г. Пермь |
|
28 марта 2016 г. |
Дело N А60-30309/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чепурченко О.Н.,
судей Мармазовой С.И., Мартемьянова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малышевой Д.Д.,
при участии:
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 декабря 2015 года,
принятое судьей Соболевой Н.В. по делу N А60-30309/2015,
по заявлению ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области (ОГРН 1026601799950, ИНН 6631006407)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Свердловской области (ОГРН 1046610970010, ИНН 6617002802),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Гутковский Р.В.,
о признании записи в едином государственном реестре юридических лиц недействительной,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о прекращении деятельности МБУ "Редакция газеты "Наше слово" от 09.06.2015 за ГРН 2156617038642.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 декабря 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств имеющих значение для дела.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд указывает на то, что в силу подп. "г" п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", документ, подтверждающий предоставление в территориальный орган Пенсионного фонда сведений установленных законом, в связи с ликвидацией общества подается как самим заявителем на бумажном носителе, так и осуществляющим территориальным органом Пенсионного фонда в электронной форме по межведомственному запросу регистрирующего органа, при этом регистрирующий орган в любом случае должен располагать для осуществления государственной регистрации ликвидации юридического лица данной информацией. Заявитель отмечает, что суду представлялась информация из СМЭВ (скриншот" за период с 01.04.2015 по 09.09.2015 об отсутствии полученных УПФР в г. Североуральске межведомственных запросов в отношении МБУ "Редакция газеты "Наше слово"; обстоятельства неполучения запроса от регистрирующего органа подтверждается также сведениями вышестоящего территориального органа ПФР - Отделения ПФР по Свердловской области; доказательств получения запроса регистрирующим органом не представлено. Также апеллянт указывает на то, что в выявленные результате проверки МБУ "Редакция газеты "Наше слово" нарушения законодательства, регулирующие правоотношения в области пенсионного страхования, выразившиеся в предоставлении недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части трудового стажа на работников влекут нарушение пенсионных прав работников ликвидируемого учреждения и могут являться основанием для не включения периодов работы в страховой стаж данных работников при назначении им пенсии. Для устранения данных нарушений и соблюдения пенсионных прав застрахованных лиц необходимо осуществить корректировку индивидуальных сведений на работников путем представления соответствующих документов.
Межрайонная ИФНС N 14 по Свердловской области, Гутковский Р.В. согласно письменным отзывам против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения.
От Пенсионного фонда, регистрирующего органа и Гутковского Р.В. поступили заявления о рассмотрении спора в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Североуральского городского округа N 1904 от 08.12.2014 принято решение о ликвидации МБУ "Редакция газеты "Наше слово", Гутковский Р.В. назначен ликвидатором указанного учреждения (п. 2 ст. 61, п. 3 ст.62 ГК РФ) (копия постановления имеется в материалах дела).
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 62 ГК РФ направлено уведомление в налоговый орган о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
12 декабря 2014 года регистрирующим органом внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 63 ГК РФ 21.01.2015 в Вестнике государственной регистрации часть 1 N 2 (514) от 21.01.2015/715 осуществлена публикация соответствующего объявления, а также установлен срок для предъявления требований кредиторов (скриншот страницы сайта Вестника государственной регистрации).
По истечении двух месяцев для предъявления требований кредиторов в Межрайонную ИФНС N 14 по Свердловской области предоставлен промежуточный ликвидационный баланс.
Во исполнение ч. 15 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) до подачи заявления и ликвидационного баланса в налоговый орган (01.06.2015), 19.05.2015 в Пенсионный фонд был направлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщикам страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам по Форме РСВ-1 ПФР, для проверки расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
22 мая 2015 года отчет был проверен и принят Пенсионным фондом без разногласий. Согласно отчету МБУ "Редакция газеты "Наше слово" по начисленным и уплаченным страховым взносам задолженности не имеет.
09 июля 2015 года в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности МБУ "Редакция газеты "Наше слово" за ГРН 2156617038642.
Ссылаясь на наличие недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении работников МБУ "Редакция газеты "Наше слово", Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности МБУ "Редакция газеты "Наше слово" от 09.06.2015 за ГРН 2156617038642.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из недоказанности заявленного требования.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения в силу следующего.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен ст.ст. 20-22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Перечень документов, представляемых для такой регистрации, определен в п. 1 ст. 21 названного Закона.
Согласно данной норме для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Содержащееся в указанной норме требование о представлении соответствующего документа в числе подаваемых для государственной регистрации документов, как самим заявителем, так и соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме по межведомственному запросу регистрирующего органа является императивным и устанавливающим обязательность представления указанной в подп. "г" п. 1 ст. 21 Закон о государственной регистрации информации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, либо подведомственных государственным органам организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг, за исключением документов, включенных в определенный ч. 6 ст. 7 Закона N 210-ФЗ перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, по собственной инициативе.
Предоставление документов и информации, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона N 210-ФЗ, осуществляется по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, в соответствии с требованиями к межведомственному взаимодействию при предоставлении государственных услуг, установленными ст. 7.1 Закона N 210-ФЗ.
Пунктом 2 ст. 7.1 названного закона установлено, что направление межведомственного запроса и представление документов и информации допускаются только в целях, связанных с предоставлением государственных или муниципальных услуг и (или) ведением базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг. Сведения о базовых государственных информационных ресурсах и о порядке доступа к сведениям базовых государственных информационных ресурсов включаются в реестр базовых государственных информационных ресурсов, порядок формирования, актуализации и использования которого определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092 "О порядке представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а так же для введения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утверждены Правила предоставления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а так же для введения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п. 1 настоящего Правила, определяют порядок информационного взаимодействия регистрирующего органа, с иными органами государственной власти, а также территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также ведении Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 4 настоящего Правила, межведомственное информационное взаимодействие регистрирующего органа с иными органами при наличии технической возможности осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Представление в регистрирующий орган территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации документа, предусмотренного подпунктом "ж" п. 1 ст. 14, подпунктом "г" п. 1 ст. 21 и подпунктом "в" п. 1 ст. 22.3 Закона о государственной регистрации, осуществляется в течение 2 рабочих дней, следующих за днем получения межведомственного запроса регистрирующего органа (п. 5 постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092).
Инспекцией в соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации в Пенсионный фонд города Североуральска 04.06.2015 посредством использования системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) был направлен запрос о предоставлении информации о ликвидации МБУ "Редакция газеты "Наше слово".
Из выписки передачи данных следует, что Пенсионным фондом ответ на запрос инспекции не направлен, что подтверждается выпиской из СМЭВ.
Также следует отметить, что в соответствии с ч. 20 ст. 35 Закон о страховых взносах в отношении плательщика страховых взносов проводится выездная проверка, осуществляемая в связи с ликвидацией организации.
На основании ч. 7 ст. 35 Закон о страховых взносах при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уполномочен проводить у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
Как следует из апелляционной жалобы, сведения о персонифицированном учете были представлены МБУ "Редакция газеты "Наше слово", в отношении них была проведена выездная проверка.
Кроме того, согласно Распоряжению Правления ПФ РФ от 03.02.2011 N 34р "Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов" Пенсионный фонд должен был организовать проверку ликвидируемого плательщика страховых взносов с учетом положений статей 63 и 64 ГК РФ таким образом, чтобы до истечения двухмесячного срока с момента публикации информации о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (то есть до утверждения промежуточного ликвидационного баланса) плательщику страховых взносов были вручены копия решения территориального органа ПФР по результатам рассмотрения материалов выездной проверки, а также требования об уплате страховых взносов, пеней, штрафов.
Указанное требование Пенсионным фондом выполнено не было.
Как указывалось ранее, публикация о ликвидации была произведена в установленном порядке. Сведениями о ликвидации МБУ "Редакция газеты "Наше слово" Пенсионный фонд располагал.
Более того, Пенсионный фонд, располагавший информацией о наличии, по его мнению, недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении работников МБУ "Редакция газеты "Наше слово", вместе с тем информацию о невозможности окончания ликвидации МБУ "Редакция газеты "Наше слово" в налоговую инспекцию не направлял.
Формальная ссылка на неполучение запроса инспекции не может служить основанием для признания недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности МБУ "Редакция газеты "Наше слово", и возложении обязанности на инспекцию аннулировать запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности МБУ "Редакция газеты "Наше слово".
Таким образом, выписками из базы данных подтверждается, что инспекцией запрос в пенсионный фонд направлялся в установленном порядке. Ответа в установленном порядке получено не было. Следовательно, инспекция не располагала необходимыми сведениями для отказа в государственно регистрации ликвидации МБУ "Редакция газеты "Наше слово" в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации, каких-либо других оснований.
В соответствии с п. 6 ст. 7.1 Федерального закона N 210-ФЗ от 27.07.2010, непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в орган указанный в абзаце первом ч. 1 ст. 7, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги.
Принимая во внимание приведенные выше номы права и установленные по делу обстоятельства, в связи с отсутствием у ликвидируемого лица задолженности по налогам, судебного акта или акт судебного пристава-исполнителя, содержащего запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий, а также сведений, которые могли бы явиться основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации МБУ "Редакция газеты "Наше слово", регистрирующим органом правомерно было принято решение от 09.06.2015 N 340А о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Таким образом, оснований для признания недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности МБУ "Редакция газеты "Наше слово" от 09.06.2015 за ГРН 2156617038642 у суда первой инстанции не имелось.
Доводы Пенсионного фонда, изложенные в апелляционной жалобе, следует признать несостоятельными и не влекущими отмену обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены определение Арбитражного суда Свердловской области от 16.12.2015, предусмотренных ст. 270 АПК РФ судом апелляционной инстанции не установлено.
В удовлетворении апелляционных жалоб следует отказать.
В порядке ст. 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит отнесению на заявителя апелляционной жалобы. В силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 декабря 2015 года по делу N А60-30309/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Н. Чепурченко |
Судьи |
С.И. Мармазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30309/2015
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральске Свердловской области
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области
Третье лицо: Ликвидатор Мбу "редакция газеты "наше слово" Гутовский Роман Васильевич, Гутковский Роман Васильевич, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области