г. Москва |
|
29 марта 2016 г. |
Дело N А41-104203/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей: Иевлева П.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения - извещена, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" - извещено, представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на решение Арбитражного суда Московской области от 28.01.2016 по делу N А41-104203/15, принятое судьей Гвоздевым Ю.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее - общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.01.2016 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество обладает лицензией на осуществление фармацевтической деятельности от 15.10.2013 N ЛО-77-02-005182.
В соответствии с представленными обществом сведениями и документами в данной лицензии указан юридический адрес общества: 143960, Московская область, г. Реутов, ул. Фабричная, д. 7, и адрес осуществления фармацевтической деятельности (аптечного склада): 143960, Московская область, г. Реутов, ул. Фабричная, д. 7.
По результатам проверки соблюдения обществом лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности проведенной в период с 13.11.2015 по 03.12.2015 на основании приказа от 30.10.2015 N 7958 составлен акт проверки от 03.12.2015 N 164, в которой проверяющими сделаны записи о том, что общество осуществляет фармацевтическую деятельность с грубыми нарушениями, выразившимися в нарушении требований подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", а именно: по адресу осуществления фармацевтической деятельности, указанному в лицензии, отсутствует. По указанному адресу не было ни генерального директора, ни иных уполномоченных обществом лиц, аптечный склад отсутствует, вывески не имеются, фармацевтическая деятельность не осуществляется. По данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, ООО "Фортуна" не прекратило своего существования.
В связи с этим Росздравнадзор 03.12.2015 составил в отношении общества протокол N 87 об административном правонарушении и 15.12.2105 обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в привлечении общества к административной ответственности, суд первой инстанции указал на то, что диспозиция указанной статьи не охватывает деяния, выражающиеся в неосуществлении лицом лицензируемой деятельности, в том числе и при несоответствии лица условиям выдачи лицензии на момент проверки.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Статьей 3 Федерального закона 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании, Закон) определено, что лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 8 Закона лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 19 Закона исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 утверждены Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положения), которые устанавливают порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 6 Положения осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 Положения.
В данном случае обществу вменяется нарушение подпункта "а" пункта 5 Положения, согласно которому лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям, в том числе иметь помещение и оборудование, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимые для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций).
Вместе с тем общество не осуществляло фармацевтическую деятельность, что подтверждено актом проверки.
В связи с этим общество не подлежало привлечению к ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ (предусматривающей наложение штрафа за осуществление предпринимательской деятельности с нарушениями) за то, что общество фактически не осуществляло деятельность: нельзя привлечь лицо, не осуществляющее лицензируемую деятельность, за осуществление такой деятельности с нарушениями.
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ не устанавливает ответственность за неосуществление лицензируемой деятельности.
При этом то обстоятельство, что общество перестало осуществлять фармацевтическую деятельность, каких-либо последствий указанных в части 11 статьи 19 Закона о лицензировании не повлекло и не могло повлечь.
То обстоятельство, что общество не известило Росздравнадзор о том, что оно перестало осуществлять фармацевтическую деятельность, не является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) с учетом содержания лицензии и Положения.
Таким образом, вменяемые обществу обстоятельства не образуют объективную сторону правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
При этом указанные обстоятельства не образуют составы и иных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, к ответственности за совершение которых привлекает арбитражный суд.
Подобная правовая позиция отражена также в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 24.09.2015 по делу со сходными обстоятельствами (N А41-14120/15).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.01.2016 по делу N А41-104203/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-104203/2015
Истец: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (РОСЗДРАВНАДЗОР)
Ответчик: ООО "Фортуна", Территориальное управление Росимущества по Московской области
Третье лицо: ООО "Орион", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ООО "Фортуна"