Больше - Шурнякский детский сад" - представитель не явился, извещено,
МБДОУ "Старо - Куклюкский детский сад" - представитель не явился, извещено,
МБДОУ "Яковлевский детский сад" - представитель не явился, извещено,
индивидуальный предприниматель Захарова Е.Ф. - не явилась, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 марта 2016 года апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 ноября 2015 года по делу N А65-20533/2015 (судья Кириллов А.Е.), принятое по заявлению муниципального казенного учреждения "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан" (ОГРН 1051655092170, ИНН 1646018205), Республика Татарстан, г.Елабуга, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), Республика Татарстан, г.Казань, третьи лица: МБДОУ "Детский сад N 18 "Ласточка" комбинированного вида", Республика Татарстан, г.Елабуга, МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 31 "Жемчужинка", Республика Татарстан, г.Елабуга, МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 38 "Золотой ключик", Республика Татарстан, г.Елабуга, МБДОУ "Больше - Шурнякский детский сад", Республика Татарстан, Елабужский район, с.Большой Шурняк, МБДОУ "Старо - Куклюкский детский сад", Республика Татарстан, Елабужский район, с.Старый Куклюк, МБДОУ "Яковлевский детский сад", Республика Татарстан, Елабужский район, с.Яковлево, индивидуальный предприниматель Захарова Е.Ф., Республика Башкортостан, г.Уфа,
о признании недействительными пунктов 2, 3, 4 решения от 14 августа 2015 года по делу N 237-кз/2015, предписания от 14 августа 2015 года по делу N 237-кз/2015,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан" (далее - заявитель, предприятие, МКУ ППСЭР ЕМР РТ) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 3, 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по Республике Татарстан, антимонопольный орган) от 14 августа 2015 года по делу N 237-кз/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МБДОУ "Детский сад N 18 "Ласточка" комбинированного вида", МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 31 "Жемчужинка", МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 38 "Золотой ключик", МБДОУ "Больше - Шурнякский детский сад", МБДОУ "Старо - Куклюкский детский сад", МБДОУ "Яковлевский детский сад", индивидуальный предприниматель Захарова Е.В.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 ноября 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе МКУ ППСЭР ЕМР РТ просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, о признании незаконными решения и предписания УФАС России по Республике Татарстан от 14 августа 2015 года по делу N 237-кз/2015, ссылаясь на незаконность оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, отсутствие в действиях заявителя нарушений законодательства о контрактной системе.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС России по Республике Татарстан просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 13 января 2016 года рассмотрение дела было отложено на 16 час 10 мин 03 февраля 2016 года в связи с необходимостью представления третьими лицами, участвующими в деле, отзывов на апелляционную жалобу.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 03 февраля 2016 года рассмотрение дела было отложено на 09 час 50 мин 29 февраля 2016 года в связи с рассмотрением 01 марта 2016 года Арбитражным судом Поволжского округа дела N А65-20521/2015 по аналогичному спору по кассационной жалобе МКУ ППСЭР ЕМР РТ на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2015 года по делу N А65-20521/2015.
Определением суда от 26 февраля 2016 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Юдкина А.А. в связи с его нахождением в очередном ежегодном отпуске, после чего рассмотрение дела было начато заново.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 29 февраля 2016 года рассмотрение дела было отложено на 14 час 35 мин 23 марта 2016 года в связи с рассмотрением 01 марта 2016 года Арбитражным судом Поволжского округа дела N А65-20521/2015 по аналогичному спору по кассационной жалобе МКУ ППСЭР ЕМР РТ на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2015 года по делу N А65-20521/2015, а также 15 марта 2016 года дела N А65-20518/2015 по аналогичному спору по кассационной жалобе УФАС России по Республике Татарстан на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2015 года по делу N А65-20518/2015.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель УФАС России по Республике Татарстан возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя УФАС России по Республике Татарстан, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, комиссией УФАС России по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, рассмотрев проведением внеплановой проверки в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Закона о контрактной системе жалобу ИП Захарова Е.В. на действия комиссии уполномоченного органа МКУ ППСЭР ЕМР РТ, муниципальных заказчиков согласно извещению при проведении совместного конкурса с ограниченным участием: N 0111300101615000245 на предмет: "Право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания (мясо)", решила признать жалобу ИП Захарова Е.В. на действия комиссии уполномоченного органа, муниципальных заказчиков согласно извещению при проведении совместного конкурса с ограниченным участием: N 0111300101615000245 на предмет: "Право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания (мясо)", необоснованной.
Уполномоченный орган МКУ ППСЭР ЕМР РТ, муниципальные заказчики признаны нарушившими требования части 3 статьи 30, пункту 4 статьи 42, части 6 статьи 31, части 5 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Антимонопольный орган выдал МКУ ППСЭР ЕМР РТ предписание от 14 августа 2015 года по делу N 237-кз/2015 об устранении нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в котором потребовал:
отменить все протоколы, составленные при проведении совместного конкурса с ограниченным участием N 0111300101615000245 на предмет: "Право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания (мясо)";
- возвратить участникам закупки, подавшим заявки на участие в совместном конкурсе с ограниченным участием N 0111300101615000245 на предмет: "Право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания (мясо)" такие заявки, а также обеспечение заявок;
- внести изменения в извещение и документацию о совместном конкурсе с ограниченным участием N 0111300101615000245 на предмет: "Право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания (мясо)" в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- продлить срок подачи заявок на участие в вышеуказанном совместном конкурсе с ограниченным участием так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в извещение о совместном конкурсе с ограниченным участием до даты окончания срока подачи заявок на участие в совместном конкурсе с ограниченным участием такой срок составлял не менее чем 20 дней, либо повторно провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- в течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в извещение о совместном конкурсе с ограниченным участием разместить такие изменения на официальном сайте.
В течение 20 рабочих дней со дня получения настоящего Предписания представить в УФАС России по Республике Татарстан доказательства исполнения настоящего предписания.
Антимонопольным органом заявителю вменяются нарушения части 3 статьи 30, пункта 4 статьи 42, части 6 статьи 31, части 5 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно: в конкурсной документации не указано об ограничениях, предоставляемых в интересах субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно частям 1-1.2 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей; осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. Извещение о проведении совместного конкурса с ограниченным участием содержит информацию о преимуществах, предоставляемых заказчиком в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе: субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Вместе с тем в извещении о проведении совместного конкурса с ограниченным участием указано: "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42) - согласно конкурсной документации". В этой связи антимонопольный орган посчитал, что уполномоченным органом, муниципальными заказчиками не установлено ограничение в отношении социально ориентированных некоммерческих организаций. Антимонопольный орган установил нарушение в виде бездействия уполномоченного органа, муниципальных заказчиков в связи с неуказанием в извещении о проведении совместного конкурса с ограниченным участием ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, при осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства и социально некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, что противоречит части 3 статьи 30, пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.
Исходя из части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе, под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Вместе с тем частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине технической (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению N 2 к указанному постановлению. Соответствие участников закупки указанным требованиям должно подтверждаться документами, предусмотренными приложением N 2 к данному постановлению.
Согласно пункту 6 приложения N 2 к постановлению к вышеуказанным случаям отнесено оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей.
Пунктом 6 приложения N 2 к постановлению установлены дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право, заключить который проводится конкурс.
В соответствии с извещением о проведении совместного конкурса с ограниченным участием N 01113 00101615000245 установлены начальные (максимальные) цены контрактов для каждого муниципального заказчика. Антимонопольный орган посчитал, что уполномоченным органом неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки путем проведения совместных конкурсов с ограниченным участием, так как начальные (максимальные) цены контрактов МБДОУ "Детский сад N 18 "Ласточка" комбинированного вида" ЕМР РТ, МБДОУ "Болыпе-Шурнякский детский сад" ЕМР РТ, МБДОУ "Старо-Куклюкский детский сад", МБДОУ "Яковлевский детский сад" ЕМР РТ не превышали 500 000,00 руб.
С учетом изложенного суд первой инстанции, согласившись с позицией антимонопольного органа, пришёл к выводу о том, что уполномоченным органом, муниципальными заказчиками нарушены требования части 6 статьи 31, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Материалы переданы должностному лицу УФАС России по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленном в соответствии с этим законом.
Согласно пункту 7 части 3 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает преимущества, предоставляемые им в соответствии со статьей 30 данного закона.
На основании указанных норм Федерального закона N 44-ФЗ преимущество, устанавливаемое для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, выражается только в ограничении участия иных субъектов в соответствующих закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Иных форм преимущества участия субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций нормами Федерального закона N 44-ФЗ не предусмотрено.
В оспариваемом решении антимонопольного органа и в решении суда первой инстанции сделан вывод о том, что в извещении о проведении совместного конкурса с ограниченным участием уполномоченный орган не указал на ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, а, кроме того, в конкурсной документации не указано на ограничения, предоставляемые субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, при этом в пункте 1.4.1 раздела 1.4 конкурсной документации отмечено, что в конкурсе может принять участие любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Между тем в извещении о проведении совместного конкурса с ограниченным участием отражено, что ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ установлено конкурсной документацией.
Таким образом, потенциальные участники закупок могли ознакомиться с информацией в конкурсной документации о преимуществах и ограничениях к участникам закупок, установленных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, в том числе с пунктом 4 статьи 42 этого закона.
Ссылка в извещении на ограничения, установленные конкурсной документацией, не противоречит пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку в нем не указано на то, в какой форме в извещении должна содержаться информация об ограничениях.
Данный вывод подтверждается письмом Минэкономразвития России от 06.07.2015 N Д28и-1988, в котором указано, что Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрен запрет на использование при опубликовании извещения об осуществлении закупки отсылочных фраз на соответствующие положения документации о закупке, указывающих на содержание информации, которая должна содержаться в извещении об осуществлении закупки в соответствии со статьей 42 данного закона.
