Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июня 2016 г. N Ф08-3299/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
29 марта 2016 г. |
дело N А32-29441/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2015 по делу N А32-29441/2015 по заявлению Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар к заинтересованному лицу Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю при участии третьего лица Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края о признании незаконным решения принятое в составе судьи Тамахина А.В.
УСТАНОВИЛ:
департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю о признании незаконным решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю от 14.05.2015 N 2343/5/15-119211 об отказе в осуществлении кадастрового учета; обязании Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю поставить на кадастровый учет сооружение - памятник Глебу Седину, литер I, площадью застройки 161,2 кв.м, высотой 9 м, расположенное по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Суворова, 10/Б.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края.
Решением суда от 28.12.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что спорные объекты не являются объектами недвижимости, оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями, некрополями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами Федеральным законом не предусмотрено.
Не согласившись с принятым решением, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что вывод суда о том, что объект, предполагавшийся к постановке на кадастровый учет, не является объектом недвижимости, не соответствует обстоятельствам дела, в соответствии с техническим паспортом объекта памятник относится к объектам недвижимого имущества, факт отсутствия или наличия указанного имущества в реестре объектов культурного наследия не может каким-либо образом повлиять на физические характеристики объекта, в том числе в части отнесения данного объекта к движимому либо недвижимому имуществу.
Заинтересованное лицо и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на территории муниципального образования город Краснодар был выявлен бесхозяйный объект недвижимого имущества, а именно сооружение - памятник Глебу Седину, литер I, площадью застройки 161,2 кв.м, высотой 9 м, расположенный по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Суворова, 10/Б (далее - памятник).
В соответствии с пунктом 3.7 Положения о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 15.12.2005 N 4 п. 19 (далее - Положение), департамент осуществляет функции по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю бесхозяйных объектов недвижимости, с целью проведения в дальнейшем работы по признанию права муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар на выявленный бесхозяйный объект недвижимого имущества.
В связи с изложенным, департаментом были приняты меры к постановке выявленных бесхозяйных объектов недвижимого имущества, в том числе зданий, строений, сооружений на государственный кадастровый учет.
Департамент, реализуя предоставленные ему полномочия, в соответствии с положениями действующего законодательства заключил с ГУПКК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" муниципальный контракт от 09.04.2015 N 20, в соответствии с которым на ГУПКК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по городу Краснодару возлагалась обязанность оказать услуги по постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, в том числе памятника.
Во исполнение указанного контракта ГУПКК "Крайтехинвентаризация -Краевое БТИ" по городу Краснодару обратилось Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю с заявлением от 28.04.2015 N 30-2126755 о постановке на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства - памятника Глебу Седину, литер I, площадью застройки 161,2 кв.м, высотой 9 м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Суворова, 10/Б.
Решением ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 14.05.2015 N 2343/5/15-119211 в осуществлении кадастрового учета отказано.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено право организации и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу предъявляемых частью 2 статьи 65, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований апелляционный суд исходит из необходимости установления наличия одновременно совокупности следующих условий: соответствуют ли закону действия (бездействие) соответствующего органа и нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
Закон N 73-ФЗ устанавливает особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия, порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия и общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу статьи 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с данным Федеральным законом подразделяются по видам: памятники, ансамбли, достопримечательные места, и категориям историко-культурного значения объектов культурного наследия: объекты культурного наследия федерального значения, объекты культурного наследия регионального значения, объекты культурного наследия местного (муниципального).
Согласно статье 15 Закона N 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия, который представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.
Пунктом 9 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия федерального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании акта Правительства Российской Федерации.
Объекты культурного наследия регионального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими решения о включении объектов культурного наследия регионального значения в реестр.
Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими и согласованного с органами местного самоуправления решения о включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (пункт 3 статьи 15 Федерального закона N 73-ФЗ).
В статье 16 Федерального закона N 73-ФЗ указано, что реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном данным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (пункт 2 статьи 34 названного закона).
Согласно пункту 8 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 N 203, государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьем пользовании или собственности они находятся.
В соответствии с пунктами 16, 17 указанной Инструкции на каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ.
Как указано в письме Минэкономразвития России от 29.12.2010 N 25973-ИМ/Д23, по мнению Минэкономразвития России, сведения о территории объекта культурного наследия могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, к которым относятся, в том числе, зоны охраны объектов культурного наследия (п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
С таким заявлением департамент к учреждению не обращался.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о зонах с особыми условиями использования территорий вносятся в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия.
Так, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органы охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующих решений обязаны направлять в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в объеме сведений, предусмотренных статьей 10 Закона о кадастре.
Таким образом, сведения о территории объекта культурного наследия не могут быть внесены в кадастр до учета памятника в надлежащем порядке. Согласно письму Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от 05.06.2015 N 78-3650/15-01-15 памятник Глебу Седину, лит. I в государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и в списке выявленных объектов культурного наследия не значится. Доказательств включения сведений о данном объекте в реестр памятников в порядке, установленном Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 года N 954), заявителем в материалы дела не представлено.
Из материалов дела видно, что органу кадастрового учета департаментом также представлялись лишь технические учетные документы на объект.
При указанных обстоятельствах оснований для признания оспариваемого отказа незаконным судом не усматривается.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2015 по делу N А32-29441/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29441/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июня 2016 г. N Ф08-3299/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации МО город Краснодар, ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю
Третье лицо: Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края., Управление по охране, реставрации и эксплуатации истрико-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", ФГБУ ФКП Росреестра по КК