г. Пермь |
|
28 марта 2016 г. |
Дело N А60-49980/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя Акционерного общества "Торговый дом "ТМК" (ИНН 7729392616, ОГРН 1027700429602) - Серегеева Ю.В., паспорт, доверенность от 14.01.2016 года;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 декабря 2015 года
по делу N А60-49980/2015,
принятое судьей С.П.Ворониным
по заявлению Акционерного общества "Торговый дом "ТМК"
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительными ненормативных актов,
установил:
Акционерное общество "Торговый дом "ТМК" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованные лицо, Фонд) от 30.07.2015 N 177 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах и решения от 30.07.2015 N 182 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части выводов о занижении базы по страховым взносам на суммы среднего заработка, выплачиваемого работникам, имеющим детей-инвалидов, суммы выплат, произведенных работникам в рамках "Программы о порядке оказания материальной помощи и осуществления компенсационных выплат на социальные нужды сотрудникам ЗАО "ТД "ТМК", а также доначисления на указанные суммы страховых взносов, соответствующих сумм пений и штрафов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 декабря 2015 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Фонда от 30.07.2015 N 177 о привлечении плательщика страховых взносов за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части выводов о занижении базы по страховым взносам на суммы среднего заработка, выплачиваемого работникам, имеющим детей-инвалидов, и взыскания недоимки в сумме 10703 руб. 27 коп., соответствующей суммы пеней и штрафа в размере 2140 руб. 65 коп.; в части вывода о занижении базы по страховым взносам на суммы выплат, произведенным работникам в порядке оказания материальной помощи и осуществления компенсационных выплат на социальные нужды (компенсация стоимости медицинских услуг) и взыскании недоимки в размере 1160 руб., соответствующей суммы пеней и штрафа в размере 232 руб.
Признано недействительным решение Фонда от 30.07.2015 N 182 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний недействительным в части выводов о занижении базы по страховым взносам на суммы среднего заработка, выплачиваемого работникам, имеющим детей-инвалидов, и взыскания недоимки в сумме 912 руб. 06 коп., соответствующей суммы пеней и штрафа в размере 182 руб. 41 коп.; в части вывода о занижении базы по страховым взносам на суммы выплат, произведенным работникам в порядке оказания материальной помощи и осуществления компенсационных выплат на социальные нужды, в том числе, материальной помощи в связи с рождением ребенка - в части взыскания недоимки в размере 22 руб., соответствующей суммы пеней и штрафа в размере 4 руб. 40 коп., и компенсации стоимости медицинских услуг - в части недоимки в размере 500 руб., соответствующей суммы пеней и штрафа в размере 100 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает на что выплаты, производимые сотрудникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, подлежат включению в базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, так как они производятся в рамках трудовых отношений. Также, по мнению заинтересованного лица, подлежит обложению страховыми взносами оплата стоимости медицинских услуг работникам, поскольку договоры на оказание медицинских услуг были заключены не заявителем, а работниками на срок менее года.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обществом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела платежных поручений об оплате госпошлины за рассмотрение иска от 13.10.2015 года N 12566 и от 23.10.2015 года N 13120.
Данное ходатайство рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено судом на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, государственным учреждением - Свердловское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проведена выездная проверка Акционерного общества "Торговый дом "ТМК" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых вносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по обязательному социальному страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В ходе проверки установлены нарушения плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а именно, статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", выразившиеся в не включении в облагаемую базу выплаты и иных вознаграждений, не поименованных в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), а именно: оплаты дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом, оплаты стоимости медицинских услуг работникам, выплаты в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации (акт проверки от 26.06.2015 N 205-Д).
Кроме того, проверкой установлена также неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выразившихся в не включении в облагаемую базу выплат и иных вознаграждений, не поименованных в статье 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях" (далее - Закон N 125-ФЗ), а именно, оплата дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом, материальная помощь работнику по истечении первого года после рождения, оплата стоимости медицинских услуг работникам.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 26.06.2015 N 205-Н/С.
