город Ростов-на-Дону |
|
30 марта 2016 г. |
дело N А32-31966/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьих ли: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016 по делу N А32-31966/2015
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц - Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", Администрации муниципального образования Белореченский район, Администрации Белореченского городского поселения Белореченского района
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок,
принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - заявитель, ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просило признать незаконными отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому (далее - Управление Росреестра) от 01.06.2015 N 23/001/2015-168 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:39:0302010:297 площадью 625 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, с. Великовечное, ул. Белореченская; обязать заинтересованное лицо осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", Администрация муниципального образования Белореченский район, Администрация Белореченского городского поселения Белореченского района.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 23:39:0302010:297 заявителем в регистрирующий орган представлены не были, у Управления Росреестра отсутствовали основания для государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что ТУ Росимущества обратилось в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок в порядке разграничения государственной собственности на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 17 Земельного кодекса РФ. Право собственности на земельный участок возникло в силу закона и в соответствии с частью 1 статьи 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации.
В отзывах на апелляционную жалобу администрация Белореченского района и управление просили решение суда оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.04.2015 представитель заявителя по доверенности обратился в Белореченский отдел управления с заявлениями о государственной регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок с кадастровым номером 23:39:0302010:297.
Как видно из расписки в получении документов от 21.04.2015, к заявлению приложены кадастровый паспорт на земельный участок от 13.01.2015 и доверенность.
Из кадастрового паспорта от 13.01.2015 следует, что земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:39:0302010:297 поставлен на государственный кадастровый учет 26.08.2011, имеет разрешенное использование - для размещения и обслуживания объекта сети цифрового наземного вещания, сведения о правах отсутствуют.
Выпиской из ЕГРП от 09.06.2015 подтверждается отсутствие сведений о регистрации права собственности на участок, а также обременение земельного участка правом аренды ФГУП "Российская телевизионная радиовещательная сеть" на основании договора аренды от 24.04.2013 N 3900006099 (дата регистрации 27.08.2013).
Уведомлением от 30.04.2015 N 23/001/201/2015-168 проведение государственной регистрации приостанавливалось на срок до 29.05.2015 в связи с тем, что в составе представленных для государственной регистрации документов отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок.
Поскольку причины приостановления государственной регистрации заявителем не устранены, в государственной регистрации права собственности было отказано.
Полагая, что отказ Управления Росреестра от 01.06.2015 не соответствует положениям Земельного кодекса РФ и нормам Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции о законности отказа Управления Росреестра от 01.06.2015 ввиду следующего.
В силу части 5 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя при представлении заявителем необходимых для ее проведения документов.
Основания для государственной регистрации и требования к документам, предъявляемым на государственную регистрацию прав, содержатся в статьях 17, 18 указанного Закона.
Так, в силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ. Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Федерального закона N 122-ФЗ.
Согласно абзацу 9 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Из абзаца десятого пункта 1 статьи 20 названного Федерального закона N 122-ФЗ следует, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
К числу таких документов относятся заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины.
В данном случае оспариваемый отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:39:0302010:297 обусловлен непредставлением заявителем документа, свидетельствующего о наличии оснований для отнесения земельного участка к федеральной собственности.
Из апелляционной жалобы следует, что ТУ Росимущества обратилось в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, в порядке разграничения государственной собственности на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 17 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
В силу статьи 17 Земельного кодекса РФ к федеральной собственности относятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу статьи 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти либо действующего по его поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. N 404 для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок необходимо предоставить заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
В силу пункта 2 указанного постановления для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 23:39:0302010:297 предоставлен ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", что подтверждается выпиской из ЕГРП от 09.06.2015 N 23-0-1-239/4020/2015-6513. Указанный земельный участок предоставлен для размещения и обслуживания объекта сети цифрового наземного вещания, который соответственно будет построен за счет средств федерального бюджета.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявителю после приостановления государственной регистрации необходимо было представить государственному регистратору документы, подтверждающие возникновение права собственности РФ на спорный участок, однако такие документы не были представлены.
Судебная коллегия не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
В представленных для государственной регистрации документах какие -либо сведения о федеральном уровне собственности земельного участка отсутствовали, в них не имелось и доказательств того, что на участке находятся объекты федерального значения.
Таким образом, поскольку заявителем не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 23:39:0302010:297, постольку отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю в осуществлении государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок соответствует закону и не нарушает прав заявителя.
Доводы жалобы аналогичны доводам, приведенным в суде первой инстанции, которым судом дана правильная и исчерпывающая оценка. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2016 по делу N А32-31966/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31966/2015
Истец: Территориальное Управление Росимущества в Краснодарском крае, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКОГО РАЙОНА, Администрация г. Белореченска, Администрация МО Белореченский район, Администрация муниципального образования Белореченский район, ФГУП "РОССИЙСКАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю