г. Самара |
|
28 марта 2016 г. |
Дело N А55-24831/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Карпова В.В., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Степаненко О.В.,
с участием:
от истца - Троеглазов П.Т., паспорт;
от ответчика - представитель Сачкова Е.В., доверенность от 17.12.2015 N 24;
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 - 22 марта 2016 года апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Троеглазова Петра Тарасовича на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2015 года по делу N А55-24831/2015 (судья Бибикова Н.Д.),
по иску индивидуального предпринимателя Троеглазов Петр Тарасович к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Самарской области" о взыскании 29 644 руб.,
третьи лица: Багочиннова Раиса Николаевна, Министерство обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Троеглазов Петр Тарасович (далее - истец, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Самарской области (далее - ответчик, Комиссариат) о взыскании расходов на изготовление и установку надгробного памятника в сумме 29 644 руб., а также 20 000 руб. судебных издержек на оплату услуг представителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Благочиннова Раиса Николаевна (далее - Благочиннова Р.Н.) и Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2015 по делу N А55-24831/2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Министерство просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представители третьих лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие третьих лиц.
Истец в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель ответчика просил оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании 15.03.2016 объявлялся перерыв до 14 час. 05 мин. 22.03.2016. После перерыва судебное заедание продолжено.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Сергеев Евгений Васильевич умер 11.03.1993 и 13.03.1993 был захоронен на муниципальном кладбище "Рубежное" г. Самары.
Между гр. Благочинновой Р.Н. (вдовой умершего Сергеева Е.В.) (заказчик) и Предпринимателем (исполнитель) был заключен бытовой договор N 3723 от 21.07.2015 (далее - договор), по условиям которого исполнитель обязался изготовить надгробный памятник из собственных материалов и установить на могиле умершего Сергеева Е.В. по месту захоронения: кладбище Рубежное г. Самара. Стоимость заказа составила 29 644 руб.
В соответствии с условиями договора памятник был изготовлен за счет собственных средств Предпринимателя, и установлен 28.08.2015 на могиле Сергеева Е.В. на кладбище "Рубежное".
Предприниматель с письмом исх. N 96 от 07.09.2015 предоставил в Комиссариат комплект документов, необходимый для возмещения расходов по изготовлению и установке памятника умершему пенсионеру МО Сергееву Е.В., а именно: заявление заказчика Благочинновой Р. Н. на имя военного комиссара Самарской области; договор, квитанция БО-13 на сумму 29 644 руб.; фотографию установленного памятника; акт выполненных работ; справку о захоронении - оригинал и копия; свидетельство о смерти Сергеева Е.В.; военный билет, трудовую книжку, справки военкомата - оригиналы и копии.
Военный комиссариат Самарской области письмом N 1594 от 23.09.2015 отказал истцу в возмещении ему компенсации понесенных расходов по изготовлению и установке памятника, ссылаясь на то, что умерший пенсионер Министерства обороны Сергеев Евгений Васильевич прослужил в Вооруженных Силах 19 лет 11 месяцев 25 дней.
Считая отказ Комиссариата в возмещении расходов незаконным, Предприниматель обратился с настоящим иском в арбитражный суд на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников", Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы".
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу, что продолжительность военной службы умершего Сергеева Е.В. на день увольнения из рядов Вооруженных Сил СССР составляет менее 20 лет, в связи с чем, по мнению суда, истец не вправе требовать возмещения расходов на изготовление и установку надгробного памятника, поскольку по смыслу пункта 10 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" подготовительные училища не является военной профессиональной образовательной организацией, а в соответствии с приказом Народного комиссара ВМФ от 30.04.1944 N 0346 курсанты военно-морских подготовительных училищ не состоят на действительной военной службе, они являются кандидатами для поступления в высшие военно-морские училища.
Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к принятию неправильного решения.
Пунктом 7 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-I "О статусе военнослужащих" было установлено, что погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, погибших при прохождении военной службы или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, производится по месту военной службы (военных сборов) или по желанию их родственников в другом месте. Все расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, осуществляются за счет Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств Российской Федерации, в войсках которых военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, проходили военную службу (военные сборы), в соответствии с нормами, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
В статье 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Согласно положениям пункта 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение:
погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы (службы в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции с должностей начальствующего состава) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность военной службы (службы) 20 и более лет;
ветеранов военной службы;
участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
В соответствии с пунктом 2 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008 N 5 (далее - Порядок) порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются:
а) на военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания;
б) на погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность военной службы 20 и более лет;
в) на ветеранов военной службы;
г) на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы;
д) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 35 Порядка установлено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 36 Порядка, в случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка.
Из материалов дела следует, что Сергеев Е.В. приказом начальника Военно-морского авиационного училища им. Сталина от 26.08.1943 N 037 как гражданин, признанный лечебно-врачебной комиссией годными к лётной службе без ограничения и принятый мандатной комиссией, зачислен в списки переменного состава Военно-морского подготовительного училища ВВС ВМФ на все виды довольствия с присвоением звания "курсант" с прикомандированием к Военно-морскому авиационному училищу им. Сталина для прохождения курса молодого бойца; приказом начальника Военно-морского авиационно-технического училища им. Молотова от 05.10.1943 N 147-л зачислен в списки переменного состава училища принятых курсантами в Военно-морское подготовительное училище ВВС ВМФ; приказом начальника того же училища от 26.07.1944 N 85-л исключен из списков переменного состава курсантов 8 и 9 роты Военно-морского подготовительного училища ВВС ВМФ, убывших для прохождения дальнейшей учёбы в 3-ю Школу лётчиков первоначального обучения ВВС ВМФ с 5 июля 1944 г.; приказом начальника 3 Школы лётчиков первоначального обучения ВВС ВМФ от 30.07.1944 N 155 зачислен с 26.07.1944 в списки школы и на все виды довольствия и назначен курсантом Учебного батальона; приказом начальника той же школы от 13.10.1945 N 172 исключен с 14.10.1945 из списков школы и всех видов довольствия, как сдавший переходные в училище испытания и откомандированных в 4 Военно-морское авиационное училище ВВС ВМФ; приказом начальника 4 Военно-морского авиационного училища ВВС ВМФ от 24.10.1945 N 0336 зачислен в списки части курсантом-лётчиком Учебного отдела училища.
С военной службы Сергеев Е.В. был уволен в запас 10.07.1964.
В подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" перечислены категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны, к таким лицам относятся и военнослужащие, в том числе: уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2).
Из записей личного дела Сергеева Е.В. (графа послужной список) следует, что Сергеев Е.В. был призван 15.08.1943 Богатовским РВК Куйбышевской области по призыву на военную службу, кроме того он был награжден медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.".
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 09.05.1945 медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." награждаются все военнослужащие и лица вольнонаемного штатного состава, принимавшие в рядах Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД непосредственное участие на фронтах Отечественной войны или обеспечивавшие победу своей работой в военных округах.
Таким образом, в силу подпункта "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Сергеев Е.В., как лицо, проходившее военную службу в военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, и кроме того, как военнослужащий, награжденный медалью СССР за службу в указанный период, мог иметь и статус участника Великой Отечественной войны.
Кроме того, согласно записям в военном билете ДН N 102283 Сергеев Е.В. проходил службу в Вооруженных Силах СССР с 15.08.1943 по 10.07.1964, и принял военную присягу 07.11.1943.
В статье 11 Законе СССР от 01.09.1939 "О всеобщей воинской обязанности", действовавшей в период возникновения спорных отношений, было предусмотрено, что военнослужащие приводятся к присяге на верность своему Народу, своей Советской Родине и Рабоче-Крестьянскому Правительству СССР.
Следовательно, Сергеев Е.В., принявший военную присягу, по смыслу названного закона приступил к действительной военной службе 15.08.1943.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Истец представил ответчику все необходимые документы, подтверждающие факт установки надгробных памятников и наличие оснований для компенсации данных расходов, а также их размер (заявления о возмещении с фотографиями установленных памятников, договоры, акты приемки выполненных работ, квитанции с описанием размеров и материалов памятников, прейскурант цен на оказанные услуги, справки о смерти, справки о месте захоронения лиц, которым установлены памятники).
Понесенные расходы на изготовление и установку изготовленного надгробного памятника подлежат возмещению Комиссариатом, с учетом доказанности и предоставления истцом необходимого пакета документов, предусмотренного пунктом 38 Порядка, и с учетом того, что размер спорной компенсации не превышает лимитов, установленных пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460.
Истцом также заявлено требование о взыскании расходов по оплате услуг представителя в сумме 20 000 руб.
В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Частями 1 и 2 статьи 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны. При этом расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, в обоснование своего требования о взыскании 20 000 руб. расходов на оплату услуг представителя истец представил договор на оказание юридических услуг от 01.10.2015, расходный кассовый ордер N 121 от 02.10.2015.
В соответствии с пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Рассмотрев представленные истцом документы, оценив заявленные требования по принципу обоснованности, приняв во внимание характер и длительность, степень сложности дела, а также объем проделанной представителем работы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что понесенные истцом расходы по оплате услуг представителя в сумме 20 000 руб. являются обоснованными и отвечающими требованиям разумности.
Доказательств, подтверждающих чрезмерность взыскиваемых истцом издержек с ответчика (в том числе сведений статистических органов о ценах на региональном рынке юридических услуг), ответчик при рассмотрении настоящего дела в судах первой и апелляционной инстанций не представил.
Учитывая изложенное и на основании пунктов 1, 4 части 1, пунктов 1, 2 части 2 статьи 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает необходимым решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 АПК РФ расходы истца по уплате государственной пошлины по иску в размере 2 000 руб. и по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2015 года по делу N А55-24831/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Самарской области" в пользу индивидуального предпринимателя Троеглазова Петра Тарасовича 29 644 руб. расходов на изготовление и установку надгробного памятника, а также 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску, 20 000 руб. по оплате услуг представителя и 3 000 руб. по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
В.В. Карпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24831/2015
Истец: ИП Троеглазов Петр Тарасович
Ответчик: Федеральное казенное учреждение Военный комиссариат Самарской области
Третье лицо: Благочиннова Раиса Николавна, Министерство Обороны РФ, Филиал Центрального архива Министерства обороны РФ, Центральный архив Министерства обороны РФ