г. Тула |
|
25 марта 2016 г. |
Дело N А23-6446/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.03.2016.
Судья Двадцатого арбитражного апелляционного суда Мордасов Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Ю.А., при участии в судебном заседании представителя заявителя - открытого акционерного общества "Галантус" (г. Калуга, ОГРН 1024001345477, ИНН 4026006318) - Елениной Л.В. (доверенность от 11.01.2016) в отсутствие надлежаще извещенного заинтересованного лица - территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области (г. Калуга, ИНН 4027065193, ОГРН 1044004409602), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 29.12.2015 по делу N А23-6446/2015, принятое в порядке упрощенного производства, установила следующее.
Открытое акционерное общество "Галантус" (далее - ОАО "Галантус", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - управление) в Калужской области от 12.10.2015 N 29-15/225 о привлечении к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 тыс. руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением суда от 29.12.2015 заявленные требования удовлетворены.
Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, полагая, что вывод суда первой инстанции о том, что административный орган допустил ошибку при подсчете срока просрочки предоставления документов, является необоснованным.
В обоснование данного довода, заявитель жалобы указывает на отсутствие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях оговорки о том, что при исчислении срока просрочки предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям учитываются только рабочие дни. Кроме того, административный орган считает, что Инструкция Центрального Банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И содержит указание на то, что именно срок предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям исчисляется в рабочих днях, а не период просрочки исполнения указанной обязанности.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее требований, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Представитель управления судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 156, 266 Кодекса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Кодекса.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Галантус" (клиент, Россия) и общество с ограниченной ответственностью "Форсега" (экспедитор, Белоруссия), 19.03.2014 заключили договор N 07-Д, предметом которого является порядок взаимоотношений, возникающих между клиентом и экспедитором при планировании, осуществлении и оплате транспортно-экспедиционных услуг при перевозках грузов в международном автомобильном сообщении.
Стоимость услуг экспедитора и порядок их оплаты определяется в транспортном заказе (заявке). Сумма договора не определена. Расчеты производятся в Евро, долларах США, российских рублях либо белорусских рублях. Если иное не согласовано в транспортном заказе (заявке), оплата услуг экспедитора производится клиентом в течение 3 банковских дней от даты выставления счета.
Срок завершения исполнения обязательств по договору 31.12.2015.
По данному договору общество 22.09.2014 оформило паспорт сделки N 14090006/1481/0488/4/1 в Калужском отделении открытого акционерного общества "Сбербанк России".
Справка N 230914-0695 от 02.10.2014 на сумму 3 100 евро, со сроком предоставления 25.11.2014 фактически представлена 26.12.2014, с нарушением срока установленного пунктом 9.2.2 Инструкции Центрального Банка от 04.06.2012 N 138-И.
Управлением 29.09.2015 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, которым вменено нарушение пункта 9.2.2 Инструкции Центрального Банка от 04.06.2012 N 138-И, выразившееся в нарушении срока предоставления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов с нарушением срока, а именно справка N 230914-0695 от 02.10.2014 на сумму 3100 евро, со сроком предоставления 25.11.2014 фактически представлена 26.12.2014, чем совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена в части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Протокол составлен с участием представителя общества - Елениной Л.В., действовавшей по доверенности от 29.09.2015 N 46.
Постановлением от 12.10.2015 по делу N 29-15/225 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившегося в нарушении сроков представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов более чем на 30 дней, а именно справка N 230914-0695 от 02.10.2014 на сумму 3 100 евро, со сроком предоставления 25.11.2014 фактически представлена 26.12.2014, тем самым нарушен пункт 9.2.2 Инструкции Центрального Банка от 04.06.2012 N138-И. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 тыс. руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, образует нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля регламентируется Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании). Целью указанного Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям и сроки их представления.
В порядке статьи 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции данным Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Во исполнение данных положений Центральным Банком Российской Федерации утверждена Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".
На основании части 4 статьи 5, части 3 статьи 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным Банком Российской Федерации.
Центральным Банком Российской Федерации принята Инструкция от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция).
На основании п. 1.5 Инструкции справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которой установлены настоящей Инструкцией, является формой учета по валютным операциям резидентов.
В силу пунктов 9.1, 9.1.2 Инструкции при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС, за исключением случая, указанного в пункте 9.5 настоящей Инструкции, одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) иным способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) (далее - подтверждающие документы): в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, статистическую форму учета перемещения товаров, и (или) иные документы, содержащие сведения о вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, поставке, перемещении) или ввозе товара на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении), оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
Согласно пунктам 9.2, 9.2.2 Инструкции справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 Инструкции, представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2-9.1.4 пункта 9.1 Инструкции.
Датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2-9.1.4 пункта 9.1 и в пункте 9.7 Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе (пункт 9.3 Инструкции).
Согласно пункт 9.8 Инструкции в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров и осуществления их декларирования путем подачи декларации на товары резидент представляет в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором зарегистрированы декларации на товары, только справку о подтверждающих документах, заполненную с учетом особенностей в соответствии с приложением 5 к Инструкции, без представления декларации на товары.
В указанную в абзаце первом настоящего пункта справку о подтверждающих документах включаются сведения о декларациях на товары (за исключением сведений о временной декларации на товары, транзитной декларации на товары, итоговой декларации на товары (в графе 7 которой указывается буквенный код "ЗПК"), которые зарегистрированы таможенными органами в течение отчетного месяца, только при наличии следующих условий: вывоз товара с территории Российской Федерации в соответствии с контрактом осуществляется на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты; ввоз товара на территорию Российской Федерации в соответствии с контрактом осуществляется на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде предоплаты (авансового платежа).
В пункте 9.2.1 Инструкции, на резидента возложена обязанность представить в банк ПС справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункт 9.1 данной Инструкции, в срок не позднее 15 рабочих дней после даты выпуска товаров.
То есть, просрочка заявителем в представлении необходимых документов для осуществления валютного контроля в рассматриваемом случае составила 31 календарный день.
Однако согласно Инструкции срок исполнения обязанности по предоставлению документов исчисляется рабочими днями, в связи с чем, и количество дней просрочки исполнения этой обязанности следует исчислять рабочими днями.
Исполнение обязанности по представлению документов, необходимых для осуществления валютного контроля, установлено в валютном законодательстве в рабочих днях, следовательно, основания для их исчисления в ином порядке не имеется.
Таким образом, применив порядок исчисления срока на представление справки о подтверждающих документах, установленный пунктом 9.2.1 Инструкции, предельной датой исполнения заявителем рассматриваемой обязанности в период совершения правонарушения являлась дата 25.11.2014, и период просрочки исполнения данной обязанности следовало исчислять со следующего рабочего дня после указанной даты в рабочих днях.
При этом в силу части 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на десять, но не более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Таким образом, выводы административного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, являются ошибочными.
В силу с пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Кодекса принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости исчислять период просрочки предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям в календарных днях основан на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречит правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.09.2014 по делу N 301-АД14-273.
Кроме того, статья 4.8 КоАП РФ предусматривает правила исчисления сроков предусмотренных именно КоАП РФ, в то время как сроки представления форм учета и отчетности по валютным операциям установлены Инструкцией, а потому и срок нарушения обязательных требований валютного законодательства должен исчисляться исходя из правил определенных в Инструкции.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Кодекса безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 29.12.2015 по делу N А23-6446/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-6446/2015
Истец: ОАО "Галантус", ОАО Галантус
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Калужской области