г. Хабаровск |
|
28 марта 2016 г. |
А73-14997/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.,
судей Волковой М.О., Гричановской Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кейбал М.С.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН: 1097746772738): Малышевой В.Ю., представителя по доверенности от 10.03.2015 N 27 АА 0683078;
от Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636): представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 27.01.2016
по делу N А73-14997/2015
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Воронцовым А.И.,
по иску акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 17 448 руб.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" в лице Дальневосточного филиала (далее - АО "ФПК", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство, ответчик) с иском о взыскании за счет средств казны Российской Федерации убытков в сумме 17 448 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.01.2016 (с учетом определения от 20.02.2016) исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу общества за счет казны Российской Федерации взысканы убытки в сумме 15 384,20 руб.
Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 27.01.2016 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований к Министерству. В обоснование жалобы указывает, что Министерство участвовало в деле как финансовый орган от имени казны Российской Федерации, однако в решении не содержится указание на взыскание убытков за счет казны Российской Федерации. Считает, что финансирование льгот на проезд гражданину Украины не входит в компетенцию Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "ФПК" просит оставить решение от 27.01.2016 без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Ответчик извещался о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представитель в суд не прибыл.
На основании статьи 156 АПК РФ с учетом разъяснений, приведенных в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя истца, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела АО "ФПК" является публичным перевозчиком, осуществляет перевозку пассажиров.
Установлено, что АО "ФПК" в 2014 году предоставило льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом отдельным категориям граждан в соответствии с "Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 (далее - Соглашение).
На полигоне Дальневосточной железной дороги перевозка пассажиров в поездах дальнего следования и оформление проездных документов (билетов) осуществляется силами Дальневосточного филиала АО "ФПК".
В соответствии с реестрами оформленных Дальневосточным филиалом АО "ФПК" проездных документов недополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом составила 17 448 руб.
Факт предоставления указанных льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купонами кассира с отрывными талонами.
Использование указанной системы для продажи проездных документов предусмотрено пунктом 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30. Данные АСУ Экспресс содержат информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, дате поездки, виде льготы (со скидкой или бесплатно), номере проездного документа, номере терминала через который продан проездной документ, полной стоимости проезда, фактически уплаченной пассажиром сумме, недополученной стоимости проезда. Вследствие предоставления льготного проезда участнику Великой Отечественной войны Скляр А.А., истцом понесены убытки на сумму 17 448 руб., что явилось основанием для обращения АО "ФПК" с настоящим иском в арбитражный суд.
Дав оценку по правилам статьи 71 АПК РФ представленным в материалы дела доказательствам, суд первой инстанции руководствовался следующими нормами права.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В предмет доказывания по искам о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, входят следующие обстоятельства: наличие между сторонами обязательств; неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обязательства; наличие убытков; наличие причинно-следственной связи между действиями должника и причиненными кредитору убытками; размер ущерба.
На основании статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе реестры оформленных Дальневосточным филиалом АО "ФПК" проездных документов, данные автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купоны кассира с отрывными талонами, суд первой инстанции установил наличие на стороне истца убытков, связанных с предоставлением льгот на проезд участнику Великой Отечественной войны Скляр А.А. в сумме 17 448 руб.
При этом судом первой инстанции принято во внимание, что АО "ФПК" относится к коммерческим организация (преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) и не является источником финансирования (субсидирования) социальных мер, направленных на поддержку отдельных категорий граждан, принимаемых государством.
Поэтому в результате бездействия уполномоченных государственных органов, выраженного в нефинансировании определенных социальных мер, направленных на поддержку отдельных категорий граждан и установленных государством, реализация которых была возложена на АО "ФПК", как на "транспортную организацию" компания понесла убытки.
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
По правилам статьи 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета транспортной организации выпадающих доходов возникает из международного Соглашения, предусматривающих предоставление льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Данные нормы регулируют правоотношения по возмещению потерь (расходов) в результате установления Российской Федерацией либо субъектом Российской Федерации льгот и преимуществ по провозной плате, тарифам, сборам и плате на транспорте общего пользования.
Такие льготы или преимущества должны быть установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации для какой-либо определенной в них категории пользователей общественным транспортом (ветераны, инвалиды, герои войны и др.).
С 01.01.2005 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" натуральные льготы по предоставлению бесплатного проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ были заменены ежемесячными денежными выплатами, изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена иная система социальной защиты граждан на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в результате которого предоставление льгот вменено в полномочия субъектов Российской Федерации с разрешением вопросов финансирования между субъектами Российской Федерации и Российской Федерацией по нормам бюджетного законодательства.
Однако сохранен и прежний порядок предоставления льгот по проезду инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, являющимся гражданами стран СНГ, в соответствии с действующим международным договором.
Такой порядок для граждан стран СНГ был установлен в заключенном Правительствами Государств СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) 12.03.1993 в г. Минске Соглашении о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненных к ним (далее - Соглашение), которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
В силу статьи 13 АПК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, арбитражный суд применяет правила международного договора.
В соответствии со статьей 2 указанного Соглашения инвалидам Великой Отечественной Войны 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств - участников Соглашения 1 раз в год (туда и обратно). Инвалидам Великой Отечественной Войны 3 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50% скидка со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) по железной дороге.
Кроме того, сохранены сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам Великой Отечественной Войны и лицам, приравненным к ним. Лицам, сопровождающим в поездах инвалидов Великой Отечественной Войны 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50% скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Согласно статье 3 Соглашения участникам Великой Отечественной Войны и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50%) скидку со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.
В соответствии со статьей 4 Соглашения лицам, указанным в статьях 2 и 3 настоящего Соглашения, по их желанию, вместо полагающегося им проезда с 50-процентной скидкой один раз в год (туда и обратно) железнодорожным, водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом предоставляется бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) указанными видами транспорта.
На основании статьи 6 Соглашения транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.
В соответствии со статьи 7 Соглашения основанием для приобретения льготного проездного билета является удостоверение и лист талонов на льготный проезд, выданные соответствующими органами бывшего Союза ССР или сторонами по форме, действовавшей на 01.01.1992, по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд.
В соответствии со статьей 8 указанного Соглашения возмещение транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в настоящем Соглашении, осуществляется сторонами в соответствии с национальным законодательством.
Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 21.11.2007 N 1659-р "О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993".
Согласно протоколу Правительства государств - участников Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993 согласились внести в Соглашение следующие изменения:
а) дополнить статью 8 текстом следующего содержания:
Стороны в соответствии с национальным законодательством осуществляют расходы, связанные с реализацией прав на льготный проезд лиц, указанных в статьях 2 и 3 настоящего Соглашения, в полном объеме в отношении постоянно проживающих на их территориях: своих граждан; граждан государств - участников настоящего Соглашения; лиц без гражданства.
Также Соглашение дополнено статьей 8.1, согласно которой стороны вместо предоставления установленных настоящим Соглашением льгот по проезду на соответствующих видах транспорта могут осуществлять денежные выплаты в соответствии с национальным законодательством.
Пункт 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" устанавливает, что в 2012 году направление бюджетных ассигнований на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству финансов Российской Федерации, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в соответствии со структурой расходов федерального бюджета на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
На основании приведенных норм права суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета транспортной организации выпадающих доходов в данном случае возникает из международного Соглашения от 12.02.1993, предусматривающего предоставление льгот по оплате проезда, в том числе железнодорожным транспортом, указанным категориям граждан стран СНГ, что льготы, предусмотренные Соглашением от 12.03.1993, являются обязательствами Российской Федерации и подлежат компенсации за счет федерального бюджета.
Доказательств передачи Российской Федерацией полномочий по предоставлению указанных льгот субъектам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ либо иным законодательством ответчик не представил.
Доказательства компенсации Российской Федерацией понесенных обществом убытков материалы дела не содержат.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия в данном случае причинной связи между понесенными истцом убытками в результате предоставления льгот на проезд и обязательствами Российской Федерации в лице финансового органа по компенсации названных убытков, установленными международным Соглашением от 12.02.1993.
При этом судом первой инстанции принято во внимание следующее.
Оценив расчет задолженности, представленный истцом, суд первой инстанции установил, что в размер взыскиваемых убытков включен НДС.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров, исчисленная из фактических цен их реализации. Объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Учитывая, что дотации, выделяемые из федерального бюджета на покрытие убытков от предоставления льгот в соответствии с законами социальной направленности, имеют целевое назначение, их нельзя признать доходами от реализации услуг и, соответственно, указанные дотации (субвенции) не могут быть объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров, исчисленная из фактических цен их реализации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истец, рассчитывая получить из бюджета денежные средства в возмещение фактически произведенных им расходов по предоставлению льгот гражданам, не должен был включать данные средства в налоговую базу для исчисления НДС.
Судом первой инстанции исключен НДС из расчета убытков, исковые требования в этой связи удовлетворены в сумме 15 384,20 руб.
Указанные выводы являются верными, доводов о несогласии с ними апелляционная жалоба не содержит.
Не является основанием для отмены решения довод жалобы на отсутствие в обжалуемом решении указания на взыскание убытков за счет казны Российской Федерации, поскольку судом впоследствии вынесено определение от 20.02.2016.
Подлежит отклонению довод заявителя апелляционной жалобы о том, что финансирование льгот на проезд гражданину Украины не входит в компетенцию Российской Федерации, как основанный на не правильном понимании приведенных судом норм права и противоречащий содержанию международного Соглашения от 12.02.1993.
Дав повторную оценку приобщенным в материалы дела доказательствам, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для ее удовлетворения.
Неправильное применение судом первой инстанции норм материального права или норм процессуального права не установлено.
От уплаты государственной пошлины заявитель освобожден на основании статьи 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.01.2016 по делу N А73-14997/2015 с учетом определения от 20.02.2016 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14997/2015
Истец: АО "Федеральная пассажирская компания" (Дальневосточный филиал ОАО "федеральная пассажирская компания")
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Специалист-эксперт юридического отдела А. Н. Вергулес, Управление Федерально казнечейства по Хабаровскому краю