В пункте 19 части II "Информационная карта конкурса" конкурсной документации указано на предоставление ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
В конкурсной документации не указано об ограничениях, предоставляемых субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, по той причине, что как раз для них таких ограничений и не устанавливалось.
При этом в пункте 18 части II "Информационная карта конкурса" конкурсной документации прямо указано, что в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ именно субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляется 100-процентное преимущество при участии в конкурсе, что определенно ограничивало участие в конкурсе лиц, не относящихся к субъектам малого предпринимательства и (или) социально ориентированным некоммерческим организациям.
О нарушении требований Федерального закона N 44-ФЗ не может свидетельствовать то обстоятельство, что в пункте 1.4.1 раздела 1.4 конкурсной документации указано на возможность участия в конкурсе любого юридического лица независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любого физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
Часть I конкурсной документации содержит общие условия проведения конкурса, установленные в положениях Федерального закона N 44-ФЗ.
В пункте 1.4.3 раздела 1.4 части I конкурсной документации указано, что для участия в конкурсе участник закупки должен удовлетворять дополнительным требованиям, установленным в части II "Информационная карта конкурса" конкурсной документации.
Следовательно, в пункте 1.4.1 раздела 1.4 части I конкурсной документации приведены требования, предъявляемые, с учетом пункта 18 части II конкурсной документации, ко всем потенциальным участникам закупок - субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям вне зависимости от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, а также физическим лицам, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ указанные потенциальные участники закупок обязаны задекларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Обязанность по предоставлению документов, подтверждающих право участников конкурса на получение преимуществ в соответствии с пунктом 18 части II конкурсной документации, установлена в пункте 23 части II конкурсной документации.
Следовательно, в извещении о проведении совместного конкурса с ограниченным участием соблюдены требования части 3 статьи 30, пункта 4 статьи 42, части 5 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Безосновательным является также вывод суда первой инстанции об установлении в нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупки при проведении совместного конкурса с ограниченным участием.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований закона.
По мнению антимонопольного органа, поскольку начальная (максимальная) цена каждого контракта не превышала 500 000 руб., то в рассматриваемом случае не может быть применен пункт 6 приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), согласно которому для оказания услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 руб., необходимо наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе; при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
В соответствии с частью 5 статьи 25 Федерального закона N 44-ФЗ порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088, (далее - Постановление N 1088) установлено, что при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.
Согласно подпункту "б" пункта 6 Постановления N 1088 начальная (максимальная) цена, указываемая в извещении об осуществлении закупки, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика.
Причем в подпункте "б" пункта 6 Постановления N 1088 говорится только о начальной (максимальной) цене, указываемой в извещении об осуществлении закупки путем проведения совместного конкурса и определяемой как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, а не о начальной (максимальной) цене контракта, указываемой в извещении об осуществлении закупки, как ошибочно посчитал антимонопольный орган.
В соответствии с пунктом 8 Постановления N 1088 контракт с победителем совместного конкурса заключается каждым заказчиком самостоятельно.
В рассматриваемом случае сумма начальных (максимальных) цен контрактов заказчиков (муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений) на поставку продуктов питания (мяса) составляла 1 946 041 руб., то есть превышала 500 000 руб., в связи с чем учреждение, правомерно применив пункт 6 приложения N 2 к Постановлению N 99, установило дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи на участие в соответствующем конкурсе; при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что антимонопольный орган не доказал наличие в действиях заявителя (уполномоченного органа, муниципальных заказчиков) нарушений законодательства о контрактной системе.
С учетом вышеизложенного оспариваемые решение (пункты 2, 3, 4) и предписание антимонопольного органа являются незаконными, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании п.3 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 10 ноября 2015 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым заявление удовлетворить. Признать недействительными пункты 2, 3, 4 решения УФАС России по Республике Татарстан от 14 августа 2015 года по делу N 237-кз/2015 и предписание УФАС России по Республике Татарстан от 14 августа 2015 года по делу N 237-кз/2015.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы относятся на антимонопольный орган, однако взысканию не подлежат в связи с тем, что заявитель был освобожден от уплаты госпошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 ноября 2015 года по делу N А65-20533/2015 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление муниципального казенного учреждения "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан" удовлетворить.
Признать недействительными пункты 2, 3, 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 14 августа 2015 года по делу N 237-кз/2015 и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 14 августа 2015 года по делу N 237-кз/2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20533/2015
Истец: Муниципальное казенное предприятие "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан", г. Елабуга
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ИП Захаров Е. В., МБДОУ " Центр развития ребенка - детский сад N38 "Золотой ключик", МБДОУ ""Больше- Шурнякский детский сад, МБДОУ "N31 "Жемчужинка", МБДОУ "Детский сад N18 "Ласточка", МБДОУ "Детский сад N18 "Ласточка" комбинированного вида", МБДОУ "Детский сад N38 "Золотой ключик", МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N31 "Жемчужинка", МБДОУ "Старо - Куклюкский детский сад", МБДОУ "Яковлевский детский сад"