г. Пермь |
|
28 марта 2016 г. |
Дело N А50-23281/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мармазовой С.И.,
судей Романова В.А., Чепурченко О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Нуретдиновой О.И.,
при участии:
от заявителя - Боровкова Станислава Игоревича (Боровков С.И.): Окулова Е.А. (паспорт, доверенность от 02.10.2015),
от иных лиц, участвующих в деле: не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Боровкова С.И.
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 28 декабря 2015 года,
принятое судьёй Морозовой Т.В.
по делу N А50-23281/2015
по заявлению Боровкова С.И.
к Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы России N 17 по Пермскому краю (Межрайонная ИФНС России N 17 по Пермскому краю, ОГРН 1135906006510, ИНН 5906123280)
о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 17 по Пермскому краю от 29.06.2015 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "ПКМ" (ООО "ПКМ"), взыскании 28 850 рублей убытков,
установил:
Боровков С.И. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 17 по Пермскому краю от 29.06.2015 N 22145А об отказе в государственной регистрации ООО "ПКМ", взыскании 28 850 руб. убытков, в том числе: 4 000 руб. - расходы по уплате государственная пошлина за регистрацию юридического лица, 22 000 руб. - расходы на оплату юридических услуг, 2 850 руб. - расходы на оплату услуг нотариуса, а также расходов на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб. (с учётом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, требования заявителя о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 17 по Пермскому краю от 29.06.2015 N 22145А об отказе в государственной регистрации ООО "ПКМ" и взыскании 28 850 руб. убытков удовлетворить.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что в здании, в котором должно было располагаться ООО "ПКМ" отсутствует нумерация помещений, что подтверждается техническим паспортом здания и пояснениями собственника. Все представленные для государственной регистрации документы соответствовали требованиям законодательства, а сведения, содержащиеся в них, были достоверны. В связи с принятием налоговым органом незаконного решения заявитель понёс убытки.
Межрайонная ИФНС России N 17 по Пермскому краю в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалоб без удовлетворения. Указывает, что адрес юридического лица, указанный в документах, представленных для государственной регистрации, проверяется на предмет возможности осуществления с юридическим лицом связи по заявленному адресу; наличие нумерации офисных помещений подтверждается сведениями Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддерживает, просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Межрайонная ИФНС России N 17 по Пермскому краю, извещённая надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебное заседание не направила, что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в её отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 19.06.2015 заявитель обратился в Межрайонную ИФНС N 17 по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации юридического лица - ООО "ПКМ", представил следующие документы: заявление по форме N Р 11001, решение единственного учредителя (участника) ООО "ПКМ" от 09.06.2015, устав ООО "ПКМ" в двух экземплярах, чек от 22.06.2015 об оплате государственной пошлины, гарантийное письмо от OA "ТВ Максима" от 02.06.2015 N5/36, копию нотариальной доверенности от 19.06.2015 59 АА 1844577.
Решением от 29.06.2015 N 22145А Межрайонная ИФНС России N17 по Пермскому краю отказала в регистрации юридического лица в связи с отсутствием конкретного помещения - офиса, и наличием у налогового органа подтверждённой информации о недостоверности, содержащихся в представленных документах, сведений об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом (п.п. "а, р" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) (л.д. 11-13).
Заявитель обратился в УФНС России по Пермскому краю с жалобой на решение Межрайонной ИФНС России N 17 по Пермскому краю от 29.06.2015 N 22145А.
Письмом от 28.08.2015 N 14-13/1/11830 УФНС России по Пермскому краю сообщило заявителю об отказе в удовлетворении его жалобы на решение Межрайонной ИФНС России N 17 по Пермскому краю от 29.06.2015 N22145А (л.д. 27-29).
Ссылаясь на необоснованный отказ в регистрации юридического лица, на не соответствие решения налогового органа закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, наличие связи с ООО "ПКМ" возможно в отсутствии указания номера его офиса, т.к. в здании имеется контрольно-пропускной пункт, указание номера офиса свидетельствовало бы о недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, нумерация офисов в здании отсутствует, обязанность учредителя указывать в заявлении и в решении о создании юридического лица номер офиса законом и иными правовыми актами не предусмотрена, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 17 по Пермскому краю от 29.06.2015 N 22145А об отказе в государственной регистрации ООО "ПКМ", взыскании 28 850 руб. убытков, а также расходов на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса (помещения, квартиры), в представленном в налоговый орган заявлении о регистрации ООО "ПКМ" номер офиса не указан.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя заявителя в судебном заседании, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ).
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п.п. 4, 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии со ст. 12 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте.
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Подпункт "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ предусматривает, что отказ в государственной регистрации допускается при непредставлении заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В силу подп. "р" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержится адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно п. 2 ст. 23 Закона N 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В силу п.п. 2, 3, 5 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, - только в едином государственном реестре юридических лиц.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Требования), принятым в соответствии с п. 1.1 и 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ утверждена форма N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании".
Пунктом 2.9. формы N Р11001 (лист 002) предусмотрено указание в составе адреса юридического лица вида помещения, в котором располагается соответствующее юридическое лицо (офис, квартира и. т.п.), и номера данного помещения в соответствии с п. 2.3 Требований.
Согласно п. 14.2.05.60 письма ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ "О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при заполнении заявлений по формам, установленным Требованиями необходимо учитывать, что в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)). Отсутствие в документах, представленных на регистрацию, указания на конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), в котором будет размещаться соответствующее юридическое лицо, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица.
Судом установлено, что в представленном заявителем в налоговый орган заявлении о регистрации ООО "ПКМ" на странице 002 в разделе 2 не заполнен пункт 2.9 (офис (квартира и т.п.), номер офиса (квартиры и т.п.)).
Согласно сведениям ЕГРЮЛ по адресу: г. Пермь, ул. Максима Горького, 18, зарегистрировано 4 юридических лица с указанием номеров офисов.
Из протокола осмотра используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений и территорий, а также находящихся там вещей и документов от 25.06.2015, составленного по результатам осмотра, проведённого ИФНС России по Ленинскому району г.Перми на основании запроса о проверке сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ООО "ПКМ", следует, что по адресу: г. Пермь, ул. Максима Горького, 18 расположено 3-х этажное административное здание, в котором имеется нумерация офисных помещений (л.д. 66-68).
С учётом того, что для идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа юридического лица необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса, в заявлении о государственной регистрации ООО "ПКМ" заявитель не указал номер офиса, фактически нумерация офисов в здании имеется, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что решение Межрайонной ИФНС России N 17 по Пермскому краю от 29.06.2015 N 22145А вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание вышеуказанное, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в здании, в котором должно было располагаться ООО "ПКМ" отсутствует нумерация помещений, что подтверждается техническим паспортом здания и пояснениями собственника, все представленные для государственной регистрации документы соответствовали требованиям законодательства, а сведения, содержащиеся в них, были достоверны, в связи с принятием налоговым органом незаконного решения заявитель понёс убытки, отклоняются как необоснованные.
Кроме того, обязанность указания достоверной информации в силу п. "а" ст. 12 Закона N 129-ФЗ возложена на заявителя, представляющего документы для государственной регистрации.
В силу ст.ст. 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) ЕГРЮЛ является Федеральным информационным ресурсом, представляющим из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе.
Согласно п. 6 ст. 3 Закона N 149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе на принципе достоверности информации.
При наличии в здании нумерации офисов в рассматриваемом случае не указание заявителем номера офиса свидетельствует об отсутствии указания определённого, действительного адреса юридического лица, что затруднит осуществление связи с ним, в том числе доставку юридически значимых сообщений, а также контроль за размещением по месту государственной регистрации.
Иные обстоятельства, приведённые в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 декабря 2015 года по делу N А50-23281/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.И. Мармазова |
Судьи |
В.А. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-23281/2015
Истец: Боровков Станислав Игоревич, Окулова Екатерина Алексеевна
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