28 марта 2016 г. |
А79-7104/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива-колхоза "Пучах" (429520, Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Пархикасы, ул. Октябрьская, д. 42; ИНН 2116540062, ОГРН 1022102433176)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 22.12.2015
по делу N А79-7104/2015,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива-колхоза "Пучах" о признании недействительными постановлений администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 13.04.2015 N 819, администрации Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 21.04.2015 N 22, незаконными действий Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике-Чувашии,
при участии в судебном заседании представителей:
сельскохозяйственного производственного кооператива-колхоза "Пучах" -председателя Осипова В.В. на основании выписки из ЕГЮРЛ от 03.08.2015, Сорокина А.Б. по доверенности от 18,.08.2015 сроком действия один год,
и установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив-колхоз "Пучах" (далее - СХПК-колхоз "Пучах", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании:
недействительным постановления администрации Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - администрация Чебоксарского района) от 13.04.2015 N 819 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района", которым утверждено образование земельного участка ориентировочной площадью 0,70 га, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, дер.Яранкасы, ул.Луговая, д.30, кадастровый квартал 21:21:11020, земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования "животноводство";
недействительным постановления администрации Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - администрация Синьял-Покровского сельского поселения) от 21.04.2015 N 22 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района", которым утверждено образование земельного участка ориентировочной площадью 11 625 кв.м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Синьял-Покровское сельское поселение, кадастровый квартал 21:21:110201, земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования "животноводство";
незаконными действий Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Кадастровая палата, орган кадастрового учета) по проведению государственного кадастрового учета земельных участков, образованных при разделе земельного участка с кадастровым номером 21:21:110201:112:
- земельного участка площадью 7000 кв.м, кадастровый номер 21:21:110201:197, поставленного на государственный кадастровый учет 23.04.2015;
- земельного участка площадью 11 625 кв.м, кадастровый номер 21:21:110201:198, поставленного на государственный кадастровый учет 29.04.2015.
Одновременно заявитель просил суд обязать Кадастровую палату по ЧР снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:110201:197 и 21:21:110201:198, образованные при разделе земельного участка с кадастровым номером 21:21:110201:112.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Кедр", общество с ограниченной ответственностью "ПУМА-Ч".
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 22.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано
Не согласившись с принятым решением, СХПК-колхоз "Пучах" обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Кооператив указывает на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов арбитражного суда первой инстанции обстоятельствам дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными.
По мнению СХПК-колхоз "Пучах", раздел земельного участка с кадастровым номером 21:21:110201:112, который принадлежит ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, произведен незаконно, поскольку Кооператив не давал своего согласия на раздел этого участка и не подписывал акт согласования границ данного земельного участка.
Администрация Синьял-Покровского сельского поселения и Кадастровая палата в отзывах на апелляционную жалобу указывают на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Администрация Синьял-Покровского сельского поселения ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В судебном заседании представители СХПК-колхоз "Пучах" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что постановлением администрации Чебоксарского района от 30.04.1993 N 243 СХПК-колхоз "Пучах" предоставлено 1166,14 гектаров земель, в том числе: в коллективно-долевую собственность 985,92 гектаров; бессрочное (постоянное) пользование 180,22 гектаров.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.07.2011 серии 21 АД N 407575 СХПК-колхоз "Пучах" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 39 413 кв.м, кадастровый номер 21:21:110201:112, расположенный, в юго-западной части кадастрового квартала 21:21:110201, по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Синьял-Покровское сельское поселение.
Данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 21:21:000000:264, площадью 1 802 200 кв.м, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", принадлежащего на праве постоянного бессрочного в соответствии с Государственным актом N ЧР-21-00-000005, выданным на основании постановления администрации Чебоксарского района от 30.04.1993 N 243.
СХПК-колхоз "Пучах" обратился в администрацию Чебоксарского района с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся у него в постоянном (бессрочном) пользовании, в том числе земельного участка с кадастровым номером 21:21:110201:112.
Письмом от 26.01.2015 N 061/06-04-06-750 администрация Чебоксарского района уведомила Кооператив-колхоз об отказе в предоставлении на праве собственности испрашиваемых земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 21:21:110201:112.
В дальнейшем СХПК-колхоз "Пучах" стало известно о разделе земельного участка с кадастровым номером 21:21:110201:112, в результате которого образованы земельные участки:
с кадастровым номером 21:21:110201:197 (поставлен на государственный кадастровый учет 23.04.2015) - на основании постановления администрации Чебоксарского района от 13.04.2015 N 819 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района" в отношении земельного участка площадью 0,70 га, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, дер.Яранкасы, ул.Луговая, д.30, кадастровый квартал 21:21:110201 для предоставления в собственность ООО "ПУМА-Ч";
с кадастровым номером 21:21:110201:198 (поставлен на государственный кадастровый учет 29.04.2015) - на основании постановления администрации Синьял-Покровского сельского поселения от 21.04.2015 N 22 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района" в отношении земельного участка площадью 11 625 кв.м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Синьял-Покровское сельское поселение, кадастровый квартал 21:21:110201 для предоставления в собственность ООО "Кедр".
Полагая, что постановления органов местного самоуправления от 13.04.2015 N 819 и от 21.04.2015 N 22, а также действиями органа кадастрового учета по осуществлению государственного кадастрового учета вновь образованных земельных участков противоречат положениям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, Кооператив-колхоз обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 552 гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11, 11.2, 11.3, 35 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 и исходил из того, что не установлена предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания незаконными ненормативных правовых актов и решений уполномоченных органом.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Частью 4 указанной правовой нормы предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным Конституционным Законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (часть 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В статье 5 Земельного кодекса Российской Федерации дано понятие землепользователей - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
Согласно части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации общим правилом образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является принятие соответствующего решения уполномоченным органом власти в порядке, предусмотренном частями 2-5 указанной статьи. Данная процедура может быть, в том числе, инициирована землепользователями, землевладельцами, арендаторами по предоставлению ими документов согласно перечню, и завершается регистрацией права публичной собственности на сформированные участки.
Суд первой инстанции установил, что 14.09.2004 СХПК-колхоз "Пучах" (Продавец) и ООО "ПУМА-Ч" (Покупатель) заключили договор купли-продажи недвижимости, согласно которому Покупатель приобрел в собственность объект недвижимости - нежилое здание телятника на 120 голов, находящееся по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, д.Яранкасы, ул.Луговая, д.30.
Право собственности ООО "ПУМА-Ч" зарегистрировано в установленном законом порядке.
Общество обратилось в администрацию Чебоксарского района с заявление о приобретении в собственность за плату земельного участка под объектом недвижимости.
Орган местного самоуправления издал постановление от 13.04.2015 N 819 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района" в отношении земельного участка площадью 0,70 га, расположенного в кадастровом квартале 21:21:110201 по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, дер.Яранкасы, ул.Луговая, д.30, для предоставления в собственность ООО "ПУМА-Ч".
05.08.2002 СХПК-колхоз "Пучах" (Продавец) и ООО "Пак-Сервис" (Покупатель) заключили договор купли-продажи недвижимого имущества - нежилого кирпичного здания коровника, площадью 1100,9 кв.м, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, деревня Яранкасы.
28.01.2005 ООО "Пак-Сервис" (Продавец) и ООО "Кедр" (Покупатель) заключили договор купли-продажи одноэтажного кирпичного здания коровника, площадью 1100,9 кв.м.
16.08.2014 ООО "Кедр" получило свидетельство о государственной регистрации права собственности на коровник общей площадью 1100,9 кв.м и обратилось в администрацию Синьял-Покровского сельского поселения с аналогичным заявлением.
Орган местного самоуправления издал постановление от 21.04.2015 N 22 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района" в отношении земельного участка площадью 11 625 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 21:21:110201 по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Синьял-Покровское сельское поселение, для предоставления в собственность ООО "Кедр".
Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно части 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение. Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При этом согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Статья 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит следующие правоположения:
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (часть 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 3).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (часть 4).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 13).
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок (часть 14).
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (часть 15).
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (часть 16).
Применительно к рассматриваемым правоотношениям из вышеизложенного следует, что ООО "ПУМА-Ч" и ООО "Кедр" как лица, которым принадлежит на праве собственности приобретенные у СХПК-колхоза "Пучах" объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 21:21:110201:112, в силу действующего законодательства имеют право на приобретение в собственность земельных участков под объектами недвижимости, необходимыми для их эксплуатации.
При этом площадь таких земельных участков определяется по правилам статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, предполагается передача в собственность земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих на праве собственности объектов недвижимости в границах, обусловленных естественными границами землепользования, и включающих в себя все объекты, входящие в состав недвижимого имущества СХПК-колхоза "Пучах", в том числе, подъезды и проходы к ним, а также обеспечивающие доступ ко всем объектам социальной инженерно-транспортной инфраструктуры.
При этом заявитель не оспаривает право третьих лиц на приобретение в собственность земельных участков под их объектами недвижимости.
Вместе с тем, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил доказательств, опровергающих размер площади земельных участков, необходимых для объектов недвижимости ООО "ПУМА-Ч" и ООО "Кедр", что могло бы свидетельствовать о нарушении своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
При установленных обстоятельствах в данном конкретном случае суд признает формальным несоблюдение органом местного самоуправления требований части 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, не повлекшим нарушение прав и законных интересов заявителя.
Суд не установил предусмотренные статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка как для ООО "ПУМА-Ч", так и ООО "Кедр".
Согласно статье 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) согласование местоположения границ проводится с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи и то в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с действующим законодательством преобразование земельных участков, при которых исходный земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется в случаях, предусмотренных частями 4 и 6 статьи 11.4, частью 1 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции установил, что местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 21:21:110201:112 или уточнения местоположения границ смежных с ним земельных участков не производилось; принадлежащих СХПК-колхоз "Пучах" объектов недвижимости на нем не имеется; Кооператив-колхоз осуществлял на данном земельном участке только сенокошение.
При таких обстоятельствах отсутствует нарушение прав и законных интересов СХПК-колхоз "Пучах".
В соответствии с общими положениями статьей 1, 2, 4, 6, 7, 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) Государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений, включающим, в том числе, учтенные в соответствии с этим Законом сведения о недвижимом имуществе. ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных этим Законом сведений о недвижимом имуществе.
Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют, в том числе, Гражданский, Градостроительный, Земельный кодексы Российской Федерации.
Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов (общее правило).
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ определяет состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
Согласно статье 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1).
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 данного Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 данного Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 2).
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Состав необходимых для кадастрового учета документов предусмотрен статьей 22 Федерального закона N 221-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение по делу и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что при осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 21:21:110201:197 и 21:21:110201:198 Кадастровая палата не располагала предусмотренными статьей 27 Закона о государственном кадастре основаниями для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
При этих обстоятельствах отсутствуют основания для признания незаконными решений (действий) Кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 21:21:110201:197 и 21:21:110201:198.
Отдельно суд отмечает, что в силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предметом защиты в суде являются именно нарушенные или оспариваемые права и законные интересы, обратившегося заинтересованного лица.
Право на иск по смыслу названной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, как следствие, право на судебную защиту определяется именно данными обстоятельствами - действительным наличием у истца (заявителя) субъективного материального права, подлежащего защите.
По настоящему делу в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Кооператив не доказал нарушение оспариваемыми ненормативными правовыми актами и действиями его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Более того, при установленных по делу обстоятельствах суд расценивает действия Кооператива по предъявлению настоящих требований как злоупотребление правом и недобросовестное поведение истца, запрещенные статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что в рассматриваемом случае не установлена совокупность предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий для признания незаконными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления и действий органа кадастрового учета, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно отказал Кооперативу-колхозу в удовлетворении заявления.
Руководствуясь частью 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно отменил обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 16.11.2015 по настоящему делу.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба СХПК-колхоз "Пучах" признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам Кооператива-колхоза судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они признаны несостоятельными. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 22.12.2015 по делу N А79-7104/2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
При обращении в суд апелляционной инстанции с настоящей апелляционной жалобой заявителю предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины.
По результатам рассмотрения дела с учетом положения статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд взыскивает с заявителя государственную пошлину в доход государства.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 22.12.2015 по делу N А79-7104/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива-колхоза "Пучах" - без удовлетворения.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива-колхоза "Пучах" " (429520, Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Пархикасы, ул. Октябрьская, д. 42; ИНН 2116540062, ОГРН 1022102433176) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7104/2015
Истец: "Сельскохозяйственный производственный кооператив - колхоз "Пучах"
Ответчик: Администрация Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: ООО "Кедр", ООО "ПУМА-Ч", ФГБУ "ФКП ФСГРКК" в лице филиала ФБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ЧР, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике