г. Хабаровск |
|
29 марта 2016 г. |
А73-15451/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ГАСО-ЛЕС": представитель не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГАСО-ЛЕС"
на решение от 24.12.2015
по делу N А73-15451/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГАСО-ЛЕС"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГАСО - ЛЕС" (далее - ООО "ГАСО - ЛЕС"; общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление, административный орган, Управление Росреестра по Хабаровскому краю) от 20.10.2015 N 440/2015, которым заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), и ему назначено наказание, в виде наложения штрафа в размере 186000 руб.
Решением суда от 24.12.2015 в удовлетворении заявленного требования общества отказано.
Суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 2 статьи 22, пункты 1, 3 статьи 36, пункт 1 статьи 25, пункт 1 статьи 26, статью 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 14, 17, 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 11), Постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.2005 N 11301/04, установил факт использования обществом земельного участка по адресу: г. Хабаровск, ул. Перекопская, 2В, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, при этом общество имеет зарегистрированное право общей долевой собственности на часть здания по этому адресу, начиная с 15.11.2005, но на протяжении почти 10 лет правоустанавливающие документы, на соответствующий земельный участок не оформило; суд также проверил расчет штрафа и установил, что он назначен заявителю в размере менее минимального административного штрафа, установленного статьей 7.1 КоАП РФ, кроме того суд пришел к выводу об отсутствии исключительных обстоятельств правонарушения для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ГАСО-ЛЕС" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, признать совершенное правонарушение малозначительным либо снизить размер административного штрафа до максимально возможной суммы.
Заявитель жалобы, ссылаясь на часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ, статьи 246, 247 ГК РФ, Определение Конституционного суда Российской Федерации от 15.09.2015 N 1828-О, Постановление ВС РФ от 15.06.2015 по делу N 305-АД14-299.А41-51919/13, считает, что суд не дал оценки следующему доводу заявителя: обществу принадлежит только 1/3 часть здания, в 2010 году всеми собственниками здания было достигнуто соглашение о приобретении спорного земельного участка в собственность, о чем подготовлено соответствующее постановление Администрации г. Хабаровска N 628 от 03.03.2010, определена выкупная цена, но из-за отсутствия денежных средств у одного из долевых собственников приобретение земли не состоялось, в настоящее время ведутся работы по отмене такого постановления Администрации и подготовка документов, необходимых для договора аренды, то есть вина заявителя в неоформлении прав на земельный участок отсутствует. Кроме того, общество считает, что у суда имелись законные основания для снижения суммы штрафа ниже низшего, поскольку, в том числе наложение штрафа в такой сумме несет значительный ущерб деятельности общества.
В своем отзыве на апелляционную жалобу административный орган доводы жалобы отклонил, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 24.08.2015 N 440 заместителя начальника Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, государственным инспектором Управления 07.10.2015 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении ООО "ГАСО-ЛЕС" (о чем общество извещено уведомлением от 25.08.2015) по использованию земельного участка, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Перекопская, 2В, в ходе которой установлено, что на указанном земельном участке с кадастровым номером 27:23:0050611:20 с уточненной площадью 66695, 50 кв. м. находится здание главного корпуса завода, принадлежащее юридическому лицу ООО "ГАСО-ЛЕС" на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/3), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 27-27-01/065/2005-523, выдано свидетельство о государственной регистрации права N 27 АБ 0101369 от 15.11.2005; площадь используемого под зданием земельного участка составляет 21500 кв. м., но документы, подтверждающие права ООО "ГАСО-ЛЕС" на используемый земельный участок площадью 21500 кв. м. у общества отсутствуют.
Проверка проведена в присутствии представителя ООО "ГАСО-ЛЕС" (доверенность N 2 от 14.09.2015), по результатам которой составлен акт проверки N 440-ПЛ/2015 от 07.10.2015, где зафиксированы выявленные нарушения (данный акт вручен представителю общества).