По результатам проверки Фондом приняты решения о доначислении взносов и привлечения к ответственности, в том числе:
- решение от 30.07.2015 N 177 о привлечении плательщика страховых взносов за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым с общества взыскана недоимка по страховым взносам в сумме 55820 руб. 41 коп., образовавшаяся за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в том числе, на оплату дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом в сумме 10703 руб. 27 коп., на лечение в сумме 1160 руб., выплаты в пользу иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации, в сумме 43957 руб. 14 коп., начислены пени по состоянию на 31.12.2014 в сумме 2175 руб. 71 коп., и наложен штраф по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов в размере 11164 руб. 08 коп.;
- решение от 30.07.2015 N 182 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым с общества взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1462 руб. 45 коп. за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 в связи с нарушением установленных сроков уплаты страховых взносов, в том числе, на оплату дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом в сумме 912 руб. 06 коп., на суммы среднего заработка, начисленные работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха в сумме 28 руб. 39 коп., на сумму материальной помощи, выплачиваемой в связи с рождением ребенка по истечении первого года после рождения в сумме 22 руб., на лечение в сумме 500 руб., начислены пени в сумме 228 руб. 49 коп. и наложен штраф по пункту 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ.
Как следует из материалов дела, проверкой установлено, что обществом при исчислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не включены выплаты в сумме 369078 руб. 54 коп. в виде оплаты дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом, в связи с чем решением от 30.07.2015 N 177 Фондом начислена недоимка в сумме 10703 руб. 27 коп., соответствующая сумма пеней и наложен штраф в размере 2140 руб. 65 коп.
Эти же суммы не были включены обществом в облагаемую базу при исчислении страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, в связи с чем решением от 30.07.2015 N 182 с общества взыскана недоимка по страховым взносам в сумме 912 руб. 06 коп., соответствующая сумма пеней и наложен штраф в размере 182 руб. 41 коп.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что оплата дополнительных выходных дней, предоставленных работнику по уходу за ребенком-инвалидом, оплата стоимости медицинских услуг работникам не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, урегулированы Законом N 212-ФЗ.
Правоотношения в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регулируются Федеральным законом N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ - объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 20.1 Закона).
Статья 20.2 Закона N 125-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.
Статьей 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
При этом указание в статье 262 об оплате рассматриваемого выходного дня устанавливает размер выплаты, а не сохранение среднего заработка.
Из указанной нормы следует, что выплата среднего заработка за дополнительные выходные дни обусловлена социальным статусом работника - родителя (опекуна) ребенка-инвалида. Предоставление дополнительных выходных дней и их оплата напрямую связаны с жизненными обстоятельствами работника, а не его трудовой функцией. Осуществляя выплату за дополнительный выходной день, работодатель в таком случае не платит за выполненный труд и не обеспечивает условия труда, а выполняет социальные обязательства, установленные ТК РФ для отдельных категорий работников.
В данной ситуации спорные выплаты производятся независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом, коллективном договорах или соглашении. Данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудовых отношений, поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работника либо материальной помощью, поощрительными либо стимулирующими выплатами.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Рассматриваемые выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10, поддержана определением Верховного Суда РФ от 03.08.2015 N 306-КГ15-8277, и обоснованно применена судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Позиция фонда относительно того, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами является иной выплатой, предусмотренной законодательством, осуществляемой в рамках трудовых отношений и подлежащей обложению страховыми взносами, не соответствует изложенному выше толкованию, в связи с чем подлежит отклонению.
Пунктом 8 Положения о ФСС РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, предусмотрено, что средства этого фонда направляются в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 03.12.2012 N 219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" установлено, что ФСС РФ вправе осуществлять обеспечение расходов на выплату пособий, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в том числе на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами в соответствии с Законом N 213-ФЗ, производимую непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, спорные выплаты в конечном счете компенсируются (возмещаются) работодателям за счет бюджетных средств.
Гарантированная государством оплата дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, которая производится за счет средств ФСС РФ, является по своей сути социальной выплатой, обеспечивающей создание для указанной категории лиц надлежащих условий жизнеобеспечения путем предоставления для этого необходимых денежных средств.
Редакционные изменения, внесенные с 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в часть 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, в части замены слов "по трудовым договорам" на слова "в рамках трудовых отношений" не изменяют характер и социальную направленность спорных выплат.
При указанном правовом регулировании и сформированных правовых позициях оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами обложению страховыми взносами не подлежит, что исключает начисление страховых взносов, пени и штрафа.
В части выплат, произведенных работникам в рамках "Программы о порядке оказания материальной помощи и осуществления компенсационных выплат на социальные нужды сотрудникам ЗАО "ТД "ТМК", апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Выплаты работникам на проведение лечения/операции производятся Обществом в соответствии с "Положением о порядке оказания материальной помощи и осуществления компенсационных выплат на социальные нужды сотрудникам ЗАО "ТД "ТМК"" от 19.09.2007 г. N НД-007/2007, которым определено, что
1) материальная помощь и выплата компенсаций на социальные нужды носят безвозмездный характер и производятся ТД ТМК дополнительно к выплатам, предусмотренным действующим законодательством РФ (п.1.3);
2) преимущественное право на получение материальной помощи и на выплату компенсаций на социальные нужды предоставляются (п. 1.4, 1.5): инвалидам; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей; сотрудникам, которым необходимо срочное хирургическое вмешательство;
3) компенсация расходов на госпитализацию и проведение операций (за исключением пластической операции и протезирования зубов) производится в размере, не превышающем 50 000 руб. (п.2.1.2);
4) материальная помощь в связи с рождением (усыновлением) ребенка сверх суммы единовременного пособия в связи с рождением ребенка, выплачиваемого за счет средств государственного социального страхования, производится в размере 15 000 руб. на первого ребенка, в размере 20 000 руб. - на второго и последующего (п.2.1.6.)
5) для получения материальной помощи или компенсации расходов на социальные нужды сотрудник направляет личное заявление и подтверждающие документы (при рождении ребенка - свидетельство о рождении, при лечении - оригинал платежного документа, договор с медицинской организацией и лицензию) (п.3.1, 3.2.1., 3.2.2.).
В рамках указанного Положения на основании личных заявлений сотрудников ТД ТМК и представленных ими документов были произведены выплаты в общей сумме 250 000 руб.
На основании буквального содержания Положения апелляционный суд считает, что указанные выплаты производились не в связи с наличием трудового договора, что не позволяет классифицировать такие выплаты как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) компенсация - денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Поскольку понесенные работниками затраты не связаны с выполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей, рассматриваемые случаи не поименованы в ст. 165 ТК РФ, выплаченные компенсации не могут быть отнесены к составной части заработной платы.
Таким образом, спорные выплаты объектом обложения страховыми взносами не являются, оснований для доначисления страховых взносов у заинтересованного лица не имелось, что правомерно было учтено судом первой инстанции при вынесении решения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что указанные выплаты произведены в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и не поименованы в ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ, не принимаются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Статья 15 Кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что работники самостоятельно заключали договоры с медицинскими учреждениями, а затем обращались с заявлением о возмещении стоимости медицинских услуг, не может быть принят, поскольку оплата лечения работников имеет своей целью их оздоровление, непосредственно не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей, не является стимулирующей или компенсирующей выплатой, имеет нерегулярный характер, производится вне зависимости от стажа работника и результатов его работы, следовательно, не должна учитываться при расчете базы по страховым взносам. При этом, при оплате лечения работников происходит безвозмездная передача денежных средств, то есть какое-либо вознаграждение отсутствует.
Ссылка заявителя жалобы на положения п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ подлежит отклонению, поскольку данный пункт регулирует иные отношения - по обложению страховыми взносами взносов работодателя по договору добровольного медицинского страхования работника.
В части выплат работникам в виде материальной помощи в связи с рождением ребенка, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Обществом в 2013 г. на основании личного заявления и в рамках указанного выше Положения была оказана материальная помощь в размере 15 000 руб. Коломеец О.Г. в связи с рождением первого ребенка.
В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями. При этом в силу статьи 9 Закона не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка.
Основанием для начисления страховых взносов по указанному виду социального страхования являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Поскольку выплаты в виде материальной помощи при рождении ребенка не являются вознаграждением за труд в рамках трудового договора (трудовых отношений), не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера и не зависят от результатов труда работников общества, не включены в систему оплаты труда, то такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.
Данный вывод соответствует правовой позиции, приведенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 266, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 декабря 2015 года по делу N А60-49980/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49980/2015
Истец: АО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ТМК"
Ответчик: ГУ - СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