город Воронеж |
|
24 марта 2016 г. |
Дело N А64-4137/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Скрынникова В.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тамбовской области: Киселевой С.С., доверенность N 0317/08 от 14.03.2016,
от Общества с ограниченной ответственностью "БИЗНЕСАКТИВ": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "БИЗНЕСАКТИВ" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.12.2015 по делу N А64-4137/2015 (судья Игнатенко В.А.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "БИЗНЕСАКТИВ" (ИНН 6824003963, ОГРН 1086824000670) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тамбовской области о признании недействительными решений от 22.04.2015 N 283А и N 284 А,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БИЗНЕСАКТИВ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тамбовской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 22.04.2015 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией. В порядке ст. 201 АПК РФ Общество просило суд обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации прекращении деятельности юридического лица ООО "БИЗНЕСАКТИВ".
Решением суда от 21.12.2015 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В апелляционной жалобе ООО "БИЗНЕСАКТИВ" указывает, что ст.21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) не предусматривает представление промежуточного ликвидационного баланса совместно с заявлением о ликвидации юридического лица; в адрес ликвидационной комиссии ООО "БИЗНЕСАКТИВ" требований от налогового органа об уплате обязательных платежей в установленный двухмесячный срок с момента публикации не поступало, задолженность у Общества на 15.04.2015 фактически отсутствовала; ни на момент вынесения решения о ликвидации, ни на момент вынесения решения судом первой инстанции Инспекция не обращалась к ликвидатору с требованием включения задолженности в реестр требований кредиторов либо с требованием о ее погашении; на момент подачи уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса и заявления о ликвидации юридического лица у Общества отсутствовала какая-либо задолженность, в том числе по налогам и сборам.
По мнению Общества, ликвидатор выполнил все возложенные на него обязанности по ликвидации ООО "БИЗНЕСАКТИВ" с учетом норм права, действующих на момент ликвидации Общества.
Также в обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается, что применение судом п. 4 ст. 20 Федерального закона N 129-ФЗ необоснованно, так как, по мнению Общества, данная статья применима в правоотношениях по началу процесса ликвидации после 31.03.2015.
В представленном отзыве Инспекция возражает против доводов апелляционной жалобы Общества, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив доводы апелляционной жалобы Общества, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, судебный акт мотивирован тем, что представление Обществом ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, 15.01.2015 единственным учредителем Общества принято решение N 4 о начале процедуры добровольной ликвидации Общества и назначении ликвидатора. В Единый государственный реестр юридических лиц 26.01.2015 внесена запись о принятии названного решения.
Решением N 1 от 29.01.2015 Инспекцией в порядке п. 11 ст. 89 НК РФ назначена выездная налоговая проверка Общества.
Между тем, ООО "БИЗНЕСАКТИВ" 15.04.2015 представило в Инспекцию:
а) уведомление о принятии решения о ликвидации общества по форме Р15001, промежуточный ликвидационный баланс решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса (входящий N 283А);
б) заявление о ликвидации по форме Р16001, документ, подтверждающий представление сведений в ПФР, решение об утверждении ликвидационного баланса, ликвидационный баланс, документ об оплате государственной пошлины (входящий N 284 А).
Решениями Инспекции от 22.04.2015 N 283А и 284А ООО "БИЗНЕСАКТИВ" отказано в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Основанием для вынесения указанных решений послужил вывод Инспекции, что ликвидационный бухгалтерский баланс считается не представленным, поскольку имеется информация о проведении в отношении Общества выездной налоговой проверки на 15.04.2015. Результаты проверки не оформлены соответствующим актом и решением. Таким образом, ликвидационный бухгалтерский баланс считается не представленным.
Основанием для вынесения указанных решений послужил вывод Инспекции, что Обществом не представлены необходимые для государственной регистрации документы, а именно заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, ликвидационный баланс. Из указанного решения следует, что Обществу известно о проведенной выездной налоговой проверке, на результаты проверки не оформлены соответствующим актом и решением. Ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения о проведенных расчетах с кредиторами, которым может быть бюджет, считается не представленным. Таким образом, заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией содержит недостоверную информацию о соблюдении порядка ликвидации юридического лица и о завершении расчетов с кредиторами. Заявление, содержащее недостоверную информацию, считается не представленным.
Не согласившись с решениями об отказе в государственной регистрации от 22.04.2015 N 283А и 284А, ООО "БИЗНЕСАКТИВ" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 ГК РФ).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - пункт 4 статьи 61, статья 65 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Согласно статье 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами (пункт 2 статьи 62 ГК РФ).
Порядок ликвидации юридического лица определен статьей 63 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
В силу пункта 2 статьи 63 ГК РФ по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Как следует из пункта 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, лишь после завершения расчетов с кредиторами.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (пункт 8 статьи 63 ГК РФ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федерального закона N 129-ФЗ.
Из пунктов 1.1, 1.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ следует, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1). Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.2).
Пунктами 1, 3 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ определено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица (пункт 1). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (пункт 3).
Согласно новой редакции статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ (пункт 4 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ, действует с 31.03.2015) уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока, в том числе, окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.
Материалами дела подтверждено, что ООО "БИЗНЕСАКТИВ" 15.04.2015 представило в регистрирующий орган заявление по форме N Р16001 о государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, промежуточный и ликвидационный баланс утверждены ликвидатором Общества в период проведения выездной налоговой проверки. Акт проверки составлен 20.05.2015, подписан и получен ликвидатором Общества. Решение о привлечении ООО "БИЗНЕСАКТИВ" к ответственности к ответственности за совершение налогового правонарушения N 14 принято налоговым органом 24.06.2015.
Доказательств того, что Общество не знало и не могло знать о проводимой выездной проверке по состоянию на дату представления пакета документов, в том числе ликвидационного баланса, 15.04.2015 суду первой и апелляционной не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Общества не имелось оснований претендовать на регистрацию ликвидации до вынесения решения по результатам указанной проверки.
Довод Общества, что при рассмотрении настоящего дела суд необоснованно применил п. 4 ст. 20 Федерального закона N 129-ФЗ, так как, по мнению Общества, данная норма применима в правоотношениях по началу процесса ликвидации после 31.03.2015, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанные на ошибочном определении порядка вступления в силу указанного положения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 67-ФЗ п. 4 ст. 20 начинает действовать со дня официального опубликования данного закона. Федеральный закон N 67-ФЗ официально опубликован 31.03.2015. Поскольку в отношении п. 4 ст. 20 Федерального закона N 129-ФЗ не указанные иные сроки вступления его в силу, то указанные положения подлежат применению именно с 31.03.2015 вне зависимости от того когда началась процедура ликвидации.
Довод Общества, что положения п. 4 ст. 20 Федерального закона N 129-ФЗ ухудшают положение Общества, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанная норма регулирует процедуру ликвидации юридического лица.
Условия осуществления процедуры ликвидации не ухудшили положение Общества по выполнению им своих обязательств, касающихся окончания процесса ликвидации.
При этом судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела была дана оценка правовому обоснованию отказа в регистрации ликвидации, указанному Инспекцией в оспариваемых решенях.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются, в том числе следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В постановлении от 15.01.2013 N 11925/12 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что в соответствии с положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - пункт 4 статьи 61, статья 65 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно, в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11 указал, что необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Таким образом, ликвидационный баланс, представленный с заявлением Р16001 и промежуточный ликвидационный баланс, представленный в регистрирующий орган, не содержат сведений о налоговой задолженности Общества, выявленной по результатам выездной налоговой проверки, инициированной в связи с ликвидацией Общества.
Поскольку сведения в ликвидационном балансе не отражали действительного имущественного положения юридического лица, Инспекция обоснованно отказала ООО "БИЗНЕСАКТИВ" в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ в связи с непредставлением документов, указанных в подпункте "б" пункта 1 статьи 21 данного Закона, необходимых для государственной регистрации ликвидации.
Довод апелляционной жалобы о том, что до утверждения ликвидационного баланса Инспекция не обращалась к ликвидатору с требованием включения задолженности в реестр требований кредиторов, либо с требованием о ее погашении, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку по смыслу положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" составление ликвидационного баланса не может осуществляться без учета первичных учетных документов юридического лица. При этом ликвидатор должен действовать в равной степени добросовестно как в отношении ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов. Ликвидационный баланс, не отражающий действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, не может являться основанием для принятия регистрирующим органом решения о регистрации прекращения деятельности юридического лица.
Доводы ООО "БИЗНЕСАКТИВ" о том, что на момент принятия ликвидационного баланса и представления в регистрирующий орган документов выездная проверка еще не была окончена и представленный Обществом ликвидационный баланс является достоверным и отражает действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица на дату подачи его в регистрирующий орган, на момент подачи уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса и заявления о ликвидации юридического лица у Общества отсутствовала какая-либо задолженность, в том числе по налогам и сборам, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Решение о проведении выездной налоговой проверки принято инспекцией 29.01.2015.
Согласно пункту 8 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Инспекция воспользовалась своим правом, и провела выездную налоговую проверку в отношении Общества. Сроки проведения проверки Инспекция не нарушила.
По состоянию на 15.04.2015 результаты проверки оформлен не были.
Таким образом, представленная Обществом информация об отсутствии у него кредиторской задолженности по уплате налогов в бюджет на момент подачи заявления о ликвидации опровергается актом N 13 от 20.05.2015, составленным по результатам выездной налоговой проверки, в ходе которой выявлена задолженность, образовавшаяся до 15.01.2015, то есть до принятия Обществом решения о ликвидации.
То обстоятельство, что фактически акт проверки от 20.05.2015 был вручен ликвидатору 15.09.2015, не свидетельствует о том, что ликвидатор, надлежащим образом уведомленный о начале проведения выездной налоговой проверки в отношении Общества, не обладал соответствующей информацией.
Действуя разумно, с должной степенью заботливости и осмотрительности, при добросовестном исполнении своих прав и обязанностей, ликвидатор ООО "БИЗНЕСАКТИВ", будучи извещенным о проведении в отношении Общества выездной налоговой проверки, мог и должен был принять меры к получению результатов названной проверки перед подачей ликвидационного баланса в регистрирующий орган с целью надлежащего исполнения обязанностей налогоплательщика, а также в регистрационный орган по представлению достоверных сведений.
Принятие Инспекцией решения о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения 24.06.2015 не опровергает факт наличия у Общества в период проведения ликвидационных процедур и на момент обращения с заявлением о ликвидации задолженности по налогам перед бюджетом, подтвержденной результатами выездной налоговой проверки.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу о несоблюдении Обществом требований к процедуре ликвидации юридического лица и представлению в налоговый орган документов, необходимых для государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "БИЗНЕСАКТИВ" и отмены оспариваемого судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.12.2015 по делу N А64-4137/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4137/2015
Истец: ООО "БИЗНЕСАКТИВ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Тамбовской области