07.10.2015 государственным инспектором Управления в отношении ООО "ГАСО-ЛЕС", и в присутствии его представителя, составлен протокол N 440-ПЛ/2015 от 07.10.2015 об административном правонарушении по статье 7.1 КоАП РФ.
О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "ГАСО-ЛЕС" на 20.10.2015 в 16 ч. 00 мин. было извещено определением от 07.10.2015.
20.10.2015 заместителем руководителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, в присутствии представителя ООО "ГАСО-ЛЕС" Щур О.В. (доверенность N 2 от 14.09.2015), в отношении последнего вынесено постановление по делу N 440/2015 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, в виде наложения штрафа размере 186000 руб.
Не согласившись с данным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно установленному пунктом 1 статьи 8 ГК РФ перечню оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 36 ЗК РФ).
В силу требований пункта 1 статьи 25, пункта 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации на основании Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю", правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в случаях, установленных федеральными законами, в этот перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.
Исходя из положений статей 14, 26 Федерального закона N 122-ФЗ в качестве документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав, определены, в частности, свидетельством о государственной регистрации прав или специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты (статья 17 Федерального закона 122-ФЗ).
Одним из оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности являются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (статья 39.1 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 36 ЗК РФ в случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами.
По статье 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц- от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из совокупности исследованных материалов дела следует, что общество допустило нарушение требований земельного законодательства, выразившееся в использовании земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, что подтверждается, том числе: актом проверки от 07.10.2015, протоколом N 440ПЛ/2015 от 07.10.2015 (здание главного корпуса завода, расположенное по адресу: город Хабаровск, ул. Перекопская, 2В, принадлежит обществу на праве общей долевой собственности (1/3 доля), площадь используемого земельного участка под этим зданием составляет 21500 кв. м., однако документы на данный используемый земельный участок у общества отсутствуют).
Следовательно, в действиях общества имеется объективная сторона вмененного административного правонарушения.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности исполнения обществом законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые заявитель не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени осмотрительности, в материалах дела не имеется. Какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину общества, судом не установлены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у административного органа имелись законные основания для привлечения общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, так как Управление, вынесшее постановление о привлечении ООО "ГАСО-ЛЕС" к административной ответственности, представило суду исчерпывающие доказательства вины заявителя в совершенном административном правонарушении.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Допущенное обществом нарушение малозначительным не является, так как оно не обладает свойством исключительности.
Санкция статьи 7.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц в размере от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 27:23:0050611:20 площадью 66695,50 кв. м, в соответствии с информацией автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН), составляет 173349607,96 руб.
Удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м. согласно сведениям АИС ГКН составляет 2599,12 руб.
Площадь самовольно занятого земельного участка соразмерно 1/3 доли в праве на здание составляет 21500 кв. м : 3 = 7166 кв. м.
7166 кв.м. * 2599.12 = 18625293,92 руб. кадастровая стоимость 7166 кв. м.
Учитывая вышеизложенное, сумма административного штрафа в размере 2% от кадастровой стоимости указанного земельного участка составляет 372506 руб.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 11 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Вместе с тем, административным органом при назначении административного наказания были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность ООО "ГАСО-ЛЕС", его трудное финансовое положение, в связи с чем в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ нарушителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 186000 руб., то есть в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, составляющего 372506 руб. из расчета 2% от кадастровой стоимости используемых земельных участков, то есть ниже низшего предела.
Те обстоятельства, что заявитель является долевым сособственником земельного участка и принимает меры по заключению договора аренды такого участка, не освобождает последнего от предусмотренных действующим законодательством обязательств оформления необходимых документов на используемый земельный участок.
На этом основании довод заявителя жалобы об этом, не принимается во внимание арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку указанные обстоятельства не опровергают фактическое использование земельного участка обществом с 2005 года без правоустанавливающих документов.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Таким образом, при вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права, нарушений норм материального и процессуального права, являющимися в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены или изменения судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24 декабря 2015 года по делу N А73-15451/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15451/2015
Истец: ООО "ГАСО-ЛЕС"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю